Ирина Иванова
Приготовление к Посту продолжается в течение пяти недель, предшествующих Посту, и каждое из воскресных евангельских чтений посвящено одной из основных сторон покаяния.
Первое возвещение Поста в воскресном Евангелии о Закхе (Лк. 19:1-10). Это история человека, который слишком был мал ростом, чтобы видеть Иисуса, но так сильно было его желание увидеть Его, что он для этого влез на дерево. Иисус ответил на желание и вошел в дом его. В Закхее мы видим первый символ раскаяния, так как раскаяние начинается с того, что человек сознает желание Бога, Его справедливости, желание настоящей жизни. Мы должны желать того настоящего, заложенного в глубине нашей души, признать жажду Бога.
Второе воскресение приготовляющее нас к Великому Посту о мытаре и фарисее. В притче о мытаре и фарисее Господь говорит нам о двух людях, каждый из которых олицетворяет собой определенный тип религиозности. У фарисея на первом месте стоит внешнее. Он постится два раза в неделю, дает десятину от всего имущества и уверен, что он не таков, как прочие люди - разбойники, грабители и прелюбодеи. Мытарь же по-видимому не постился дважды в неделю и не давал десятину на храм, но у него было то, что не было у фарисея. У него была способность взглянуть внутрь себя и там, в глубине сердца обрести Бога. Придя в храм, он не сравнивал себя с другими, но поставил себя перед милосердием Божиим и, ударяя себя в грудь, взывал к Богу в покаянии и сокрушении сердца. Фарисей гордится собой и оценивает свое благочестие согласно количеству денег, которое жертвует на храм. Мытарь, напротив, унижает себя, и его смирение оправдывает его перед Богом. Приготовление к Посту начинается прошением, молитвой о получении смирения, так как смирение - это начало настоящего покаяния. "Фарисеева убежим высокоглаголания, и мытарева научимся высоте глагол смиренных, покаянием взывающе: Спасе мира, очисти рабы Твоя" - поет Церковь в кондаке этого дня.
В третье воскресение перед Великим Постом мы слушаем притчу о блудном сыне, рассказывающую о человеке, который ушел в "далекую страну" и там истратил все, что имел, ведя распутную жизнь и однажды изнемог от греха. Грех, обещая море удовольствий, всегда обманывает, всегда оставляет голодным, всегда только манит, но никогда не дает обещанного. Блудный сын, прядя в себя, заплакал о покинутом им доме. Подобно блудному сыну, мы понимаем, что сыновнее достоинство утрачено нами и ощущаем горячее желание вернуться назад, обрести вновь страну надежды и веры. На утрени звучит полный тоски псалом 136. Это псалом изгнания. Его пели евреи в Вавилонском плену, вспоминая свой святой город Иерусалим. Он стал песнью человека, который осознает себя изгнанным от Бога, и когда мы будем слушать этот псалом, мы поймем, что пост - это не просто время пищевых ограничений, но прежде всего, это путь домой, путь к Богу.
Чтение четвертой недели перед Постом посвящено притче Спасителя о Страшном Суде (Мф. 23:31-46). По какому закону будет Христос нас судить, когда настанет этот день? Притча отвечает - по закону Любви, по конкретной, личной любви к человеку, любому человеку, который по воле Божией встречается на нашем пути. "Отец и не судит никого, но весь суд отдал Сыну", - свидетельствует Христос об Отце (Ин. 5:22). О сбе же Он говорит: "Я пришел не судить мир, но спасит мир" (Ин. 12:47). Кто же будет судить человека на Страшном Суде? Судить нас будет тот Человек, который просил у нас любви, а мы не дали. Встреча с человеком, находящимся в нужде или в бедствии - это встреча со Христом, это Страшный Суд, который мы переживаем до того, как он совершится над всем человечеством и над каждым из нас. От того что мы сделаем или не сделаем для нуждающегося, зависит наша судьба в вечности потому, что: "То, что вы сделали одному из этих меньших, Мне сделали" (Мф. 25:40).
Последний день перед Постом называется Прощеным воскресением. Мы должны просить прощения у наши ближних и у Бога. Мы должны простить даже тех людей, которые так глубоко нас обидели, что не хватает нам человеческих сил, чтоб примириться с ними. И мы просим Бога, чтобы Он преобразил нашу душу, дав нам силы прощать тех обидчиков, которых мы по человеческим меркам простить не в силах. Еще нам не хватает собственных сил осознать в чем мы виноваты перед другими людьми, будем просить Бога открыть нам в чем и за что мы должны просить прощения у ближних. Мы должны просить прощения и у Самого Бога за то, что живем не так, как Он повелел.
Пост освобождает нас от порабощения греху, от плена этого мира. В евангельском чтении последнего воскресения говорится об условиях этого освобождения (Мф. 6:14-21).
Первое условие - Пост: отказаться от того, чтобы считать желания и требования нашей падшей природы нормальными, усилие освободить дух от диктата плоти. Но для того, чтобы Пост был настоящим, надо, чтобы он не был лицемерным, показным. "Также, когда поститесь, не будьте унылы, как лицемеры; ибо они принимают на себя мрачные лица, чтобы показаться людям постящимися. Истинно говорю вам, что они уже получают награду свою. А ты, когда постишься, помажь голову твою и умой лице твое, чтобы явиться постящимся не перед людьми, но пред Отцем твоим, Который втайне, и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно" (Мф. 6:16-18).
Второе условие Поста - "прощение". "Ибо если вы будете прощать людям согрешения их, то простит и вам Отец ваш Небесный" (Мф. 6:14). Торжество греха - это ссоры, ненависть, несогласие. Прощение - возвращение к согласию, любви. Прощение - настоящее вторжение Царствия Небесного в наш грешный и падший мир.