Нагорная проповедь — проповедь Ииcyca Христа в которой выражена сущность Нового Завета, в отличие от Завета Ветхого.
Нагорная проповедь была произнесена Спасителем на холме близ Капернаума в Галилее, вслед за призванием 12 апостолов.
- ГЛАВА 5
- Увидев народ, Он взошел на гору;
и, когда сел, приступили к Нему ученики Его. - И Он, отверзши уста Свои, учил их, говоря:
- Блаженны нищие духом, ибо их есть Царство Небесное.
- Блаженны плачущие, ибо они утешатся.
- Блаженны кроткие, ибо они наследуют землю.
- Блаженны алчущие и жаждущие правды, ибо они насытятся.
- Блаженны милостивые, ибо они помилованы будут.
- Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят.
- Блаженны миротворцы, ибо они будут наречены сынами Божиими.
- Блаженны изгнанные за правду, ибо их есть Царство Небесное.
- Блаженны вы, когда будут поносить вас и гнать и всячески неправедно злословить за Меня.
- Радуйтесь и веселитесь, ибо велика ваша награда на небесах:
так гнали и пророков, бывших прежде вас.Вы - соль земли
- Вы - соль земли.
Если же соль потеряет силу, то чем сделаешь ее соленою?
Она уже ни к чему негодна,
как разве выбросить ее вон на попрание людям.Вы - свет мира
- Вы - свет мира.
Не может укрыться город, стоящий на верху горы. - И, зажегши свечу, не ставят ее под сосудом, но на подсвечнике,
и светит всем в доме. - Так да светит свет ваш пред людьми,
чтобы они видели ваши добрые дела и прославляли Отца вашего Небесного.Не нарушить пришел Я, но исполнить.
- Не думайте, что Я пришел нарушить закон или пророков:
не нарушить пришел Я, но исполнить. - Ибо истинно говорю вам:
доколе не прейдет небо и земля,
ни одна иота или ни одна черта не прейдет из закона,
пока не исполнится все. - Итак, кто нарушит одну из заповедей сих малейших и научит так людей,
тот малейшим наречется в Царстве Небесном;
а кто сотворит и научит, тот великим наречется в Царстве Небесном. - Ибо, говорю вам,
если праведность ваша не превзойдет праведности книжников и фарисеев,
то вы не войдете в Царство Небесное.Нельзя гневаться
- Вы слышали, что сказано древним:
не убивай, кто же убьет, подлежит суду. - А Я говорю вам, что всякий,
гневающийся на брата своего напрасно, подлежит суду;
кто же скажет брату своему: "рака", подлежит синедриону;
а кто скажет: "безумный", подлежит геенне огненной. - Итак, если ты принесешь дар твой к жертвеннику
и там вспомнишь, что брат твой имеет что-нибудь против тебя, - оставь там дар твой пред жертвенником,
и пойди прежде примирись с братом твоим,
и тогда приди и принеси дар твой. - Мирись с соперником твоим скорее, пока ты еще на пути с ним,
чтобы соперник не отдал тебя судье,
а судья не отдал бы тебя слуге, и не ввергли бы тебя в темницу; - истинно говорю тебе: ты не выйдешь оттуда, пока не отдашь до последнего кодранта.
Нельзя прелюбодействовать в сердце своем
- Вы слышали, что сказано древним: не прелюбодействуй.
- А Я говорю вам, что всякий, кто смотрит на женщину с вожделением, уже прелюбодействовал с нею в сердце своем.
- Если же правый глаз твой соблазняет тебя, вырви его и брось от себя, ибо лучше для тебя, чтобы погиб один из членов твоих, а не все тело твое было ввержено в геенну.
- И если правая твоя рука соблазняет тебя, отсеки ее и брось от себя, ибо лучше для тебя, чтобы погиб один из членов твоих, а не все тело твое было ввержено в геенну.
Нельзя разводиться
- Сказано также, что если кто разведется с женою своею, пусть даст ей разводную.
- А Я говорю вам: кто разводится с женою своею, кроме вины прелюбодеяния, тот подает ей повод прелюбодействовать; и кто женится на разведенной, тот прелюбодействует.
Не клянись вовсе
- Еще слышали вы, что сказано древним: не преступай клятвы, но исполняй пред Господом клятвы твои.
- А Я говорю вам: не клянись вовсе: ни небом, потому что оно престол Божий;
- ни землею, потому что она подножие ног Его; ни Иерусалимом, потому что он город великого Царя;
- ни головою твоею не клянись, потому что не можешь ни одного волоса сделать белым или черным.
- Но да будет слово ваше: да, да; нет, нет; а что сверх этого, то от лукавого.
Просящему у тебя дай
- Вы слышали, что сказано: око за око и зуб за зуб.
- А Я говорю вам: не противься злому. Но кто ударит тебя в правую щеку твою, обрати к нему и другую;
- и кто захочет судиться с тобою и взять у тебя рубашку, отдай ему и верхнюю одежду;
- и кто принудит тебя идти с ним одно поприще, иди с ним два.
- Просящему у тебя дай, и от хотящего занять у тебя не отвращайся.
Любить нужно всех, включая врагов
- Вы слышали, что сказано: люби ближнего твоего и ненавидь врага твоего.
- А Я говорю вам: любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас,
- да будете сынами Отца вашего Небесного, ибо Он повелевает солнцу Своему восходить над злыми и добрыми и посылает дождь на праведных и неправедных.
- Ибо если вы будете любить любящих вас, какая вам награда? Не то же ли делают и мытари?
- И если вы приветствуете только братьев ваших, что особенного делаете? Не так же ли поступают и язычники?
Будьте совершенны
- Итак будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный.
Заповеди блаженства
- ГЛАВА 6
- Смотрите, не творите милостыни вашей пред людьми с тем, чтобы они видели вас: иначе не будет вам награды от Отца вашего Небесного.
- Итак, когда творишь милостыню, не труби перед собою, как делают лицемеры в синагогах и на улицах, чтобы прославляли их люди. Истинно говорю вам: они уже получают награду свою.
- У тебя же, когда творишь милостыню, пусть левая рука твоя не знает, что делает правая,
- чтобы милостыня твоя была втайне; и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно.
Как нужно молиться
- И, когда молишься, не будь, как лицемеры, которые любят в синагогах и на углах улиц, останавливаясь, молиться, чтобы показаться перед людьми. Истинно говорю вам, что они уже получают награду свою.
- Ты же, когда молишься, войди в комнату твою и, затворив дверь твою, помолись Отцу твоему, Который втайне; и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно.
- А молясь, не говорите лишнего, как язычники, ибо они думают, что в многословии своем будут услышаны;
- не уподобляйтесь им, ибо знает Отец ваш, в чем вы имеете нужду, прежде вашего прошения у Него.
Господня молитва
- Молитесь же так: Отче наш, сущий на небесах! да святится имя Твое;
- да приидет Царствие Твое; да будет воля Твоя и на земле, как на небе;
- хлеб наш насущный дай нам на сей день;
- и прости нам долги наши, как и мы прощаем должникам нашим;
- и не введи нас в искушение, но избавь нас от лукавого. Ибо Твое есть Царство и сила и слава во веки. Аминь.
Нужно прощать
- Ибо если вы будете прощать людям согрешения их, то простит и вам Отец ваш Небесный,
- а если не будете прощать людям согрешения их, то и Отец ваш не простит вам согрешений ваших.
Не нужно поститься на показ
- Также, когда поститесь, не будьте унылы, как лицемеры, ибо они принимают на себя мрачные лица, чтобы показаться людям постящимися. Истинно говорю вам, что они уже получают награду свою.
- А ты, когда постишься, помажь голову твою и умой лице твое,
- чтобы явиться постящимся не пред людьми, но пред Отцом твоим, Который втайне; и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно.
Не собирайте себе сокровищ на земле
- Не собирайте себе сокровищ на земле, где моль и ржа истребляют и где воры подкапывают и крадут,
- но собирайте себе сокровища на небе, где ни моль, ни ржа не истребляют и где воры не подкапывают и не крадут,
- ибо где сокровище ваше, там будет и сердце ваше.
Светильник для тела есть око
- Светильник для тела есть око. Итак, если око твое будет чисто, то всё тело твое будет светло;
- если же око твое будет худо, то всё тело твое будет темно. Итак, если свет, который в тебе, тьма, то какова же тьма?
Никто не может служить двум господам
- Никто не может служить двум господам: ибо или одного будет ненавидеть, а другого любить; или одному станет усердствовать, а о другом нерадеть. Не можете служить Богу и маммоне.
- Посему говорю вам: не заботьтесь для души вашей, что вам есть и что пить, ни для тела вашего, во что одеться. Душа не больше ли пищи, и тело одежды?
- Взгляните на птиц небесных: они ни сеют, ни жнут, ни собирают в житницы; и Отец ваш Небесный питает их. Вы не гораздо ли лучше их?
- Да и кто из вас, заботясь, может прибавить себе росту хотя на один локоть?
- И об одежде что заботитесь? Посмотрите на полевые лилии, как они растут: ни трудятся, ни прядут;
- но говорю вам, что и Соломон во всей славе своей не одевался так, как всякая из них;
- если же траву полевую, которая сегодня есть, а завтра будет брошена в печь, Бог так одевает, кольми паче вас, маловеры!
- Итак не заботьтесь и не говорите: что нам есть? или что пить? или во что одеться?
- потому что всего этого ищут язычники, и потому что Отец ваш Небесный знает, что вы имеете нужду во всем этом.
- Ищите же прежде Царства Божия и правды Его, и это все приложится вам.
- Итак не заботьтесь о завтрашнем дне, ибо завтрашний сам будет заботиться о своем: довольно для каждого дня своей заботы.
Милостыню нельзя делать на показ
- ГЛАВА 7
- Не судите, да не судимы будете,
- ибо каким судом судите, таким будете судимы; и какою мерою мерите, такою и вам будут мерить.
- И что ты смотришь на сучок в глазе брата твоего, а бревна в твоем глазе не чувствуешь?
- Или как скажешь брату твоему: "дай, я выну сучок из глаза твоего", а вот, в твоем глазе бревно?
- Лицемер! вынь прежде бревно из твоего глаза и тогда увидишь, как вынуть сучок из глаза брата твоего.
Не давайте святыни псам
- Не давайте святыни псам и не бросайте жемчуга вашего перед свиньями, чтобы они не попрали его ногами своими и, обратившись, не растерзали вас.
Просите, и дано будет вам
- Просите, и дано будет вам; ищите, и найдете; стучите, и отворят вам;
- ибо всякий просящий получает, и ищущий находит, и стучащему отворят.
- Есть ли между вами такой человек, который, когда сын его попросит у него хлеба, подал бы ему камень?
- и когда попросит рыбы, подал бы ему змею?
- Итак если вы, будучи злы, умеете даяния благие давать детям вашим, тем более Отец ваш Небесный даст блага просящим у Него.
Золотое правило
- Итак во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними, ибо в этом закон и пророки.
Входите тесными вратами
- Входите тесными вратами, потому что широки врата и пространен путь, ведущие в погибель, и многие идут ими;
- потому что тесны врата и узок путь, ведущие в жизнь, и немногие находят их.
Берегитесь лжепророков
- Берегитесь лжепророков, которые приходят к вам в овечьей одежде, а внутри суть волки хищные.
- По плодам их узнаете их. Собирают ли с терновника виноград, или с репейника смоквы?
- Так всякое дерево доброе приносит и плоды добрые, а худое дерево приносит и плоды худые.
- Не может дерево доброе приносить плоды худые, ни дерево худое приносить плоды добрые.
- Всякое дерево, не приносящее плода доброго, срубают и бросают в огонь.
- Итак по плодам их узнаете их.
- Не всякий, говорящий Мне: "Господи! Господи!", войдет в Царство Небесное, но исполняющий волю Отца Моего Небесного.
- Многие скажут Мне в тот день: Господи! Господи! не от Твоего ли имени мы пророчествовали? и не Твоим ли именем бесов изгоняли? и не Твоим ли именем многие чудеса творили?
- И тогда объявлю им: Я никогда не знал вас; отойдите от Меня, делающие беззаконие.
Притча о благоразумном строителе
- Итак всякого, кто слушает слова Мои сии и исполняет их, уподоблю мужу благоразумному, который построил дом свой на камне;
- и пошел дождь, и разлились реки, и подули ветры, и устремились на дом тот, и он не упал, потому что основан был на камне.
- А всякий, кто слушает сии слова Мои и не исполняет их, уподобится человеку безрассудному, который построил дом свой на песке;
- и пошел дождь, и разлились реки, и подули ветры, и налегли на дом тот; и он упал, и было падение его великое.
Конец Нагорной проповеди
- И когда Иисус окончил слова сии, народ дивился учению Его,
- ибо Он учил их, как власть имеющий, а не как книжники и фарисеи.
Не судите, да не судимы будете