Ирина Ивановна Иванова

Богодухновенный апостол и евангелист Иоанн Богослов в традиции Православной Церкви еще с древних времен символически изображается в образе орла. Возлюбленный ученик Христа, с высоты своего полета, обладая удивительною способностью духовного созерцания, дарованного от Бога, черпал свое вдохновение из благодатного, живоносного источника имя Которому – Любовь. Именно эта любовь апостола к Господу Иисусу Христу давала ему возможность почувствовать самые глубинные и почти неуловимые движения сердца Спасителя.

Все слова и речи, сказанные Христом в Его земной жизни и обращенные к народу израильскому, трепетно отзывались в душе Иоанна Богослова, усвоялись всем его существом и хранились в сокровищнице его сердца до времени, когда он, по Божественному вдохновению, приступил к написанию своего Евангелия.

В отличие от других Евангелистов Иоанн Богослов в своем Священном Писании рассказывает не только о событиях Великого четверга Страстной седмицы, но и подробно повествует о Прощальной беседе Спасителя с учениками. Эта многозначительная и спасительная беседа Господа нашего Иисуса Христа началась в конце Пасхальной трапезы, совершенной Спасителем вместе с апостолами в Сионской горнице, где состоялась Тайная вечеря (Ин. 13-17).

Нет сомнения в том, что прощальная беседа раскрыла всеобъемлющее и любвеобильное сердце Господа. Этот монолог, запечатленный в Евангелии от Иоанна, звучит в нас как песенная симфония о торжестве жизни и любви. В ней мы слышим печально-скорбные, но и радостно-ликующие интонации голоса Спасителя. «Ныне прославился Сын Человеческий, и Бог прославился в Нем», - с этих слов начал Господь Свое последнее поучение ученикам (Ин. 13:31). Христос воспел эти слова в ночь наивысшего Своего божественного смирения. Но как величественно и вдохновенно-торжественно звучат эти Слова Спасителя. В них слышится основной тон всей прощальной беседы Сына Человеческого.

Чтобы услышать мелодию этих слов Спасителя, понять и расшифровать, раскрыть глубинный смысл Прощальной беседы Господа с учениками, нам необходимо обратиться к трудам Отцов и Учителей Церкви. Эти труды помогут нам понять таинственный смысл речей Иисуса Христа и приблизится к состоянию усыновления Господу по благодати, и стать одними из тех, кого Он в Прощальной беседе назвал своими друзьями (Ин. 15:14-15).

Святитель Феофилакт Болгарский последовательно комментирует каждое речение Господа в Евангелии от Иоанна. В предисловии к Толкованию на книги Нового Завета он отмечает, что ап. Иоанн Богослов «... возгремел о том, чему не учил нас никто из прочих евангелистов», что именно он сказал о предвечном бытии Иисуса Христа, когда другие евангелисты более говорили о его земной жизни.

Обстоятельства беседы. Прощальная беседа Господа с учениками состоялась на Тайной вечере. Ей предшествует омовение ног апостолам. Господь Иисус Христос явил своим ученикам пример подлинного смиренномудрия, пример, которому должны подражать все христиане. Первоначально ап. Петр, не смея принять это служение Господа, пытается отказаться, но когда Христос говорит ему, что иначе он не будет иметь части с Ним, то просит омыть и его голову. Свт. Феофилакт обращает внимание на то, что апостолам нужно было омыть только ноги, чтобы они несли чистоту учения Христа в своей будущей проповеди. Святитель считает, что Господь и Иуде ноги омыл, но после Причастия в того вошел сатана, потому что был он сребролюбив.

Свт. Феофилакт выделяет тот факт, что Иуда вышел на предательство ночью, и поясняет это так: Иуда вышел от Спасителя и чувственно, и мысленно: была ночь и мысленная, то есть накрывшая его тьма сребролюбия. Так начинался Крестный путь Господа на Голгофу. Когда Иуда вышел, Иисус сказал: ныне прославился Сын Человеческий, и Бог прославился в Нем. (Ин. 13:31). Господь и ранее предупреждал своих учеников о том, что надлежит Ему пострадать, но они не понимали его слов, поскольку сильно любили Его и еще не были просвещены Святым Духом. Стараясь утешить апостолов, Господь называет их своими детьми (Ин. 13:33). Стремясь укрепить их сердца, он дает им и нам, принявшим Христа, заповедь Любви: Заповедь новую даю вам, да любите друг друга; как Я возлюбил вас, так и вы да любите друг друга (Ин.13:34). Свт. Феофилакт подчеркивает, что эта взаимная любовь должна была укрепить апостолов, сделать их непобедимыми, и возбудить в сердцах других людей доверие к ученикам Христа.

Ап. Петр хочет идти за своим Божественным Учителем, но Христос говорит ему, что он не сможет, и что он трижды отречется от Него. Свт. Феофилакт показывает, что тем самым Господь преподнес своим ученикам и нам урок: не быть самонадеянными, прикладывать усилия, но полагаться во всем следует на Господа. Спаситель говорит апостолам сокровенные слова: Я есмь путь и истина и жизнь; никто не приходит к Отцу, как только через Меня (Ин. 14:6). Свт. Феофилакт поясняет: «Итак, когда ты идешь деятельностью, тогда Христос бывает для тебя путем, а когда упражняешься в созерцании, Он бывает для тебя истиною».

В последующих главах Спаситель излагает сокровенные основы христианской веры, но апостолы еще не могут вместить всех его слов; будучи не просвещены Святым Духом, они не до конца понимают своего Учителя. Чтобы проникнуть в глубину слов Христа Спасителя, необходимо выделить основные темы этой божественной беседы.

Учение о Святой Троице, единосущии Бога-Отца, Бога-Сына и Бога-Духа Святого. Спаситель многократно говорит о том, что Он и Отец одно: Если бы вы знали Меня, то знали бы и Отца Моего. И отныне знаете Его и видели Его (Ин. 14:7). Но они не понимают этих слов и ап. Филипп просит показать им Отца. Христос отвечает: Видевший Меня видел Отца; как же ты говоришь, покажи нам Отца? (Ин. 14:9). Свт. Феофилакт поясняет, что апостол хотел увидеть Отца телесными очами, но что это невозможно; апостолы знали Бога, но еще не познали Его как Отца; и Божественную природу Христа они еще не познали, принимали Его только по человечеству. Здесь уже явно звучит тема двух природ Христа – божественной и человеческой, но эта истина раскроется в сердцах апостолов только после Распятия, Воскресения Христова и сошествия Святого Духа.

Слова о единосущии Пресвятой Троицы мы слышим за каждой Божественной литургией, когда хор, а иногда и весь народ, поет Трисвятое, Символ Веры и многие другие молитвы, тем самым утверждая единство Божественной и человеческой природы Христа, а в окончание Литургии мы слышим: «... Нераздельной Троице поклоняемся: Та бо нас спасла есть». Учение о Троице непостижимо «плотским умом», оно требует духовного видения, духовного познания. Свт. Феофилакт, споря с возникавшими на этой почве ересями, твердо говорит о единосущии Бога Отца и Сына и Св. Духа, об этом свидетельствуют многие речения Господа: Верьте Мне, что Я в Отце и Отец во Мне; а если не так, то верьте Мне по самым делам (Ин. 14:11). И если чего попросите у Отца во имя Мое, то сделаю (Ин. 14:13). И Я умолю Отца и даст вам другого Утешителя, да пребудет с вами во век, Духа истины, Которого мир не может принять, потому что не видит Его и не знает Его (14:16,17). Утешитель же, Дух Святый, Которого пошлет Отец во имя Мое, научит вас всему и напомнит вам все, что Я говорил вам (Ин. 14:26).

Далее следует поучение Господа о мире: Мир оставляю вам, мир Мой даю вам; не так, как мир дает, Я даю вам (Ин. 14:27). Если бы вы были от мира, то мир любил бы свое; а как вы не от мира, но Я избрал вас от мира, потому ненавидит вас мир (Ин. 15:19). Это поучение имеет для нас очень большое значение, ибо Сам Господь дает нам мир, повелевая искать и стяжать его. Мирное устроение души дает человеку непреходящую радость в Господе: Сие сказал Я вам, да радость Моя в вас пребудет и радость ваша будет совершенна (Ин. 15:11).

Поучение о христианской любви составляет важнейшую часть Прощальной беседы. Суть любви ко Христу в исполнении Его заповедей: Если любите Меня, соблюдите Мои заповеди (Ин. 14:15). Кто имеет заповеди Мои и соблюдает их, тот любит Меня; а кто любит Меня, тот возлюблен будет Отцем Моим; и Я возлюблю его и явлюсь ему Сам (Ин. 14:21). Свт. Иоанн Златоуст в «Беседах на Евангелие от Иоанна» призывает верующих следовать за Христом. Он объясняет: «...Если пребывание (в Боге) зависит от любви, а любовь от исполнения заповедей, а заповедь состоит в том, чтобы мы любили друг друга, то, очевидно, пребывание в Боге зависит от нашей взаимной любви. И не просто говорит о любви, но указывает и образ любви: «как Я возлюбил вас» (Беседа 77.2).

Иоанн Златоуст поясняет, что мешает нам в развитии в себе любви: «…Страсти и злые пожелания обыкновенно заграждают вход слову. Так, усилившаяся привязанность к богатству не дозволяет слушать слово о милостыне; появившаяся зависть преграждает путь учению о любви; да и всякая другая страсть, вторгшись в душу, делает ее крайне нерадивою ко всему. Истребим же злые пожелания». Так же, как вера без дел мертва (Иак. 2:26), так и любовь должна быть действенной. Святитель говорит: «…любовь сильна и необорима, и состоит не в одних словах, то покажем ее на деле. Христос примирил нас с Собою, когда мы были врагами; мы же, сделавшись друзьями, постараемся остаться ими. Он начал, а мы будем хотя продолжать» (Беседа 74.3).

Неразрывную связь с апостолами и теми, кто последует их проповеди, Господь утверждает словами: Вы друзья Мои... Я уже не называю вас рабами, ибо раб не знает, что делает господин его; но Я назвал вас друзьями, потому что сказал вам все, что слышал от Отца Моего (Ин. 15: 14-15). Господь говорит апостолам, а через них и всем последующим поколениям христиан: Пребудьте во Мне, и Я в вас. Как ветвь не может приносить плода сама собою, если не будет на лозе: так и вы, если не будете во Мне. Я есмь лоза, а вы ветви; кто пребывает во Мне, и Я в нем, тот приносит много плода; ибо без Меня не можете делать ничего (Ин. 15:4-5).

В Прощальной беседе Господа мы вновь и вновь узнаем главную христианскую заповедь: Сия есть заповедь Моя, да любите друг друга, как Я возлюбил вас. Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих (Ин. 15:12-13). Сие заповедаю вам, да любите друг друга (Ин. 15:17). Преп. Феофилакт пишет: «Он желает, чтобы мы любили друг друга не просто, и как случилось, но так, как Он возлюбил нас», Господь «... постоянно вставляет речь о любви и этими многими речами показывает нам, что заповедь о любви важнее прочих и требует большого усердия». Действительно, христианская, жертвенная любовь, не притесняющая свободы другого человека, оказывается для нас самой трудной, хотя и самой желанной, задачей. Не случайно преп. Иоанн Лествичник ставит ее вершиной всех добродетелей. А знаменитые и проникновенные слова апостола Павла становятся вечным гимном любви (1 Кор. 13:1-13). Развитие в своем сердце любви требует многих трудов внутреннего, духовного совершенствования, и это путь длиною в жизнь.

Пример абсолютной Любви дает нам Господь Иисус Христос. Он добровольно приносит себя в жертву за грехи людей, при этом Он думает не о предстоящих страданиях, но о тех, кому Он передает миссию – о своих учениках. Он предупреждает их: Если мiр вас ненавидит, знайте, что Меня прежде вас возненавидел. Если бы вы были от мiра, то мiр любил бы свое; а как вы не от мiра, но Я избрал вас от мiра, потому ненавидит вас мiр (Ин. 15:18-19). Господь поясняет что те, кто ненавидят Его, не знают пославшего Его: Если бы Я не пришел и не говорил им, то не имели бы греха; а теперь не имеют извинения во грехе своем. Ненавидящий Меня ненавидит и Отца Моего (Ин. 15:22- 23). Спаситель обещает своим ученикам помощь от Духа Святого: Когда же приидет Утешитель, Которого Я пошлю вам от Отца, Дух истины, Который от Отца исходит, Он будет свидетельствовать о Мне (Ин. 15:26). В этих возвышенных словах мы видим точное подтверждение православного Символа веры: «... Духа Святаго иже от Отца исходящего...» и полное противоречие католической формуле филиокве, утверждающей исхождение Святого Духа от Отца и Сына.

После слов: Отче! пришел час, прославь Сына Твоего, да и Сын Твой прославит Тебя (Ин. 17:1) следуют обращенные к Отцу слова глубочайшей любви и заботы о своих учениках, которым предстоит нелегкий путь проповеди, гонений и смерти за Христа. Спаситель произносит: Сия же есть жизнь вечная, да знают Тебя, единого истинного Бога, и посланного Тобою Иисуса Христа (Ин. 17:3). До Боговоплощения иудеи знали Бога как Творца, но Иисус Христос раскрыл всем, что Бог есть Отец: Я открыл имя Твое человекам, которых Ты дал Мне от мiра (Ин. 17:6). Преп. Феофилакт поясняет: «Ибо на небесах Он был прославлен, будучи поклоняем от ангелов, а земля не знала Его. А как Сын всем возвестил о Нем, то и говорит: Я прославил Тебя, посеяв богопознание по всей земле и совершив то дело, которое Ты поручил Мне. Ибо дело воплощения Единородного было – освятить нашу природу, низвергнуть миродержца, которого прежде боготворили, насадить богопознание между тварью».

Слова И ныне прославь Меня Ты, Отче, у Тебя Самого славою, которую Я имел у Тебя прежде бытия мира (Ин. 17:5), - свт. Феофилакт объясняет, как прославление человеческого естества, «Ибо естество человеческое Он с Собою посадил на престоле царском, и теперь поклоняется Ему всякая тварь». Это пояснение очень важно для нашего понимания двух природ Христа – божественной и человеческой. Приняв наше человеческое естество, Господь освятил его, очистил, вернул нас к Богу-Отцу, примирил нас, сделал тех, кто с Ним, чадами Божьими по благодати, храмами Духа Святого (1. Кор. 6:9).

Восходя от мира к Отцу Небесному, Господь молит: Я уже не в мiре, но они в мiре, а Я к Тебе иду. Отче Святый! соблюди их во имя Твое, тех, которых Ты Мне, чтобы они были едино, как и Мы (Ин. 17:11). Все последующие речения Господа, так прекрасны и так насыщены Любовью, что хочется привести их все, но мы обратим внимание на одно из них: Не о них только молю, но и о верующих в Меня по слову их (Ин. 17:20). Это значит и о всех «во Христа крестившихся», старающихся соблюдать Его заповеди и идущих по пути покаяния и исправления. Завершается этот гимн Любви словами Господа: Отче праведный! и мир Тебя не познал; а Я познал Тебя, и сии познали, что Ты послал Меня. И Я открыл им имя Твое и открою, да любовь, которою Ты возлюбил Меня, в них будет, и Я в них (Ин. 17: 25-26).

Заключение. Для всех, любящих Христа, Прощальная беседа Господа с учениками, это гимн любви, урок служения и смиренномудрия, и об этом можно говорить вновь и вновь. Но в учебной работе нам необходимо подвести итог и выделить основные темы. К ним относятся:
- учение о Пресвятой Троице и единосущии Бога-Отца, Бога-Сына и Бога Духа Святого;
- учение о единстве двух природ Христа – божественной и человеческой;
- учение о мире душевном и радости духовной: воплотившись в теле человеческом, Господь вернул человека к Богу, примирил Бога-Отца с отпавшим человечеством;
- слова о верности Богу, предстоящих гонениях и обетовании Духа Святого;
- заповедь любви к Богу и ближнему;
- Господь Иисус Христос есть путь и истина и жизнь.

Завершая нашу работу, обратимся к «Слову пастыря» Патриарха Кирилла. Обращая свое внимание на начальные слова прощальной беседы, Святейший говорит: «Что есть Слава Божия и почему Свои страдания Спаситель связывает с явлением Божией Славы? ... Ответ на все эти вопросы будет один: Им движет сила любви к роду человеческому, и потому явление Божией Славы есть знак любви Творца к творению».

О заповеди любви Патриарх Кирилл говорит: «В буквальном смысле слова это не новая заповедь, и последователям Иисуса об этом было известно. Ибо еще в Ветхом Завете Господь говорил: "Люби ближнего твоего, как самого себя" (Лев. 19. 18). Но Спаситель называет эту заповедь новой потому, что Он полагает ее краеугольным камнем в основу всей системы нравственных и духовных законов, по которым должно жить человечество. Для того чтобы любить истинно, нужно обладать огромной внутренней силой. Откуда же ее черпать?» Патриарх Кирилл подчеркивает, что «... Господь сопрягает нравственное требование любви к ближнему с верой в Бога», и учит нас: «Итак, вера есть непременное условие сохранения как нравственного чувства, так и способности любить другого человека». В наше смутное время общественного упадка нравственности и нарастания фальшивой духовности Его Святейшество дает нам напутствие: «Господь накануне Своих страданий помогает апостолам, а через них и нам, уразуметь, что счастье любить другого человека в полной мере становится возможным тогда, когда мы верим в Бога и Бога принимаем в свое сердце».

ИСПОЛЬЗОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА

I. Источники
1. Евангелие от Иоанна // Библия. Книги Священного Писания Ветхого и Нового Завета. Российское Библейское Общество. М., 2004. С.1127-1160.
2. Послание апостола Иакова // Библия. Книги Священного Писания Ветхого и Нового Завета. Российское Библейское Общество. М., 2004. С. 1209-1214.
3. Первое Послание ап. Павла к Коринфянам // Библия. Книги Священного Писания Ветхого и Нового Завета. Российское Библейское Общество. М., 2004. С. 1244-1261.

II. Богослужебные тексты (в порядке цитирования)
4. Андрей Критский, преп. Великий Канон, читаемый в понедельник, вторник, среду, и в четверг первой седмицы Великого поста. М., изд-е Сретенского монастыря. 2005. С. 254.
5. Церковное пение. Божественная Литургия. Часть 1. СПб, 2006. С. 78.
6. Православный молитвослов. Минск, 2005. С. 317.

III. Комментарии и богословская литература (в порядке цитирования)
7. Феофилакт Болгарский, архиеп. Охридский (Болгарский), свт. Толкование на Евангелие от Иоанна // Сайт «Азбука веры». https://azbyka.ru/otechnik/Feofilakt_Bolgarskij/tolkovanie-na-evangelie-ot-ioanna
8. Иоанн Златоуст, архиепископ Константинопольский, свт. Беседы на Евангелие от Иоанна Богослова // Сайт «Азбука веры». https://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust/besedy-na-evangelie-ot-ioanna
9. Иоанн Лествичник, преп. Лествица. М., изд-во Московского подворья Свято-Троицкой Сергиевой Лавры. 2010. С. 444.
10. Кирилл (Гундяев), митрополит Смоленский, с 1 февраля 2009 г. Патриарх Московский и всея Руси «Слово пастыря. Страстная неделя. Прощальная беседа Господа Иисуса Христа с учениками» // Электронная библиотека Одинцовского благочиния. http://odinblago.ru/slovo_pastirya/71

IV. Справочная литература (в порядке цитирования)
11. Энциклопедия религий. М., изд-во «Академический проект». М., 2008. С. 1519.
12. Сайт «Студопедия». https://studopedia.ru/19_325265_istoriya-drevnih-eresey.html
13. Сайт «Академик». https://dic.academic.ru/