Гавриил (Ургебадзе) Самтаврийский (груз. არქიმანდრიტი გაბრიელი; 1929 - 1995), архимандрит, преподобноисповедник, Христа ради юродивый. Память 2 ноября (20 октября)
В миру Ургебадзе Годердзи Васильевич, родился 26 августа 1929 года в городе Тбилиси Закавказской Советской Федеративной Социалистической Республики в составе СССР в семье убеждённого коммуниста. Годердзи было примерно два года, когда при неизвестных обстоятельствах убили его отца - Василия Ургебадзе. После этого члены семьи стали называть Годерзи в честь него – Васико. У него был брат и две сестры.
Крещён был в младенчестве, уверовал в Бога в детстве. Однажды соседки ругались, и одна из них сказала: "Ты меня распяла, как Христа". Мальчику стало интересно, что это значит - "распять" и кто такой Христос. Взрослые отправили ребенка в церковь, где сторож посоветовал ему прочитать Евангелие. Он накопил денег, купил Евангелие и через несколько лет знал текст практически наизусть.
Шесть лет учился в тбилисской школе №24; Евангелие изучал в Сионском кафедральном соборе.
Желание монашества возникло в нем еще в юные годы. Позже старец говорил: "Большего героизма, чем монашество, нет". Мать долгое время была против стремления сына к монашеству, но под конец жизни примирилась с его выбором, а затем и сама приняла постриг с именем Анна и был похоронена в монастыре Самтавро (+ 26 апреля 2000).
В 1949 году Васико был призван в армию. Военную службу проходил в Батуми, в пограничной части. Несмотря на строгий режим, он соблюдал пост и тайно посещал церковь. Возвратившись домой, Васико выстроил себе маленькое жилище во дворе дома, где подвизался в одиночестве, а на богослужения ходил в Сионский кафедральный собор.
В начале 1950-х Васико стал работать сторожем, а затем служил псаломщиком в Сионском соборе. 1 января 1955 года назначен его трапезарем и дневным смотрителем.
30 января 1955 года рукоположен во диакона и был назначен в Кутаисский храм святых апостолов Петра и Павла, 27 февраля пострижен в монашество епископом Гавриилом (Чачанидзе) в Кутаисском монастыре Моцамета, а через три дня им же был рукоположен в сан иеромонаха в Петропавловском кафедральном соборе и назначен вторым священником.
Иеромонах Гавриил (Ургебадзе). Фото 1955-1965 гг.
Монашеское имя он выбрал себе сам, он был наречен в честь преподобного Гавриила Афонского - старца, который прошел по воде и принес на афонский берег приплывшую по морю Иверскую икону Божией Матери. Отец Гавриил особо почитал чудотворный список Иверской, хранящийся в монастыре Самтавро.
В январе 1956 года отказался от служения и был запрещён, но в октябре того же года запрет был снят.
Служил сначала в Сиони, а с 1960 года – в монастыре Бетании.
В конце 1962 года власти закрыли Бетании, и старец вернулся в Тбилиси, где в своем приусадебном дворике на тбилисской улице Тетрицкаройской построил многоглавую церковь. Он возводил ее своими руками и закончил около 1962 года. Советские власти неоднократно разрушали этот храм, но отец Гавриил вновь и вновь его восстанавливал. Иконы для этой церкви отец Гавриил находил на городских свалках, куда в те годы свозили и выкидывали вместе с мусором многочисленные святыни. Иногда он целыми днями бродил по свалкам. У него была небольшая мастерская, где он очищал иконы, делал им оклады из разных материалов. Стены его церкви сплошь были увешаны образами. Даже фотографии и изображения икон из светских журналов он помещал в рамочки. Эта церковь сохранилась до наших дней.
1 мая 1965 года во время демонстрации иеромонах Гавриил сжег 12-метровый портрет Ленина, вывешенный на здании Верховного Совета Грузинской ССР, и стал проповедовать собравшимся людям Христа. Его за это сильно избили и посадили в изолятор КГБ Грузии. На допросе отец Гавриил говорил: он это сделал потому, что "нельзя боготворить человека. Там, на месте портрета Ленина, должно висеть Распятие Христа. Слава не нужна человеку. Надо писать: «Слава Господу Иисусу Христу»". В августе того года был помещён в психиатрическую больницу на обследование. Там был признан сумасшедшим. Старцу поставили диагноз: "психопатическая личность, верит в Бога и ангелов". Ему выдали "белый билет".
Впоследствии церковные иерархи, в угоду светским властям, не разрешали ему заходить в церковь, не пускали на службы, прогоняли. У батюшки не было возможности причаститься, а он желал этого всей душой. Он мог по несколько дней обходиться без еды, подолгу не спать, но очень тяжело переносил невозможность отчуждение от церкви. Старец часто от бессилия плакал, открывая душу своим сестрам.
Архимандрит Гавриил (Ургебадзе)
В 1971 году был назначен настоятелем женского монастыря в Самтавро и семинарии.
Монахини некоторое время удивлялись чудачествам батюшки, пока не увидели в них особый подвиг. Поначалу им казалось странным, что он какое-то время жил в курятнике, где были большие щели, зимой ходил босиком. Потом сестры стали чувствовать, что от него исходит необыкновенная любовь: он любит всех. Часто старец кричал на сестер, требовал от них послушания, заставлял что-то делать или мог заставить их есть из грязной посуды. Но обижаться на него было невозможно - в его глазах светилась нежная любовь.
Игуменью Феодору, когда она была еще монахиней, он брал с собой в Тбилиси и заставлял попрошайничать. Они вдвоем просили милостыню, а потом старец раздавал всё нищим. Если они возвращались на такси, он мог накричать на таксиста и совсем не дать денег, а мог и заплатить во много раз больше.
Отар Николаишвили был духовным чадом батюшки и часто проводил время в его келье. Однажды отец Гавриил неожиданно сказал ему, что надо сейчас же, срочно ехать в монастырь святого Антония Марткопского. Отар смутился: машина не на ходу, с ней проблемы. Батюшка настоял, и они кое-как поехали. Дорога стала подниматься в гору, автомобиль "закашлял и зачихал", но старец вдруг сказал: "Сынок, ты не беспокойся, с нами на заднем сиденье едет сам преподобный Антоний Марткопский, но ты не оборачивайся". И машина вдруг так рванула вперед, что водителю пришлось давить на тормоза. Когда они въехали в монастырские ворота, машина тут же заглохла. В это же время туда вошли несколько вооруженных людей, агрессивно настроенных. Старец тут же вышел вперед и сказал: "Стреляйте в меня". Это смутило и отрезвило бандитов, и они покинули обитель.
В 1990-е годы по благословению патриарха-католикоса Илии II архимандрит Гавриил жил в городе Мцхета в башне царя Мириана близ храма Самтавро и монастыря св. Нино. Преподобный стяжал любовь и уважение православных верующих Грузии. Он был прозорливцем и чудотворцем, к которому ежедневно стекалось множество паломников.
Скончался 2 ноября 1995 года от водянки. По завещанию старца его тело обернули в циновку и предали земле там, где подвизалась святая Нина.
20 декабря 2012 года Священный Синод Грузинской Православной Церкви причислил его к лику святых, постановил почитать преподобным исповедником и Христа ради юродивым, а день поминовения утвердил в день кончины - 2 ноября н. ст.
22 февраля 2014 года были обретены мощи старца Гавриила.
25 декабря 2014 года имя прп. Гавриила Самтаврийского было включено в месяцеслов Русской Православной Церкви с днём памяти - 2 ноября н. ст., как это установлено в Грузинской Православной Церкви.
Старец Гавриил никогда не писал на бумаге; его слова записывались другими.
Из поучений прп. Гавриила
Неустанно стремись к Богу. Видя твое стремление, Бог даст все необходимое.
Не Господь оставляет человека, человек оставляет Бога. Праведник не боится Бога.
Смерть – это преображение. Не бойтесь смерти – бойтесь Суда Божия. Представьте, как бьется сердце, когда стоите на экзамене перед профессором. Насколько же страшнее стоять пред Богом на Суде! Величие Божие несравнимо ни с чем.
Только с сердцем, полным любви, можно обличать грехи другого человека.
Живи так, чтобы не только Бог любил тебя, но и люди любили – больше этого ничего нет.
Бог не приемлет пустых слов, Бог любит дела. Добрые дела – это и есть любовь.
Когда увидишь ближнего в беде, помоги, утешь, помолись о нём от всего сердца – и Господь обязательно услышит твою просьбу и помилует его.
Смирение – неугасимая, угодная Богу свеча! Всякое испытание мимо смиренного пройдет и не коснется.
Милость – это золото, смирение – бриллиант.
Чужие грехи – не твое дело. Ты сиди и плачь о своих грехах.
Если ненавидишь хотя бы одного человека – в его образе ненавидишь Самого Христа и далек от Царствия Небесного.
Не зная духовного состояния ближнего, не давай советы. Твой совет может погубить его.
Духовника надо выбирать по своему желанию, а выбрав, уже подчиняться. Но если духовник учит ереси – беги от него, как от огня.
Если бы вы видели, какая благодать сходит на Литургии, то были бы готовы собирать пыль с пола храма и умывать ею свое лицо!
Для Бога не важно, кто ты: монах или мирянин. Главное - это стремление к Богу. Но сможет ли кто-нибудь достичь совершенства? Однако стремлением человек и спасается. С монашествующего спросится монашеское, а с мирянина - мирское.
Молитва старца Гавриила
Господи, молю Тебя, с небес услыши нас, призри на нас, подай милость Свою, с миром отпусти нас, чтобы ходили по Твоему пути, исполняли заповеди Твои и отрекались от зла. Научи нас, Господи, молиться пред Тобою и исполнять Твой святой закон, чтобы сердце наше стало преданным Тебе и всем нам жить по святому закону Твоему.
Тропарь и кондак написаны архимандритом Кирионом (Ониани), переведены с грузинского на церковнославянский составителями полной службы Владиславом и Серафимом Алпатовыми (г. Москва, 2018 г.)
Тропарь, глас 1
Я́коже Влады́ка Христо́с сла́ву Свою́ неизглаго́ланную/ сокры́, пло́тию оде́явся,/ та́коже и ты юро́дства вре́тищем покры́л еси́/ свет Фаво́рский и́мже Тя Госпо́дь оси́я/ я́ко испове́дника и страда́льца,/ и па́стырь душ яви́лся еси́,/ о́тче преподо́бне Гаврии́ле,// моли́ Христа́ Бо́га поми́ловати ду́ши на́ша.
Кондак, глас 4
Непости́жима есть ми́лость Бо́жия,/ Его́же благода́тию созда́ние обоже́но лицезре́ем вси,/ ты бо, преподо́бне о́тче,/ о́браз Творца́ в себе́ утверди́л еси́,/ возне́сши естество́ свое́ в подо́бие Бо́жие,/ те́мже сла́вим тя, о́тче Гаврии́ле, досто́йне похвалы́,/ я́ко был еси́ на земли́ гла́сом пра́вды и го́лубем чистоты́,/ жи́тельствовавши же в чу́дном смире́нии,/ звене́л еси́ ли́рою му́дрости и любви́ орга́ном,/ ны́не же на небесе́х предста́тельствуеши о спасе́нии на́шем,// хода́таю Бо́жия благода́ти.