Ирина Ивановна Иванова

О жизни священномученика Игнатия Антиохийского известно очень мало. Евсевий Кесарийский сообщает, что Игнатий Богоносец был вторым после апостола Петра епископом Антиохии. Согласно свят. Иоанну Златоусту он был «общником апостолов». Он управлял церковью в самое трудное время, при гонениях извне и неустроенности еще в внутри. «Посмотрите: он управлял нашей церковью доблестно и с такой тщательностью, какой желает Христос. Он показал на деле тот высочайший образец и правило епископства, которые определил Христос. Слыша слова Христовы, что «пастырь добрый полагает жизнь свою за овец» (Ин.10:11), он предал ее за овец со всем мужеством» .

Во времена правления императора Траяна (98-117 гг.) св. Игнатий был арестован и препровожден в Рим, где ему предстояло принять мученическую смерть за Христа.

Следуя под конвоем в столицу, он в городах на вынужденных остановках укреплял верующих беседой и увещаниями. Вразумлял прежде всего беречься ересей и крепко держаться апостольского Предания. Именно по пути в столицу св. мученик писал свои Послания епископам и христианским общинам, обращаясь к ним с пастырскими наставлениями, которые явились, как бы завещанием мученика, исповеданием его пламенной веры. Личный опыт его сорокалетнего епископского беспорочного и вдохновенного служения Церкви Христовой лег в основу этого богословского творения. «Богословие священномученика Игнатия Богоносца по своей глубине несравнимо с учениями ни одного из церковных писателей того времени». «Сама жизнь этого святого стала богословием, а богословие – жизнью».

Епископ Игнатий – первый христианский богослов, необыкновенно одаренный церковный деятель, учитель и наставник пасомых. Он не был выходцем из иудейской среды. В своем духовном творчестве он был продолжателем учения св. Иоанна Богослова. Без сомнения он лично знал апостолов Петра и Павла. Для библейской науки послания Игнатия Богоносца имеют огромное значение. Они являются одними из самых ранних свидетельств о книгах Нового Завета. В них цитируется Евангелие от Матфея и приводится изречение в котором говорится, что автор знаком с Евангелием от Луки, Иоанна и посланиями апостола Павла.

Жизнь священномученика Игнатия Богоносца была освящена Духом Святым. Он обладал уникальным даром слова, который поражает нас и сейчас своей глубиной, искренностью, добротой. А его способность слышать пение ангелов, которые воспевали Святую Троицу попеременно (антифонно) двумя хорами, понимать гармонию божественных созвучий поражает еще больше. Подражая пению небожителей, он ввел в церквах Антиохии антифонное пение, именно оттуда перешедшее в другие церкви. В послание к ефесянам он призывает всех христиан: «Составляйте же из себе вы все до одного хор, чтобы согласно, настроенные в единомыслии, дружно начавши песнь Богу, вы единогласно пели её Отцу через Иисуса Христа, дабы Он услышал вас, и по добрым делам вашим, признал вас членами Своего Сына» (Еф.4).

Основной темой всего богословия св. Игнатия является тема «единства» Церкви. И себя он называет «человеком, предназначенным к единению» (Филад.8). Он основывает и развивает эту постоянно звучащую богословскую тему, которая является связующим звеном (лейтмотивом) всех Посланий св. Игнатия Богоносца на «нескольких мировоззренческих уровнях». Первый и самый важный уровень – учение о Боге, где св. Игнатий подчеркивает единство Лиц Святой Троицы: «И Бог обещает нам единение, которое есть Сам Он» (Трал.11). Что касается второго Лица Святой Троицы, то св. Игнатий различает две природы Господа. Христос есть «телесный и духовный, рожденный и нерожденный, Бог, ставший во плоти, в смерти – истинная Жизнь, от Марии и от Бога, сначала подверженный страданию, а затем – бесстрастный» (Ефес.7). Этими словами он еще ярче оттеняет тему единства и ставит главный акцент на единство Христа с Богом Отцом. Именно в этот исторический период Церковь начинает усиленную борьбу с ересями, недавно возникшими. Борьба велась против ереси иудео-христианства и против ереси докетов, учение которых базировалось на отрицании Воплощения Иисуса Христа. В послании к Траллийцам святитель предупреждает об опасности докетической ереси и призывает беречься таких людей: «И так прошу вас, не я, но любовь Иисуса Христа, - питайтесь одной христианской пищею, а от чуждого растения, какова ересь, отвращайтесь» (Тралл.6). Обличая ересь иудейства св. Игнатий также делает акцент на том, что если стали христианами, верными чадами Церкви Новозаветной, то и жить надо по закону Христа. Страшно призывать Имя Господа Иисуса Христа, а в жизни поступать как иудеи «ибо не в иудейство уверовало христианство, напротив, иудейство в христианство…» (Магн.10). В Посланиях святителя Игнатия мы находим слова о третьей Ипостаси Святой Троицы. Тема единства здесь звучит еще сильнее. Дух Святой вместе с Отцом и Сыном деятельно участвует в Домостроительстве спасения человечества. Св. Игнатий пишет, что верующие суть «камни храма Отца, уготованные для здания Бога Отца;» они «поднимаются вверх» посредством «машины» Иисуса Христа, то есть Креста, и как бы «канатом», поднимающим их наверх, является Святой Дух» (Еф.9).

В Посланиях святителя Игнатия важное место занимает учение о Церкви. Именно он впервые в истории назвал Церковь кафолической (Смир.8), в которой заключено единое, неделимое и живое тело Христово, а Христос для верующих есть «общая наша жизнь» (Ефес.3). И здесь тема единства звучит предельно отчетливо. Особо подчеркивается необходимость единения клира и мирян, чтобы быть в единомыслии и полном созвучии с епископом: «Посему и вам надлежит согласоваться с мыслью епископа…». Именно в Церковном единении возможно приобрести истинную веру, избегая разделения. «И так полезно вам быть в невозмутимом единении между собою, чтобы всегда быть и в союзе с Богом» (Еф.4). Обращаясь к христианам «чадам света и истины» св. Игнатий призывает быть рядом с епископом и служителями Церкви, ибо только они способны защитить от лжеучителей. А в церковных делах и таинствах нельзя ничего делать без епископа или пресвитера (Смир.7), потому что главное таинство Церкви Евхаристия – «плоть Спасителя нашего Иисуса Христа» (Смир.7) должна совершаться именно епископом или пресвитером. В своих посланиях св. Игнатий очень много говорит о епископах, пресвитерах и диаконах. Он признает учреждение церковной иерархии делом не человеческим, а Божиим: «Я узнал, что епископ ваш не сам…принял это служение…но по любви Бога Отца…» (Филад.1).

Вся жизнь св. Игнатия Богоносца, это жертвенное служение Богу и Церкви. Он жаждал одного «…только бы достигнуть Христа» (Рим.5). Об этом нам свидетельствуют его Послания, обращенные к малоазийским церквам, которые по форме и внутреннему звучанию очень близки к Прощальной симфонии Гайдна. В пятой части этой симфонии (симфония по законам крупных форм должна иметь только четыре части) каждым оркестрант, закончив свою партию уходит со сцены и гасит свечу. В конце остается, только один скрипач, который и завершает всю симфонию. Жизнь св. Игнатия Богоносца завершилась в Риме на арене смерти, где он был растерзан дикими зверями, но перед этим в послании к верующим римской Церкви он пишет: «Живой пишу вам горя желанием умереть. Моя любовь распялась… но вода живая, говорящая во мне, взывает мне изнутри: «иди к Отцу». «Хлеба Божия желаю…И пития Божия желая, - крови Его, которая есть любовь нетленная и жизнь вечная» (Рим.7). Свеча его не погасла, а финал его симфонии жизни звучит так: «…и тогда составьте любовию хор и воспойте хвалебную песнь Отцу во Христе Иисусе, что Бог удостоил епископа Сирии призвать с востока на запад. Прекрасно мне закатиться от мира к Богу, чтоб в Нем мне воссиять» (Рим. 2).