Протоиерей Александр Шаргунов
Сегодня святая Церковь совершает память блаженной Ксении — одной из самых любимых православным народом святых. Она подвизалась подвигом юродства Христа ради в Санкт-Петербурге в XVIII веке. Главное событие в ее жизни, как и в жизни всех святых, как в жизни каждого человека — смерть. Задумаемся об этой тайне.
Все началось у блаженной Ксении с внезапной смерти ее супруга — придворного певца, полковника Андрея Феодоровича Петрова. Смерть мужа она восприняла буквально как свою собственную смерть. Облачившись в его одежду, она стала всех уверять, что Андрей Феодорович вовсе не умирал — умерла его супруга Ксения Григорьевна. Если ее называли Ксенией Григорьевной, она не отзывалась. А отзывалась только тогда, когда к ней обращались как к Андрею Феодоровичу. Казалось, она сошла с ума. А ведь и вправду, можно лишиться рассудка, когда умирает родной, близкий нам человек. Более следовало бы удивляться, что этого не происходит с нами. Был этот человек, и нет его. И теперь уже никогда не будет. Что значит без него все остальное? Для чего все заботы, все труды, все, что есть в этом мире?
Почему же апостол говорит, что смерть для него — приобретение? Блаженная Ксения много молилась, и Господь посетил ее благодатью в ее безутешном горе. Ей открылся смысл жизни и смерти. Самое главное, в чем мы нуждаемся, чтобы и нам этот смысл открылся. Мы знаем из Евангелия, что пшеничное зерно умирает, не потому что у него есть изъяны, оно умирает, чтобы не остаться одному. Оно умирает, чтобы стать колосом. Оно умирает из-за необходимости роста и преображения. Оно умирает, потому что невозможно для него одновременно быть зерном и колосом, а надо перейти из одного состояния в другое. Смерть — это переход. Он совершился в Самом Христе. Господь переходит от зерна к колосу, не потому что Он был причастен греху, а потому что только так Он мог совершить сеяние Своего Божественного величия в нашем мире, потому что только так надлежало Ему обрести Свою жатву. Эта абсолютная необходимость умереть, чтобы стать тем, чем должно стать, которую символизирует смерть зерна, была необходима для Господа, потому что она необходима для нас. Господь соединяет нас с Собою в этом символе и говорит обо всех нас: кто слишком привязан к своей жизни, тот погубит ее, а кто освободится от привязанности к ней в этом мире, тот сохранит ее для жизни вечной. Блаженная Ксения ясно увидела, что нам надлежит умереть, чтобы обрести новую потрясающую жизнь. На самом деле, это не так легко и просто, как может показаться. Предстоя перед этой тайной, Сам Господь трепещет. Но Он трепещет не один, Он трепещет с нами, Он трепещет ради нас. И мы тоже трепещем в Нем. Говоря, что Он с нами и в смерти, и во всей нашей жизни, Он заповедует: «Кто хочет быть Моим учеником, Мне да последует». Это сравнение с пшеничным зерном условно, потому что человек действует не бессознательно, как зерно, он должен сделать свободный и сознательный выбор там, где открывается бездна смерти. Поистине, смерть это совершенно другое состояние, это разрыв, это вычеркивание себя, лишение себя всего и предельная отдача себя. Она кажется полным отсутствием жизни в исчезновении мира и себя самого. Все наши силы и способности отнимаются, остается только это исчезновение и полная оставленность. Как сметь помыслить, что может взойти заря среди ночи, которая охватывает все? Как узнать, что отчаяние не есть высшее постижение жизни? Чтобы принять путь смерти, надо чтобы с нами был Христос. Но для этого надо, чтобы и мы были с Ним.
Мы говорим об этом, чтобы немного понятней нам стал тяжелый путь юродства Христа ради, который избрала блаженная Ксения. Путь постоянного и каждодневного умирания для себя ради жизни в Господе. Чтобы увидели мы, откуда берется у нее этот отказ от самого дорогого, что ценят все люди, от своего ума, ради приобретения, как говорит апостол, ума Христова. И как сподобляется она дара прозрения сердец и будущего. Где обретает она мужество, превосходящее всякое человеческое терпение, когда в нее с руганью бросаются камнями и грязью? Почему блаженная Ксения ни за что не соглашается променять свои лохмотья на теплую одежду, которую ей предлагают, и всю свою жизнь ходит в красной кофточке и зеленой юбке или наоборот в зеленой кофточке и красной юбке, поскольку это были цвета военного обмундирования ее мужа? Почему при строительстве новой каменной церкви на Смоленском кладбище, как бы торопя его завершение, ночью, во время отсутствия рабочих, она натаскивает наверх по крутой лестнице целые горы кирпича? Почему, несмотря ни на какую погоду, уходит на ночь в поле и простаивает в коленопреклоненной молитве до самого рассвета, попеременно делая земные поклоны на все четыре стороны? Это молитва за всех, кто нуждался в заступничестве Божием и, несомненно, за всех нас.
После завершения ее перехода ко Господу, блаженная Ксения была погребена на Смоленском кладбище. Паломничество к ней православного народа никогда не прекращалось. После революции большевики закрывали ее часовню, долгое время она была окружена глухим дощатым забором, но люди продолжали приходить к ней. От могилы ее постоянно исходит незримый светоносный столп, достигающий неба. И сейчас каждый день приходят к ней множество верующих с великими и малыми бедами, с записочками: «Ксения, исцели моего мужа от рака», «Ксения, помоги мне завтра хорошо сдать экзамен», «Ксения, спаси мою дочь-наркоманку!» И мы, если приведет нас случай быть в Петербурге, постараемся среди других святынь этого города не забыть часовенку на Смоленском кладбище. Принесем ей свои беды и нужды, и она непременно поможет нам. Но при непременном условии, чтобы мы никогда не забывали, что в мире существует смерть, и понимали, что она значит. Самое главное, надо узнать, что здесь Бог, Который учит нас, как надо жить и умирать. Вслед за Господом, блаженная Ксения проходила через эту узкую дверь, чтобы сражаться в течение всей жизни со смертью, чтобы встретить ее в последний час лицом к лицу, а не отвернуться от нее. Потому что Сам Христос получил от этой смерти удары и заплевания, и заушения, прежде чем нанес ей сокрушительный удар в свой черед. Господь дает нам то, что Его, только после того как принимает то, что наше. Никогда мы не смогли бы отказаться от себя в бесконечности, которую Он нам открывает, если бы не знали этого. Потому пусть самой нашей первой молитвой всегда и сегодня будет: святая блаженная Ксения, помоги нам, чтобы из сердец наших, из всей нашей жизни могло исходить Христово — «да будет воля Твоя», которое упраздняет смерть и дарует нам воскресение.