Епископ Пантелеимон (Шатов)
Как постараться сделать так, чтобы каждая исповедь приближала нас к Царству Небесному?
Особенно важно постом подготовиться к исповеди более серьезно, постараться глубоко проникнуть в тайники зла, которые коренятся в нашей душе, исследовать их и принести Богу покаяние. Мы должны помнить слова святых отцов, которые говорят, что каждый грех или требует соразмерного покаяния, или же за каждым грехом последует соразмерная ему мука.
Если мы не хотим муки – то должны принести соразмерное греху покаяние. Если мы совершили тяжелый грех, значит нужно каяться особенно глубоко, плакать о своем грехе, просить у духовника епитимью, делать земные поклоны, воздерживаться от совершения каких-либо действий, которые могли бы опять привести к совершению этого греха, быть очень осторожными. Если грех небольшой, – надо покаяться и постараться его не повторять.
Нужно обязательно каяться и в малых грехах. Нельзя думать, что грехи прощаются Богом просто так, без покаяния. Грехи так прощаются до семилетнего возраста, а начиная с семи лет человек должен осознавать свои прегрешения и каяться в них. Существуют разные крайности: кто-то может совсем не видеть своих грехов, а кто-то – подавать на исповеди исписанную ими тетрадь, что также не совсем правильно.
Преподобный Иоанн Лествичник говорит, что человек, живущий в миру, не должен слишком глубоко анализировать свои поступки (это у него вряд ли получится), а должен каяться в тех грехах, которые видит. Во всем должна быть своя мера, которую нужно учиться познавать из опыта.
Необходимо стремиться к тому, чтобы душа была спокойной и радостной, чтобы совесть не мучила, и надо уметь отличать радость чистую, исходящую от Бога, от радости прелестной, радости удовольствий, от тщеславных, ласкающих душу помыслов. Здесь нужен опыт, вряд ли этому можно научиться, прочитав книгу, но по совету духовника, опытного духовника, можно научиться распознавать ложные радости и принимать только подлинные утешения от Бога.
Особенно важно постом подготовиться к исповеди более серьезно, постараться глубоко проникнуть в тайники зла, которые коренятся в нашей душе, исследовать их и принести Богу покаяние. Мы должны помнить слова святых отцов, которые говорят, что каждый грех или требует соразмерного покаяния, или же за каждым грехом последует соразмерная ему мука.
Если мы не хотим муки – то должны принести соразмерное греху покаяние. Если мы совершили тяжелый грех, значит нужно каяться особенно глубоко, плакать о своем грехе, просить у духовника епитимью, делать земные поклоны, воздерживаться от совершения каких-либо действий, которые могли бы опять привести к совершению этого греха, быть очень осторожными. Если грех небольшой, – надо покаяться и постараться его не повторять.
Нужно обязательно каяться и в малых грехах. Нельзя думать, что грехи прощаются Богом просто так, без покаяния. Грехи так прощаются до семилетнего возраста, а начиная с семи лет человек должен осознавать свои прегрешения и каяться в них. Существуют разные крайности: кто-то может совсем не видеть своих грехов, а кто-то – подавать на исповеди исписанную ими тетрадь, что также не совсем правильно.
Преподобный Иоанн Лествичник говорит, что человек, живущий в миру, не должен слишком глубоко анализировать свои поступки (это у него вряд ли получится), а должен каяться в тех грехах, которые видит. Во всем должна быть своя мера, которую нужно учиться познавать из опыта.
Необходимо стремиться к тому, чтобы душа была спокойной и радостной, чтобы совесть не мучила, и надо уметь отличать радость чистую, исходящую от Бога, от радости прелестной, радости удовольствий, от тщеславных, ласкающих душу помыслов. Здесь нужен опыт, вряд ли этому можно научиться, прочитав книгу, но по совету духовника, опытного духовника, можно научиться распознавать ложные радости и принимать только подлинные утешения от Бога.