Епископ Пантелеимон (Шатов)
Вспоминая всё то, в чем обличала нас советь, нужно обратить особое внимание на те наши действия, слова, мысли, из-за которых мы лишились благодати Божией. Я думаю, что все вы, дорогие друзья, если не всегда, то хотя бы иногда, чувствуете в душе после причастия Святых Христовых Таин особое спокойствие, и с этим спокойствием кто-то живет несколько часов, кто-то – всю неделю, а у кого-то оно теряется уже через пять минут. Нужно обратить внимание на то, почему это происходит, какие грехи нарушали наше внутреннее устроение и именно в них каяться особенно.
Очень полезно перед тем, как исповедоваться, не только вспомнить всё то, что было нами совершено, но и еще раз проверить себя, вспоминая заповеди: как ветхозаветные, так и данные нам для блаженства Господом нашим Иисусом Христом. Можно проверить себя по шкале восьми главных греховных страстей (гордость, тщеславие, сребролюбие, чревоугодие, блуд, гнев, печаль, уныние): как они проявляются в нашей жизни, насколько мы были подвержены этим страстям в дни после последней исповеди… Нужно внимательно следить за собой в течение всей нашей жизни, но, готовясь к исповеди, надо с особенным усердием вспомнить обо всем, что с нами произошло, обязательно помолиться Богу и попросить Его, чтобы Он открыл нам те грехи, которые мы, возможно, забыли или не заметили.
Нужно стараться глубже проникать в смысл своих поступков, в мотивы, которые нами руководят, потому что иногда то, что мы считаем добротой, на самом деле является расточительностью, то, что считаем бережливостью, оказывается скупостью и т.п. Порой и хороший поступок может быть вызван злым желанием, которое мы лукаво оправдываем. Мы говорим, к примеру, о каком-то человек: «Надо же положить конец злу, надо же сделать ему замечание!» Но на самом деле нам просто хочется разгневаться, мы не желаем удерживать клокочущий внутри нас гнев, не боремся с ним, а себя оправдываем тем, что хотим укротить зло. Или, например, душа человека может быть наполнена блудными, нечистыми желаниями, а он себя оправдывает: «Надо же посмотреть, до чего сейчас мир докатился, чем таким плохим современная молодежь занимается…» На самом деле у него – похотливое желание насытиться блудной грязью. Довольно часто мы прикрываем свои злые желания какими-то благовидными предлогами и оправдываем свои нечистые помыслы добрыми целями. В этом тоже нужно обязательно разбираться, всячески разоблачать лукавство нашего греховного ума, видеть лицемерие своей души, пронизанной грехом.
Очень полезно перед тем, как исповедоваться, не только вспомнить всё то, что было нами совершено, но и еще раз проверить себя, вспоминая заповеди: как ветхозаветные, так и данные нам для блаженства Господом нашим Иисусом Христом. Можно проверить себя по шкале восьми главных греховных страстей (гордость, тщеславие, сребролюбие, чревоугодие, блуд, гнев, печаль, уныние): как они проявляются в нашей жизни, насколько мы были подвержены этим страстям в дни после последней исповеди… Нужно внимательно следить за собой в течение всей нашей жизни, но, готовясь к исповеди, надо с особенным усердием вспомнить обо всем, что с нами произошло, обязательно помолиться Богу и попросить Его, чтобы Он открыл нам те грехи, которые мы, возможно, забыли или не заметили.
Нужно стараться глубже проникать в смысл своих поступков, в мотивы, которые нами руководят, потому что иногда то, что мы считаем добротой, на самом деле является расточительностью, то, что считаем бережливостью, оказывается скупостью и т.п. Порой и хороший поступок может быть вызван злым желанием, которое мы лукаво оправдываем. Мы говорим, к примеру, о каком-то человек: «Надо же положить конец злу, надо же сделать ему замечание!» Но на самом деле нам просто хочется разгневаться, мы не желаем удерживать клокочущий внутри нас гнев, не боремся с ним, а себя оправдываем тем, что хотим укротить зло. Или, например, душа человека может быть наполнена блудными, нечистыми желаниями, а он себя оправдывает: «Надо же посмотреть, до чего сейчас мир докатился, чем таким плохим современная молодежь занимается…» На самом деле у него – похотливое желание насытиться блудной грязью. Довольно часто мы прикрываем свои злые желания какими-то благовидными предлогами и оправдываем свои нечистые помыслы добрыми целями. В этом тоже нужно обязательно разбираться, всячески разоблачать лукавство нашего греховного ума, видеть лицемерие своей души, пронизанной грехом.