Мысли о празднике перенесения мощей
Святителя и Чудотворца Николая.
9(22) мая Церковь празднует перенесение Честных и многоцелебных мощей Святителя и Чудотворца Николая, самого почитаемого русским народом святого, из города Мир Ликийских, где он был Архиепископом в далеком 4 веке, в итальянский город Бари, или Барград, как его называли русские.
Святитель Николай Чудотворец, самый известный, но возможно, и самый загадочный святой Православной церкви. Невелико его житие, и в нем нет ничего, чтобы принципиально выделяло его из бесчисленного сонма святых, ибо святые потому и святые, что все они явили и непоколебимую веру, и бескомпромиссное стояние за правду, и великое милосердие к грешникам, и кротость, и терпение.
Невелико его житие, но огромна его посмертная деятельность — целые тома содержат бесчисленные описания случаев чудесной помощи Святителя после его телесной смерти. И, очевидно, что записана была лишь небольшая часть его благодеяний. Посмертная деятельность Святителя Николая есть одно из ярчайших свидетельств того, что смерти в действительности нет, что жизнь продолжается. Наверно, можно назвать святых, жизнь которых изобиловала большими подвигами, даже таких, которые творили при жизни больше знамений и чудес, не говоря уже о тех, кто ревностно защищал правую веру своим словом и писанием. Но никто не сравнится со Святителем Николаем по интенсивности посмертной деятельности, никто из святых так часто не приходит из Горнего мира на помощь страждущим людям, как Святитель Николай.
Мы, вероятно, до скончания века не поймем, почему живший в отдаленные от нас времена малоазийский грек стал самым почитаемым и любимым святым русского народа, почитаемым более апостолов, более великих вселенских учителей и святителей и даже более великомучеников, презревших ради Христа свое высокое положение в обществе и претерпевших ради веры в Него неслыханные мучения и в сущности даже больше всех святых, рожденных землей Российской. Ведь неслучайно не одно столетие бытовало в русском народе совершенно нелепое богословски, но по-детски наивно-трогательное представление Святой Троицы как согласия Христа, Богородицы и Святителя Николая. Но и из греческого жития Святителя Николая известен случай, когда епископ, не воздавший чести иконе Святителя, как иконам Христа и Богородицы, получил за это чувствительное вразумление, так что указанное воззрение русского народа возникло не на пустом месте.
Несомненно, что-то было в личности Святителя Николая, что возвысило его в очах нашего народа выше всех святых. Возможно, это было то, что он, будучи совершенным образом Христовым, является вместе с тем совершенным образом каждого христианина, верующего и старающегося хранить заповеди. Немногие могут защищать веру словом, не все способны к строгой аскезе, сравнительно немногим дана честь пролить за Христа свою кровь. Но Николай подобен всем нам — он и книг не писал, и кровь за Христа не проливал, хотя во время Диоклетианова гонения он претерпел заключение и истязания за веру, что доказало проведенное в конце 20 века исследование его мощей.
И все-таки причиной такой любви к Святителю думается, была его необычность в обычном, он подобен нам и в то же время бесконечно выше нас в вере и исполнении воли Божией, поэтому он может быть примером для всех нас.
Нельзя исключить и внедрения в народный образ Святителя Николая и свойств лучших образов из славянской языческой мифологии. Ведь не все в язычестве было злом и заблуждением. И величие христианства не в том, что оно уничтожило язычество, а более в том, что оно сумело христианизовать лучшее в язычестве, то, что и в язычестве было не от человеческого заблуждения, но от мудрости Творца.
Один из самых авторитетных источников христианского богословия в средние века был трактат Дионисия Ареопагита "О Божественных именах", который тогда воспринимали как сочинение мужа апостольского. Но в 20 веке было убедительно показано, что этот трактат является христианизованным пересказом трактата одного из последних языческих философов, убежденного язычника и врага христианства Прокла "Первоосновы теологии". Но при этом он высказал много глубоких истин о Боге и творении, и Церковь сочла необходимым внести их в свою сокровищницу под авторитетом мужа апостольского. Так что не удивительно, что в почитание Святителя Николая был вплетен и тем самым воцерковлен образ популярного былинного героя Микулы Селяниновича, персонажа несомненно светлого, близкого народу и чтимого им.
Даже если верно, как будто бы доказала западная агиология, что под образом Святителя мы почитаем двух соименных святых, занимавших епископскую кафедру в Мирах с интервалом в два столетия, то это не умаляет для нас образа Святителя Николая. Все святые представляют в горнем мире, как бы одного святого, все они едины в Боге, как едины Лица Пресвятой Троицы. Даже если в этом мире согласие святых столь велико, что оно было решающим аргументом для будущего Святителя Игнатия Брянчанинова при выборе своего жизненного пути, то каково оно на небе? Одного призовешь — все помогают, как выразился Святитель Николай Сербский. Промыслительная деятельность святых в горнем мире не описывается законами бытия этого мира. Так и два Святых Николая составляют одного, как к трем Лицам Троицы мы обращаемся как к Единому Богу, так и фактически обращаясь к двум, мы не делаем ошибки, если обращаемся к одному Святителю Николаю.
И ещё грек Николай, ставший любимым заступником русского народа, ставший как бы русским, что нашло свое отражение и в иконографии, научает нас тому, что нет определенной национальности у святых и не должно быть привязанности к ней и у христиан. Христос наш Отец, как и Отец святых, и Отечество наше Небо.
Мы не замечаем, что и сегодняшний праздник Перенесения мощей Святителя Николая есть живая отповедь тем, кто считает нормальным и положительным фактом разделение среди христиан. Ведь что мы празднуем сегодня? Не перенесение, а в сущности кражу мощей Святителя с Востока, остававшегося православным и под властью турок-сельджуков, но продолжавшегосяся умаляться в силе веры, и последующее перенесение мощей его на Запад, точнее на юг Италии, незадолго перед тем утраченный Византией и ставший католическим. Это стало следствием маловерия православных жителей Мир Ликийских, посчитавших горы более надежным убежищем от турок, чем пребывание среди них Святителя Николая. Святитель и явился одному из их священников, обличая их в маловерия, и призывая вернуться на прежнее место, где он понимает своими мощами, чем они обретут надежную защиту ото всех бед, а если они считают горы более надежным убежищем, то он более не останется в том месте, где почивает. Таким образом Святитель Николай, не позволивший завладеть его мощами ни арабским разбойникам, ни благочестивому императору Василию Македонянину, почитателю икон и мощей, дал возможность увезти себя на Запад, уже ставший католическим. При этом ни чудотворения от мощей не уменьшились, наоборот, были явлены великие и славные чудеса, ни излияние многоцелебного мира во все века не прекратилось, и православные едут в паломничество в католический город в количествах, ненамного меньших, чем в Святую Землю.
На Запад в период Крестовых походов было перенесены мощи многих великих святых, включая апостолов, потому что наличие мощей великого святого, по средневековым представлениям, увеличивало престиж города, обеспечивало его лучшую защиту, и привлекая большие массы паломников, способствовало и экономическому процветанию. Но ни одни мощи не привлекают такие массы православных паломников, как мощи Святителя Николая в Бари.
Но опять нельзя не обратить внимание на то, что праздник Перенесения мощей Святителя Николая был установлен в России почти сразу после установления его в Бари. Некоторые считают, что он был установлен на Руси всего через два года после самого события. Видимо всемирная отзывчивость Мирликийского пастыря оказалась созвучной всемирной отзывчивости души русского народа, о которой говорили великие русские мыслители и которую так часто пытаются ограничить в наше время. Ведь в Бари он остался и до сих пор остается местным праздником, нигде практически не отмечаемым, кроме России и тех стран, церкви которых издавна находились в тесной связи с Российской, как в Румынии и Молдове. Даже для югославянских церквей более значим весенний праздник в честь Георгия Победоносца. В грекоязычных же церквах такого праздника просто нет, потому что там перенесение мощей Святителя Николая считается актом вандализма. Но мы почитаем этот день, как великий праздник, потому что считаем перенесение не грабежом, а спасением мощей, произошедшим по воле самого Святителя Николая.
И такова наша любовь к Святителю, такова вера в его великую святость, что никому не кажется соблазнительным то, что мы едем и всегда ездили на католический Запад для поклонения ему, ни то, что наше православие может повредиться от неизбежного при этом контакта с католиками, никто не считает, что согрешает, молясь в храме, принадлежащем Католической церкви. Святость Святителя Николая освящает всё.