Протоиерей Александр Зелененко
«Человек всего более должен учиться милосердию,
потому что оно то и делает его человеком»
(свт. Иоанн Златоуст).
Обозревая историю спасения человека, мы можем сделать следующие выводы.
Бог сотворил человека по Своей неизреченной любви. И даже после греховного разрыва отношений человека с Ним, Он не отошел от человека, но искал нас, желал нашего спасения. Для этого Он приклонил Небеса и сошел на Землю, принял на Себя нашу кровь и плоть, стал одним из нас — Сыном человеческим и Сыном Божиим, — нашим Братом и Другом. Он погрузился ради нас в наше отчаяние и смерть, в саму преисподнюю. Из самого ада Он вывел Адама и всех, ожидавших Его пришествия, на свободу, к Небу и в Жизнь вечную.
И сейчас Он стучит в нашу жизнь, в наши сердца, приглашая на Свою Царскую трапезу — Божественную Евхаристию. Он хочет довести до полноты наше усыновление и родство с Ним, чтобы мы стали Его «Кровинушкой», своими и родными Ему (см. Еф. 2:19).
«Он во всём предоставляет нам Себя, а мы часто противимся Ему? Для всякого это совершенно очевидно. Я, и каждый человек для Меня друг... и брат, сестра, и мать, — Я все для тебя, только ты будь Мне другом. Господь Сам побывал в людских состояниях, переживании и страданиях. Для тебя Я беден (родившийся в хлеву среди скота), для тебя Я нищий (питавшийся на подаяние), Я жаждущий (просивший пить у Самарянки), для тебя Я странник (не имеющий где главу подклонить), для тебя Я страдающий душевно и телесно (при издевательствах и оплевании и от физической боли при бичевании и распинании), для тебя Я на кресте страдал до смерти, для тебя во гробе был, за тебя ходатайствую пред Отцом на небесах, для тебя Я явился на земле посланником от Отца. Ты Мне все: и друг, и брат, и сонаследник. Чего еще желаешь ты — человек? Для чего отвращаешься от Меня, — Того, Который так любит тебя?» (свт. Иоанн Златоуст).
Когда Христос придёт 2-й раз, судить человечество, Он сразу поставит одних людей по правую, а других по левую сторону от Себя. Для Него все ясно, Он знает всё о всех и всегда, — в настоящем, прошлом и будущем. Придя в мир, Он доведет Свой Суд до людей — кто чего достоин, в зависимости от наших дел, особенно любви и милосердия. Качество нашей земной жизни (её добродетельность или греховность) будет определяющим нашу жизнь вечную. Господь проводит тождество между Собой и образом Божием в любом другом человеке. Оказавшим милость другим Он говорит: «так как вы сделали это одному из братьев Моих меньших, то сделали Мне» (Мф. 25:40), потому, от нашего отношения к нуждающимся людям, с которыми мы здесь, в земной жизни встречаемся, будет зависеть ответ от Бога и участь за гробом.
Понятие о добродетели милосердия
«Если уничтожится милосердие на земле, то все
погибнет и истребится» (свт. Иоанн Златоуст).
Первоисточником всякой добродетели, как и жизни самой, является Бог. Милосердие — это один из девяти благодатных даров святого Духа Божьего человеку. Без содействия святого Духа Божия дела милосердия совершаются лишь по естеству, но не по благодатному дару свыше от Бога. Ибо Христос сказал: «Как ветвь не может приносить плода сама собою, если не будет на лозе, так и вы, если не будете во Мне. Я есмь Лоза, а вы ветви. Кто пребывает во Мне, и Я в нем, тот приносит много плода; ибо без Меня не можете делать ничего» (Ин. 15:5).
Милосердие — это всепрощающая любовь Божия, которая снисходит к нам из благоволения Его, даже если мы ее совершенно не заслужили. Милосердие человека — наивысшая форма любви к людям и творению Божьему, как готовность из любви и сострадания оказать помощь тому, кто в ней нуждается. Истинное милосердие — это желание приносить пользу другим людям, не думая о вознаграждении. Милосердие — это любовно-сострадательное и заботливое отношение к другому человеку. «Что есть сердце милующее? Это когда чужая боль и страдания становятся твоими. Милосердие — это черта личности, проявляющаяся во внутренней готовности помочь, простить, посочувствовать, не преследуя собственных интересов, а руководствуясь исключительно бескорыстными побуждениями.
Об оскудении любви и милосердия в современном мире
В современных пособиях для родителей масса информации по воспитанию: как воспитать лидера, как вырастить гения, победителя, как развить способности, сделать ребенка успешным и всесторонне развитым. А вот о воспитании любви и милосердия, — качеств истинной человечности, мало кто думает и пишет.
О делах милосердия
Милосердие проявляется в сострадательной любви к разного рода нуждающимся: жаждущим, голодным, нагим, бездомным, больным и заключенным. По учению митрополита Петра Могилы существуют дела милосердия двоякого рода: одни из них относятся к телу человека, а другие к его душе.
Семь дел милосердия, относящиеся к телу:
1. Дать голодному пищу, как сказал Христос: «… был голоден и вы дали Мне есть…» (см. Мф. 25:35), т.е. важно делиться пищей с бедными, бездомными, находящимся в крайней нужде и не могущими пропитать себя.
2. Напоить жаждущего, как сказал Христос: И если кто-либо напоит одного из самых меньших чашей холодной воды, только потому, что он Мой ученик, то, истинно говорю вам, он не останется без награды (Мф 10:42).
3. Одеть нагого. Человека, не только совершенно нагого, но не имеющего должной одежды, чтобы защитить себя от холода, дождя или зноя.
4. Ввести странника в дом свой, особенно бедных, не имеющих крова или богомольцев, путешествующих к Святым местам для поклонения.
5. Навещать больных на дому или в больнице. Это каждый должен исполнять, не разбирая того, из домочадцев ли болящий, сродник ли ему, сосед ли, друг ли, сверстник ли его.
6. Посещать заключенных в темнице. При этом мы не должны изыскивать, за какую кто вину посажен в темницу, и кто именно тот человек, который содержится в темнице. Ибо кто бы он ни был, и за какое бы преступное дело ни ввержен был в узы, наш долг, ради Христа — прийти, посетить и утешить его, дабы он не впал в отчаяние.
7. Погребать умерших. Если же кто умрет из друзей или сродников; в таком случае благочестивые люди, для исполнения данной обязанности, должны сопроводить тело умершего до самой могилы — с прошениями и молениями к Господу о прощении и упокоении души скончавшегося.
Семь дел милосердия, относящиеся к душе:
1. Отклонить грешника от греха и привлечь его к лучшей жизни, как свидетельствует Писание: «Если кто из вас заблудит (уклонится) от пути истины, и обратит кто его: пусть знает, обративший грешника от заблуждения, что спасет душу от смерти, и покрыет множество грехов своих (см. Иак. 5:19-20).
2. Наставить человека непросвещенного и неведующего о том как должно поступать по воле Божией, чтобы он мог избежать людского и Божьего осуждения, ибо неведение хуже гордости (см. Мф. 25:24-30).
3. Подать добрый совет нуждающемуся в нем. К этому относится еще и то, чтобы извещать ближнего об опасности, в которой находится или жизнь, или честь его, и о которой он не знает.
4. Молиться Богу за ближнего своего. Сей долг человеколюбия первоначально падает на духовных отцов, священнослужителей Церкви, а потом и на мирских людей.
5. Утешить печального. Таковая обязанность особливо должна быть исполняема тогда, когда кто отягчен великими грехами, или опасно болен, или угнетен великою скорбью и несчастьем: таковых людей должно утешать.
6. Переносить обиды с терпением. Напротив, когда мы терпим, что несправедливо, должны благословлять Бога и просить у Него прощения врагам нашим.
7. Многократно прощать погрешности других людей, чтобы и они нас прощали, и простил нас всех Бог (см. Мф. 18:22).
О различии дел милосердия
Существует милосердие внешнее, в виде благотворительной помощи, и внутреннее, в виде сердечно-сострадательного отношения, выраженного в оказании помощи нуждающимся. В милосердии всегда присутствует жертвенность, т.е. когда человек даёт немного денег нищему, при этом имея миллионы, то это не милосердие, а внешняя благотворительность от избытка средств, без сердечного участия и сострадания. Но вот, тот же самый поступок, от того, кто считает копейки, чтобы выжить и все равно из сердечного сострадания делится с нуждающимся, можно отнести к милосердию внутреннему — сердечному.
О различных проявлениях милосердия
Милосердие не является врождённой чертой и приобретается только в социуме, при определённой направленности, где с раннего возраста человеку прививается доброжелательность, снисхождение, бескорыстие и стремление помогать ближнему. К милосердным действиям относится практическая помощь там, где это необходимо. Милосердие проявляется в словах поддержки и утешения тех, кто пребывает в отчаянии или кому больно от произошедших событий, – это возможность найти правильные слова, помогающие человеку вернуть веру и отыскать силы жить дальше. Но милосердие — это не только нужные слова или внутренняя работа, это также поступки или напротив не совершение вредных поступков, дел и слов.
Внутренняя работа над собой является милосердием
Кто затыкает ухо свое от вопля бедного, тот и сам будет вопить, — и не будет услышан" (Прит. 21,13). А мы часто дивимся, отчего Бог не слушает молитв наших? Оттого что бывали, верно, случаи, когда мы затыкали уши свои от речей, которыми умаливал нас нуждающийся (Святитель Феофан Затворник).
Когда кого-то прощают за обиды искренне, иногда про себя, даже не говоря это в лицо, или, когда молятся за человека, совершившего зло или находящегося в сложной ситуации. Это те моменты, когда вообще никто, кроме самого человека, проявившего в сердце своем акт милосердия, не знает, что происходит у него внутри, но это меняет дальнейшее взаимодействие его с людьми и характер жизни.
К недеяниям относится умение не отвечать злом на зло, а наоборот видеть причину такого поведения (часто люди агрессивны из-за собственной боли, обижают, потому что сами обижены). Чем меньше будет грубого ответа на грубость, тем меньше этого становится на земле. Можно накормить голодного вместо того, чтобы жертвовать ему деньги (возможно, их просят на алкоголь) или дать воды жаждущему. Простые вещи, поддерживающие жизненные функции нуждающихся в помощи людей.
Проявления милосердия в повседневной жизни
Милосердие воплощается в участливом отношении и помощи нуждающимся людям и противопоставляется безразличию, сердечной глухоте, пренебрежению и жестокосердию. Благотворительность — последовательное милосердие предполагает не просто доброжелательность, но и понимание другого человека, и деятельное участие в его жизни. Сердечная молитва за больного, скорбящего, одинокого и в нужде прибывающего человека, — лучший пример милосердия.
Преимущества милосердия
Милосердие дает уверенность – в правильности дел и поступков, вызванных этим чувством. Милосердие дает силы – их хватает даже для прощения врагов. Милосердие дает радость, – радость отказаться от негативных эмоций и осуждения в адрес людей, нуждающихся в нашей помощи.
Как развить в себе милосердие
Важен живой пример и практическое обучающее руководство в милосердном служении (в различных социальных учреждениях) от более опытных в этом деле людей.
Образ мыслей и намерений. Практикуя сознательный отказ от осуждения кого-либо, человек учится прощать, плохо о других не говорить и проявлять милосердие.
Следить за характером отношений. Сердечная участливость, чуткость, внимательность и забота к окружающим людям и животным. Только тот, кто способен «расслышать» чувства, состояние и переживания другого человека и даже животного, может быть по-настоящему милосердным.
Правило. Удержи язык свой от зла и уста свои от коварных речей. «Уклонись от зла и сотвори благо, взыщи мира и устремись к нему» (Пс. 33: 13,14).
Чтение. Чтение духовной литературы, с описанием жизни святых, подвижников веры, благочестия, благородства, героизма и людей милосердного служения ближним, — учит милосердию.
Участие в благотворительных делах. Действенное милосердие легче проникает в душу и закрепляется в ней при благотворительности другим.
Служение ближним через добровольное волонтерство. Уход за болящими, инвалидами, престарелыми людьми, немощными пенсионерами, за людьми, пребывающими в унынии, в различных нуждах скорбях и страданиях.
О правильной мотивации в делах милосердия
Что же такое мотив, который лежит в основании любой человеческой деятельности?
Мотив — есть исходное побуждение человека к действию или деятельности, от которого зависит её осмысленность, направленность, характер, содержание и будущий результат, как плод данной деятельности, — душеполезный или малоплодный и отрицательный.
Для дел милосердия всегда характерна жертвенность.
Христос в храме Иерусалимском увидел богатых, клавших дары свои в сокровищницу (емкость для пожертвований на храм); увидел также и бедную вдову, положившую туда две лепты, и сказал: истинно говорю вам, что эта бедная вдова больше всех положила; ибо все те от избытка своего положили в дар Богу, а она от скудости своей положила все пропитание свое, какое имела (см. Лк. 21:1-4).
Прежде всякого даяния, подумай, каким мотивом движимо твоя милостыня или дело милосердия?
Ты делаешь это Христа Бога ради, во славу Его? «Ибо в священном Писании сказано «Всё, что вы делаете, словом или делом, делайте во славу Божию, во имя Господа Иисуса Христа…» (Кол. 3:17).
Или ради ближнего, из сострадания, чтобы помочь в нужде его? Благотвори бедному доброхотно, без мнительности, сомнения и мелочной пытливости, памятуя, что ты в лице бедного благотворишь Самому Христу, по сказанному Им: «Так как вы сделали это одному из сих братьев Моих меньших, то сделали Мне» (Мф. 25:40).
Или ради себя, — во славу свою, из тщеславия внутреннего (какой я добрый, щедрый и жертвенный), или из тщеславия внешнего перед людьми, чтоб они увидели и похвалили тебя за твою доброту.
Два первых мотива душеполезны, а третий не принесет плода и награды от Господа, т.к. ты из тщеславия твоего уже получил награду свою от людей. Иисус Христос об этом сказал: «Смотрите, не творите милостыни вашей пред людьми с тем, чтобы они видели вас: иначе не будет вам награды от Отца вашего Небесного» (Мф. 6:1).
На протяжении последних лет мы убедились, как может быть беспомощно и ничтожно государство само по себе, если оно лишено опоры на тысячелетнюю православную традицию, многовековую народную мудрость, на высший духовно-нравственный идеал – Христа и Его святых. «Дерево без корней не устоит и не принесет плода», гласит народная мудрость.
Целостное оздоровление общества и выход его из кризисного состояния возможны лишь при обращениях к духовным ценностям и историко-культурному наследию Православной Руси. Сама история российского государства, письменности, культуры, искусства, экономики, общественного уклада жизни и воспитания формировалась под сенью Православия. Без всякого преувеличения можно сказать, что Православное Христианство явилось для России исторической первоосновой, этнообразующим, культурообразующим и государствообразующим стержнем. Именно на этой основе возросли все российские святые, был воспитан великий народ, создавший сильное государство, богатую культуру, особый уклад и образ жизни, имеющий главным ориентиром учение Православной Церкви, непреложным идеалом – Богочеловека Иисуса Христа, а целью – достижение Царства Небесного. «Ищите же прежде Царства Божия и правды Его, и это все (естественно необходимое для земной жизни) приложится вам» (Мф. 6: 33). Спасением в преодолении кризиса для России может стать восстановление и распространение традиционных, базовых, духовно-нравственных ценностей, культуры и воспитания в семье, школе и в обществе.