Основные положения психологии
нравственного развития личности,
основанные на православной антропологии
и учении о спасении

В основе всякого учения, пути, творчества и дел человеческих, должно лежать Евангельское Учение Господа нашего Иисуса Христа, проливающее свет Божественной Истины, в котором выявляется их сущностное содержание и степень Богоугодности. Только сообразуясь с примером и учением Спасителя, как критерием истины, - высшим авторитетом и высшей ценностью, мы можем последовать Его воле и пути спасения.

О принципе рассудительного сообразования
или учёта целого ряда факторов,
важных в деле нравственного совершенствования.

Об этом принципе прикровенно пишет апостол Павел: «Плод Духа состоит во всякой благости, праведности и истине, испытывая, что благоугодно Богу» (Ефес. 5: 9-10). Т.е. благодать Святого Духа даруется живущим добродетельно, праведно и по истине (Заповедям Божиим), рассудительно сообразуясь с тем, что угодно Богу и делу спасения.

Сообразование – есть стремление следовать требуемому от Бога, образу и чину жизни по замыслу и воле Божией, согласно призванию. Как христиане – Заповедям Божиим, церковным канонам и правилам христианского благочестия; ревностным и волевым усилием и необходимой внутренней работой над собой, к приведению своей жизни (нрава, характера и отношений), в соответствие с нашим Первообразом через уподобление Ему.

Для сообразования с волей Божией человек должен научиться её познавать.

Святитель Иоаннн Тобольский указывал на некоторые положения, по средствам которых удобно открывается Божественная воля человеку:

1. Все то, что отвлекает нас от Бога, - противно Его Заповедям и воле Божьей, все же, что приводит нас к Богу, - согласно с волей Божьей.

2. Воля Божья вразумительно и определенно изъясняется для нас законом Божьим, Его заповедями и Церковными постановлениями (догматическими вероопределениями и церковными канонами).

3. Волю Божью можно узнать от законно избранных, истинно по-христиански живущих – духовников и пастырей.

4. Если же нет возможности спросить совета, то необходимо самому вникнуть в сомнительное дело внимательно, обсудить все его стороны и выбрать ту, которая наиболее благоприятна воле Божией, а не плотскому нашему вожделению и пристрастию.

5. Познанию воли Божественной весьма много способствует молитвенное обращение святого Павла к Богу с вопрошением: «Господи! что повелишь мне делать?» (Деян. 9:6).

6. Если нет иного способа к назиданию, то Господь посылает доброго ангела.

+ + +

Антропологические (человековедческие) представления православия дают абсолютные ориентиры в исследовании человеческой личности, с которыми нам необходимо сообразовываться.

Для психологии нравственного развития представляется важным рассмотреть ведущие положения православной антропологии.

В основе православной антропологии лежит учение об образе Божием в человеке. Каждый человек несет в своей личности образ и подобие Божие. Образ Божий человеку дан изначально, он является онтологическим (изначально сущностным) основанием бытия личности человека, его жизни и творчества. На догматическом учении об образе Божием в человеке построена вся православная антропология, психология, педагогика и учение о нравственном совершенствовании личности.

Онтологическая связь человека с Богом

Величие православного взгляда на человека в признании его онтологической связи с Богом. Если мы хотим понять, что есть человек в своих онтологических глубинах, мы должны рассматривать его в свете Христа - Богочеловека. Христос есть основа и отправная точка всякой философии человека.

«Истинная антропология заключена уже в Христологии», - писал Н. Бердяев. Христос пришел в мир как абсолютный Человек, как норма человечности, поэтому любое толкование и исследование человека должно исходить из этой нормы. Ведь только через Христа как Богочеловека человек достигает самосознания и таким образом познает свое место и значение во вселенной. Только во Христе человек познает, кто он есть в себе и какая роль ему отведена в сотворенном Богом мире. Поэтому вочеловечение Бога Логоса и есть явление нового человека.

Бог вочеловечился только потому, что человек в глубинной своей природе божественен. Человек есть «сотворенная богочеловечность». Он должен быть способен принять и вместить в себя Бога, ибо он «к этому призван и этого достоин» (протоиерей Сергий Булгаков).

Как писал об этом протоиерей Василий Зеньковский, – «это безграничная вера в человека (в возможность его спасения…), это чувство, что ничто не может окончательно зачеркнуть образ Божий в человеке, это твердое исповедание того, что никому никогда не растратить того сокровища, какое заключил Господь в душу нашу». И если образ Божий дан человеческой личности, то богоподобие задано, достижение его является основным смыслом жизни православно верующего человека.

Учение о первородном грехе не является в православной антропологии основным в понимании человеческой сущности, но оно помогает понять человека в его реальной земной жизни, в его судьбе. «Если мы не уведаем какими нас создал Бог, то не познаем и того, как нас исказил грех» (свт. Григорий Синаит).

По слову митрополита Антония Сурожского, человек есть живая, но поврежденная грехом икона (образ) Божества. Поэтому, сравнительным примером первозданного и падшего состояния человека может послужить различие, которое мы отмечаем между новописанной и поврежденной иконой.

Cлово «грех» (amartia) в переводе с греческого означает промах. Протоиерей В.В. Зеньковский в своем труде «Проблемы воспитания в свете христианской антропологии» пишет, что «греховность, конечно, проникла во весь состав человека, во все его функции, отчего создалась в человеке, в его глубине, коренная двойственность, добро в человеке так неисследимо сплелось со злом…». Грех (как отклонение, заблуждение, падение) мешает человеку исполнить истинную цель его жизни. Процесс преодоления греха и исключения его из личной жизни полагает начало спасению.

При каких условиях возможно спасение человека?
Какова роль человеческой свободы в устроении дела спасения?

На эти вопросы православное догматическое богословие отвечает следующим образом: спасение возможно при условии направленности человеческой воли к Богу и свободном открытии сердца к принятию благодати. Господь говорит: «Се, стою у двери и стучу: если кто услышит голос Мой и отворит дверь, войду к нему, и буду вечерять с ним, и он со Мною» (Откр. 3: 20).

Об этом говорит преподобный Макарий Египетский («Духовные беседы»): «Воля человеческая есть как бы существенное условие: если нет воли, Сам Бог ничего не делает, хотя и может по свободе Своей».

Так же учит и святитель Иоанн Златоуст: «Благодать, хотя она и благодать, спасает пожелавших, а не тех, которые не хотят ее и отвращаются от нее, постоянно против нее воюют и противятся ей»; «Бог не принуждает никого; если Он хочет, а мы не хотим, то спасение наше невозможно не потому, что хотение Его было бессильно, но потому, что Он принуждать никого не хочет».

Таким образом, благодать не является силой, действующей в человеке непреодолимо. Восточные отцы утверждают, что человек может свободно направлять свою волю вопреки благодати.

Для того чтобы стяжать благодатное Божие присутствие, человек должен непрестанно прилагать собственные усилия.

Православная антропология учит о синергии (содружественном действии в одном направлении) Божественной благодати и человеческих усилий. Необходимость духовного подвига для спасения есть непреложное условие любой человеческой жизни.

Вместе с тем свободная человеческая деятельность обеспечивает необходимые, но отнюдь недостаточные для спасения условия. Именно присутствие Божией благодати необходимое и главное условие в деле спасения.

Ведущие идеи православной антропологии,
с которыми важно сообразовываться
при нравственном становлении личности

1) Присутствие образа Божия и его свойств в человеке: богообразная личность, свобода, бессмертие, творчество, владычество, разум, духовность, совесть, любовь, добродетельность, стремление к совершенству и др. Свт. Феофан Затворник пишет: "Образ Божий состоит в естестве души, а подобие - в свободно приобретаемых ею богоподобных качествах".

Особо хочется сказать о богоподобной свободе человека.

Человек принимает свободу не свободно, так как уже сотворен свободным: "Что мы сотворены вначале, это было не наше дело; но чтобы мы избирали следовать тому, что Ему приятно, Он посредством дарованных нам разумных способностей убеждает нас и ведет к вере" [Цит. по: Киприан (Керн). Антропология свт. Григория Паламы. Париж, 1950., С. 91.].

Свобода нравственного самоопределения (или выбора) человека является важнейшим условием устремленности человека к Богу, достижению того идеала, которое было изначально заложено в человеке, – идеала Богоподобия.

Таким образом, человек лишь обладает свободой выбора.

Свобода выбора выражается во внутреннем самоопределении личности между добром и злом. Свобода выбора - это возможность личности поступать в соответствии со своей природой, со своим назначением. Над этой свободой человека не властен никто: ни другой человек, ни общество, ни законы, ни какая угодно власть.

Благодаря дарованной Богом свободе человек не подчинен закону необходимости окончательно. Как пишет архимандрит Платон (Игумнов), «человек – виновник своего становления, так как обладает свободой, в его власти изменять и направлять процесс своего формирования и развития. Он сам является причиной своего состояния. Пользуясь даром свободы, человек сообщает смысл процессу своего становления, предпочитая тот или иной закон существования…». Однако «свобода – это способность личности к творческому становлению в границах тех возможностей, которые определены Богом».

Однако свобода не имеет самого ценного - внутренней связи с добром. Свобода воли человека есть свобода и к добру, и к злу одновременно. Смысл нравственного самоопределения человека заключается в свободном преодолении греха и в обращении к добродетели.

2) Заданное Богом человеку богоподобие в добродетели (глубинное предрасположение человеческой природы к богоуподоблению; подобие - это то, что приобретается путём человеческих усилий в стяжании христианских добродетелей при содействии Духа Божия. Благодаря этому, мы имеем сонмы святых угодников Божиих и подвижников благочестия.

«А еще важнее то, - пишет свт. Иоанн Златоуст, - что он сам имеет власть делаться и ангелом (и бесом), и богом (и сатаною), и сыном Божиим (или человекобогом)" (свт. Иоанн Златоуст. Беседы на деяния апостольские). То есть святитель указывает на такие неотъемлемые свойства человеческой природы, как свобода и разумность. Человек сам выбирает, кем ему быть. В Своем учении и жизни Господь открыл в совершенстве всякий вид добродетели. Поэтому подражание Христу должно осуществляться в нашей жизни через уподобление ему в добродетели (Ин. 13:15). Принцип богоуподобления выражается в деятельном последовании Христу во всем.

«Кто любит Меня, тот соблюдет слово Мое» (Ин. 14:23) – говорит Господь. Поэтому одним из принципов православного образования является следование заповедям Христа, сущность которых заключена в любви к Богу и ближним (Лк. 10: 27). Сам Господь воплотил эти заповеди в Своей жизни. Следуя повелениям Божественного Учителя, христиане стремятся победить грех, живущий в глубине души, преодолеть в себе ветхого человека и стать «соработниками» у Отца Небесного, преобразив с помощью благодати Божией свои отношения к миру, с ближними и с Богом. Таким образом, исполняющий Евангельские заповеди, является истинным последователем Господа, сказавшего: «Овцы Мои слушаются голоса Моего, и Я знаю их, и они идут за Мною» (Ин. 10: 27).

3) Поврежденность человеческого естества первородным грехом соответственные этому свойства: т.к. мы наследуем духовно инфицированную природу. Крещением снимается вина и ответственность за первородный грех, а свойства поврежденной грехом природы остаются и оказывают предрасполагающее влияние, влекущее в сладость унаследованных грехов).

4) Подверженность человека воздействию демонических сил:
а) удобоискушаемость, из-за близости и сродности их через человеческий грех; «мы как бы стоим на скользкой наклонной плоскости»; стоит потерять трезвомыслие, самоконтроль и человек может пасть; покатиться вниз по наклонной…) и
б) удобопреклонность к греху в силу опережающего действия страстей: «Господи, избави нас от диавольского поспешения…».

На языке психологии нравственного развития это свойство падшей природы человека определяется как доминантность эгосостояний, эговлечений и эгопроявлений (эгозащитных механизмов направленных на самооправдание своих неблаговидных поступков, отношений, поведения, привычек и образа жизни).

5) Свобода (ценностного и) нравственного самоопределения (или выбора) человека.

Выбор человека может быть нравственным, спасительным и безнравственным, пагубным.

Каковы основные факторы, влияющие на выбор человека?
✦ Наследственность;
✦ характер воспитания в семье;
✦ воспитующее влияние социо-культурной среды;
✦ имеющийся личный жизненный опыт как положительный, так и отрицательный;
✦ мировоззрение (обретенное на момент выбора)
✦ духовно-нравственное состояние личности на момент выбора.

6) Сообразование с учением Православной Церкви о спасении и главных условиях спасительной жизни.

7) Представление о спасении как о результате действия Божией благодати и свободного человеческого произволения.

8) Сообразование со святоотеческим учением о страстях и добродетелях: что чем и как побеждается согласно православному аскетическому опыту. Как побеждать ту или иную господствующую в человеке страсть. Прекрасным пособием к этому являются: «Лествица», прп. Иоанна Лествичника, «Невидимая брань» прп. Никодима Святогорца, «Аскетические опыты» свт. Игнатия Брянчанинова.

+ + +

Согласно православной догматике Христос есть истинный Бог и истинный человек, - такой же как мы, но благодаря Своей божественности - человек подлинный, безгрешный, обоженный, всесовершенный. Отсюда один из главных методологических принципов православной антропологии - христологический. Учение о Христе Иисусе – Богочеловеке, Сыне Божием и Сыне Человеческом – раскрывает истинную суть человека, показывает человека таким, какой он есть в своей глубинной сущности. Христос для нас является тем самым настоящим идеальным Человеком, по которому можно было бы понять человека.

«Ты — сродник наш по плоти, а мы — Твои, по Божеству Твоему», - говорит Симеон Новый Богослов. Христос единосущен Отцу по Божеству и единосущен человеку по человечеству. Он воспринял человеческую природу такой, какой ее соделал грех, к которому Он Сам был не причастен. Воплотившийся Бог Слово «посредством Воплощения ипостасно соединил с Собой разумную и одушевленную плоть... Если изменение произволения в Адаме ввело страстность, тленность и смертность в естество человеческое, то непреложность произволения во Христе вновь вернула этому естеству через Его Воскресение бесстрастность, нетленность и бессмертие» (Максим Исповедник).

Христос есть предел человеческого совершенства. Он является предельной целью человека, его Путем, Путеводителем и Спасителем. Но при этом человек остается свободным, а это значит, что Господь только открыл путь к уподоблению Христу, через Его личный пример, но выбрать его человек и уподобляться Ему в добродетели должен человек сам.

Составлено для учащихся взрослых групп Спасо-Парголовского храма