Ирина Ивановна Иванова
Говоря о сущности нравственной свободы человека, живущего в этом, сотворенном Богом тварном, вещественном мире на ум приходят слова апостола Павла, обращенные к Галатийским христианам с увещанием стоять, дорожить и беречь истинную, созидательную и творческую Свободу, чтобы не подвергаться противоестественному и разрушительному игу рабства: «Стойте в свободе, которую даровал нам Христос, и не подвергайтесь опять игу рабства» (Гал 5:1). Святитель Иоанн Златоуст пишет: «Не будем пребывать в рабстве правителя века сего, устремимся к свободе, которая во Христе» [Иоанн Златоуст, свт. На святую Пасху (Слово 4)].
Свобода нравственная есть величайший дар любви Божией, благость, мудрость. Бог дает этот дар в собственность человеку, посредством которого человек отличается от всех живых существ. Свобода состоит в том, что человек, сотворенный по образу и подобию Божию, не связан необходимостью поступать так или иначе, ему дано право свободно подчиняться воле Божией, которая благая и спасительная, или, что тоже, высшему нравственному закону.
Святые отцы в своих сочинениях, размышляя об истинной свободе, обращают свое внимание на тот факт, что творение человека по образу Божию отличается от творения вещественного мира. Весь животный мир созидается актом Божьего Всемогущества, через Свое повеление: «Да произведет земля душу живую по роду её» (Быт 1:24). Но вот человека Бог творит особым образом, человек по любви Божией удостаивается Совета Пресвятой Троицы: «И рече Бог: сотворим человека по Образу Нашему и Подобию…» (Быт 1:25).
Святитель Иоанн Златоуст в VIII беседе на кн. Бытия говорит: «Видел ты, что вся тварь в течение пяти дней созидаема была одним Словом и повелением? Смотри теперь, какая перемена в словах. Уже не говорит: да будет человек, но что? Сотворим человека по Образу и по Подобию. Что за новость? Что за особенность? Кто это?». Созидается человек, о котором сказано: «И создал Господь Бог человека из праха земного, и вдунул в лице его дыхание жизни» (Быт 2:7).
Человек всегда может, обладая этим даром Свободы, услышать внутренним слухом волю Божию и подчиниться ей. Но как часто бывает в этой жизни, что человек, будучи свободным, желает жить по своей воле и усмотрению, но тогда он отпадает от Бога, как источника Света и блаженства и впадает в бездну грехов, в глубину зла, в мир тьмы, скорби, тесноты, болезни.
Свобода. Какое великое слово. Что же такое свобода? В чем наша истинная свобода, по какому пути идти, чтобы её найти? На этот вопрос отвечает апостол Павел, он говорит: «Господь есть Дух, а где Дух Господень, там свобода» (2 Кор 3:7). В этих словах апостол Павел призывает нас непрестанно хранить истинную нашу свободу, сущность которой в стяжании Духа Святого и в соблюдение нравственных законов.
Человек сам делает свой выбор, выбор не бытия, а выбор состояния бытия. Он сам решает каким путем ему идти. Идти ли по пути добра и быть с Господом, или быть служителем зла. Если говорить о подлинной христианской свободе человека, она связана с искренней верой в Бога и исполнением Его Божественных законов.
Сам Господь Иисус Христос на вопрос богатого юноши: «что я должен сделать, чтобы наследовать жизнь вечную?» отвечает просто: «соблюди заповеди» (Мф 19:17). Только сохраняя и исполняя заповеди Божии, возможно наше спасение. Но чтобы соблюсти закон Христов, надо иметь в сердце своем любовь неугасимую к Богу и к ближнему своему, как к самому себе (Мф 22:37,39). Это две заповеди, на которых утверждается весь закон и пророки (Мф 22:40).
Тема истинной свободы неотступно звучит в контексте всего православного христианского миросозерцания и пронизывает все учение Новозаветной Церкви и его главную тему о спасении и обожении человека. В центр христианской жизни поставлен уже не сам человек, как спасительная мера (возлюби ближнего, как самого себя), но Спаситель наш Иисус Христос, Сын Божий.
На Тайные вечери Господь дает своим ученикам новую заповедь, новое понимание, новый критерий любви: «…любите друг друга; как Я возлюбил вас» (Ин 13:34). «А тем, которые приняли Его (Христа), верующим во имя Его, дал власть быть чадами Божиими, которые не от крови, ни от хотения мужа, но от Бога родились» (Ин 1:12-13).
Теперь, когда человек имеет спасительный дар евангельской свободы и способность жить во Христе и со Христом, он по-настоящему свободен. Он может не грешить, если грешить не хочет. В основе евангельской свободы положена благодать Духа Святого: «…где Дух Господень, там свобода» (2Кор 3:17).
Свобода есть одно из проявлений образа Божия в человеческой природе. По словам святого Григория Нисского, человек стал боговидным и блаженным, будучи почтен свободой. [Григорий Нисский, свт. Слово об усопших.] Поэтому Церковь бережно относится к внутреннему миру человека и его свободе выбора. Но, в тоже время, свобода выбора человеком не безгранична. Богом она дарована и поставлена на службу человеческому благу. Будучи свободным, человек не должен причинять зла самому себе, своим близким и всем, кто его окружает, а также природе и всему животному миру, сотворенному Богом.
Священное Писание говорит о необходимости собственных усилий человека для освобождения от греха. Господь Иисус Христос говорит: «Познайте истину, и истина сделает вас свободными… всякий, делающий грех, есть раб греха» (Ин 8:32,34). Однако в силу власти первородного греха, свойственного падшей человеческой природе, никакое человеческое усилие недостаточно для достижения подлинного блага. Поэтому человек не может обойтись без помощи Бога и тесного творческого единства с Ним, ибо только Он является источником всякого блага. Подлинно свободен тот, кто идет путем праведной жизни и ищет общения с Богом, источником абсолютной истины.
Современный мир (сошедший с ума), пришел к «консенсусу»: считать свободной право человека на автономное существование в обществе, а вопрос о свободе нравственного самоопределения личности отнести к «метафизике», которая не имеет существенного значения для «Свободного мира». [Григорий Нисский, свт. Слово об усопших.]
«Человек, осваивая пространства и просторы вокруг себя, как будто забыл о множестве бескрайних миров внутри себя… Неутомимая жажда освоения внешних просторов искалечила внутренний мир человека, что повлекло за собой извращение взаимоотношений людей и обществ. Человек, словно река, вышел из своих берегов, и возникла опасность, что русло этой реки высохнет под палящими солнечными лучами и исчезнет с лица земли». [Там же.]
Совершая, этим летом, путешествие-паломничество на теплоходе «Дмитрий Пожарский» по огромным водным просторам нашей святой земли от Санкт-Петербурга до Астрахани и обратно, видя красоту Божьего мира, восходы и закаты солнца, которые отражались в плавно и свободно текущих водах рек и озер, обрамленных безмолвными, и казалось бесконечно зеленеющими берегами, душа возносилась до небес. Все увиденное было таинственно и прекрасно. Сердце пело и трепетало, отзываясь на творение Божие словами 102 псалма пророка Давида: «Благослови душе моя Господа и вся внутренняя моя Имя Святое Его». Невольно вспоминалось и необычное видение апостола Павла, какое имело место в его жизни – он был восхищен до третьего неба, о котором он говорит в 12 главе второго послания к Коринфянам. Он был в раю и там видел то, что пересказать нет возможности.
Умилительны увиденные восхищенным взором небольшие поселения на берегах реки Свири и Шексны с их красивыми храмами и часовнями. Как они текут спокойно и неторопливо, как они послушны воле Божией, вселяя в душу тишину и радость.
Но как прискорбно видеть и другую реальность. Вот наконец наш теплоход вошел в воды её величества Волги. Её величеством называл в своих воспоминаниях Дюма, посещая Россию и проходя самую большую реку в Европе. Волга – символ России и душа народа. Сколько песен и стихов о ней сложено – не сосчитать. Она стержень Русской великой равнины – где раскинулись реки, горы, леса и долины. Но как она, эта некогда полноводная река, за последние годы изменилась, как она обмельчала.
Почти до самого устья Волги в середине реки можно было видеть островки из песка, поросшие кустами и деревьями, разрезавшие её величество пополам. Иногда пароход проплывал и по огромным водным просторам - водохранилищам, которые казались нам морями, преодолевая большое количество шлюзов и плотин. О, это уже творение рук человеческих. Это из-за них Волга обмельчала и цветет с каждым годом все больше и больше.
Люди, стремясь помочь миру, делают это так, что разрушают его, сами этого не понимая. Бог позволил человеку делать всё по собственному разумению, но, не слушая Бога, человек губит сам себя. Человек сам разрушает себя тем, что он создает. [Паисий Святогорец, прп. Слова. Т. 1.] Какое счастье, что Бог не попустил человечеству осуществить в нашей стране безумную идею, повернуть реки вспять. Великая милость Божия, что творческая способность человека развивается и действует в границах тех возможностей, которые определены Богом.
Святой Греческой Церкви Косма Этолийский, живший в XVIII в. пророчествовал: «Зло придет к вам от образованных», «То, что вам предстоит претерпеть, случится с вами из-за людей начитанных» [Косма Этолийский, равноап. Пророчества о современном мире и будущем человечества], от людей грамотных, но развращенных, живущих безнравственно, не имея веры в Бога.
К сожалению, пророчества святого начинают сбываться в наши дни. Извращения, за которые были наказаны Богом два древних города (они были стерты с лица земли) получили широкое распространение и воспринимаются людьми, которым дарована Божественная свобода не как постыдные деяния, а как норма современной жизни.
Культурный, творческий и образованный человек, живущий по заповедям Божиим, может быть двигателям народа, окрылять, вдохновлять, просвещать, быть путеводителем ко Христу. Но страшны те, кто развращает и низводит человечество в преисподнюю. Сейчас популярно среди молодых людей «творчество» современного певца и музыканта (если можно так о нем сказать) Алишера Моргенштерна. Во одной из его песен можно услышать чудовищные слова: «Я лазейку для себя найду, будем видеться в аду». О, ужас, эти люди сбились с истинного пути, ведущего к жизни и откровенно ведут своих поклонников к смерти. Их ум помрачился, они забыли, что они носители Образа Божия. «Певческое творчество» таких музыкантов разрушительно не только для них самих, но и для всего окружающего мира.
Скорбит душа, когда слышишь даже краем уха такое пение, оно разрывает дарованную Богом, гармонию души и сердца на части. Оно, как река, вышедшая из своих берегов и уносящая в неизвестность все на своем пути. В Священном Писании, а также во многих трудах святых отцов и учителей Церкви, говорится о высоком достоинстве музыки и пения вообще и о их благотворном влиянии на людей. Протоиерей Иоанн Вознесенский в своей статье о церковном пении пишет: «С религиозной точки зрения способность к пению составляет отличительное свойство только разумных существ – ангелов, людей. Пение совместно с речью служит выражением высоких чувств Богопочтения, свойственных их природе. Ангелы представляются сонмом, разделенным на лики или хоры, поющим хвалу Триединому Богу. Еще до сотворения человека, лишь только появились на тверди светила небесные, - все ангелы восхваляли Творца гласом велиим» (Иов 38:7). «В древнейших еврейских преданиях говорится, что пение ведет свое начало от первого человека, воспевшего в раю те же псалмы (песни), которые в последующие времена пелись в Иерусалимском храме. Древний халдейский перифраз Библии, которому следуют многие раввины, дает такое надписание 91-му псалму: “песнь, воспетая первым человеком в день субботы”» [Вознесенский И., прот. О всесословном участии народа в церковно-богослужебном пении и о порядке этого пения.]
Это древнее предание старались утвердить святые отцы, как, например, св. Кирилл Александрийский, который говорил «что первые люди воспели славу Всевышняго в гимнах и песнях, хотя простых и безыскусственных». Пение – это особый язык, свойственный только восторженному состоянию благочестивых людей, это некий вид Божественного Откровения, данного человеку Создателем. Оно является самым доступным языком души, единственным универсальным языком человечества. Когда человек поет, то он благодушествует, а благодушие есть внутреннее довольство своим положением, духовное наслаждение. Оно управляет нашими чувствами и направляет нашу волю к добру. В шестой день Творения Мира Бог создал человека по образу и подобию Своему. Образ Божий в нем заключен в свойствах и силах человеческой души. Это то, что отличает его и от животных, и от ангелов. Богообразные черты – это, прежде всего, способность к творчеству, личностный характер бытия, свобода, способность к речи, к разумной мысли, к любви. Поэтому можно с уверенностью сказать, что умение выражать свою любовь к Богу в пении было прирождено первым людям. Подражая ангельскому миру и раскрывая свои творческие способности, Адам, имея полную свободу в душе своей, пением сердечным восхвалял творение Божие.
По мнению великого русского мыслителя И. А. Ильина (1883-1954), на этой грешной, но благословенной земле «есть только одно истинное «счастье» - пение человеческого сердца». «Сердце наше поет при виде тайн, чудес и красот Божьего мира; когда мы созерцаем звездное небо…». «Сердце наше поет всегда во время цельной и вдохновенной молитвы…», «…оно поет от любви, которая струится живым потоком из некой таинственной глубины и не иссекает; не иссекает и тогда, когда приходят страдания и муки».
Сердце человеческое поет, когда в нем присутствует и не покидает его Божий луч, освящающий его жизнь. «Сердце наше поет…, когда мы сквозь мелодию земной музыки воспринимаем духовный свет и слышим голоса поющих и пророчествующих ангелов». Именно тогда земная жизнь человека становится освященной и преображенной. «А это означает, что началась новая жизнь и что человек приобщился к новому бытию». [Ильин И. А. Поющее сердце. Книга тихих созерцаний.]
Человек способен слышать ангельское пение и вторить ему, славословя Бога и Творца, который даровал людям свободу творчества в составлении песнопений. Гимны, славословия, псалмы и духовные песни, сочиненные песнотворцами и звучащие за богослужением, они собирают во едино разорванное грехом сердце и открывают для христиан двери в Царствие Небесное. Какое успокаивающее и умиляющее действие оказывает на душу молящегося пение стихир, тропарей и канонов воскресных дней и праздников.
Какую великую радость и утешение верующий человек получает, когда за Всенощным бдением народ поет велиим гласом песнь Богородицы Величит душа моя Господа. То же самое можно сказать и о песни праведного Симеона, который приходит в Иерусалимский храм, чтобы взять на руки свои младенца Иисуса Христа – Спасителя мира.
Церковь освящает и благословляет то, что действительно достойно Бога, но будучи живым Богочеловеческим организмом, на протяжении всех веков свидетельствует о том, что отвращает человека от Бога, и отвергает неприемлемое, хотя бы оно и почиталось «высоким пред людьми» (Лк 16:15).
Историк Сократ повествует «что Святитель Иоанн Златоуст, опасаясь, как бы кого-нибудь из простых своими песнями ариане не отторгли от церкви, противопоставил им песнопения собственного народа, приказал, чтобы исповедники единосущия упражнялись также в пении ночных гимнов, и превосходя в этом усердии ариан сильнее привлекали ближних к вере».
А биограф св. Ефрема Сирина с достоверностью повествует о духовном наставничестве диакона. «Как св. Ефрем знал о пристрастии жителей Эдессы к пению, то и решил отвлечь молодежь от их собственных песен и плясок. Он составил хоры из прихожанок и обучил их гимнам… Гимны его были исполнены прекрасных мыслей и духовных поучений… Девственницы собирались по воскресеньям и в другие дни. Он научил их чередовать голоса сообразно песнопению, а он, будучи среди них как отец подыгрывал им на арфе». Этим самым он противостоял еретикам Маркиону, Вардесану, Мани (отцу манихейства). Благодаря этому весь город сплотился вокруг него, и враги бежали, пристыженные». [Амман А. Путь отцов. Четвертый век: Ефрем Сирин.]
По мысли святых отцов Восточной Церкви, свобода является одной из главных черт богообразности. Хотя образ Божий в человеке после грехопадения поврежден и требует очищения, но он не уничтожен полностью. Душа способна восстать против греха, но, однако она не может победить и уничтожить зло без благодати Божией. Поэтому в деле спасения человека благодать и человеческая свобода проявляются одновременно и не мыслятся одна без другой. Преданием Восточной Церкви всегда утверждалась синергия Божественной благодати и человеческой свободы.
Свт. Феофан Затворник называет благодать «источником спасения» [Феофан Затворник, свт. Внутренняя жизнь.], но в то же время говорит, что «человек… действует… сам, при скрытой помощи благодатной». [Феофан Затворник, свт. Письма о духовной жизни.]
В завершение размышления на тему нравственной свободы, следует помнить о том, что несмотря на то, что человек ограничен, Бог дал ему возможность свободно решать, быть ли ему с Богом, будучи со-творцом Ему, или же впасть в рабство греха. Да не будет этого с нами…
Использованные источники и литература
Источники
1. Библия. Книги Священного Писания Ветхого и Нового Завета. М.: РБО, 2008. 1298 с.
2. Григорий Нисский, свт. Слово об усопших // Отдел внешних связей Московского Патриархата / URL.: https://mospat.ru/ru/documents/87596-svoboda-vybora-i-svoboda-ot-zla/ (Дата обращения 12.09.2021).
3. Ильин И. А. Поющее сердце. Книга тихих созерцаний. М.: Даръ, 2006. 320 с.
4. Иоанн Златоуст, свт. На святую Пасху (Слово 4) // Монастырский вестник / URL: https://monasterium.ru/doklady/27_RCh/svoboda-vo-khriste-i-put-k-ney-svyatootecheskie-opredeleniya-i-nastavleniya/ (Дата обращения: 12.09.2021).
4. Косма Этолийский, равноап. Пророчества о современном мире и будущем человечества // Издательский дом «Святая гора» / URL.: http://bormaglot.ru/2017/01/16/prorochestva-ravnoapostolnogo-kosmy-etolijskogo-o-sovremennom-mire-i-budushhem-chelovechestva/ (Дата обращения: 12.09.2021).
5. Паисий Святогорец, прп. Слова. Т. 1. М.: Святая гора, 2015.
6. Феофан Затворник, свт. Внутренняя жизнь. М.: Отчий дом, 2010.
7. Феофан Затворник, свт. Письма о духовной жизни // Письма о молитве и духовной жизни. М.: Правило веры, 2008.
Литература
8. Амман А. Путь отцов. Четвертый век: Ефрем Сирин // ЛитВек / URL.: https://litvek.com/br/178224?p=42 (Дата обращения 12.09.2021).
9. Вознесенский И., прот. О всесословном участии народа в церковно-богослужебном пении и о порядке этого пения // Православная жизнь. 1987. № 3. С. 15-24.
10. Коневский М. Ф. Исторические сведения о богослужебном пении в Ветхозаветной, Новозаветной-Вселенской и, в частности, Русской Церквах. М., 1900.
11. Попов В., прот. Православие и свобода // Альманах «Альфа и Омега». 1998. № 19.