Протоиерей Вячеслав Резников

Мф. 13, 24-30; 36-43; Лк. 10, 16-21; Евр. 2, 2-10

Сегодня — праздник в честь Небесных Сил бесплотных, которых Господь Бог сотворил в самом начале. Они уже восклицали от радости, когда Бог полагал основание Вселенной (Иов. 38: 7). Нам также открыто, что бесплотные Силы имеют разные дарования. Пророк Иезекииль пишет, например, о Херувимах, что все тело их, и спины их, и руки их, и крылья их… полны очей (Иез. 10: 22). Они имеют разные служения, и составляют некую иерархию. Апостол Павел в своих посланиях упоминает Престолы, Начальства, Власти, Господства, Силы, Архангелов, Ангелов. Открыты нам также имена некоторых верховных Архангелов. Имя Архистратига всех Небесных Воинств — Михаил. Он же — хранитель сначала Богоизбранного народа, а потом — нового Израиля, Христовой Церкви. Имя второго Архангела — Гавриил. Это — Божий благовестник. Он и пророку Даниилу объяснял смысл видений о грядущих судьбах мира, и Пресвятой Деве возвестил о рождении от Нее Спасителя, и — Захарии о рождении Иоанна Крестителя.

Писание говорит, что Ангелы суть служебные духи, посылаемые на служение для тех, которые имеют наследовать спасение. У каждого есть свой Ангел-хранитель, и поэтому, когда мы обижаем человека, мы одновременно задеваем и небеса: Смотрите, не презирайте ни одного из малых сих; ибо говорю вам, что Ангелы их на небесах всегда видят лице Отца Моего Небесного (Мф. 18: 10). Служить Богу и людям — высшая радость для Ангелов, и они так это делают, что люди чувствуют, что действует Сам Бог. Узнав о Рождестве Христовом, пастухи сказали: Пойдем в Вифлеем и посмотрим, что там случилось, о чем возвестил нам Господь (Лк. 2: 15). А ведь возвестили им об этом Ангелы!

Ангелы ревнуют о славе Божией и об искоренении зла: Господи! не доброе ли семя сеял Ты на поле Твоем? Откуда же на нем плевелы?.. Хочешь ли, мы пойдем и выберем их? Но только Бог обладает полнотой ведения; только Он знает, когда сеять, жать, и выдергивать плевелы.

Открыто нам, что есть и падшие ангелы, называемые бесами. Их тоже много, и во главе их тот, кого именуют сатаной. Это их имел в виду Апостол, когда говорил, что наша брань не против крови и плоти, но против начальств, против властей, против мироправителей тьмы века сего, против духов злобы поднебесных (Еф. 6: 12). Дух прост. Он выбирает раз и навсегда, и в зависимости от своего свободного выбора, он или весь и навсегда в добре, или весь и навсегда во зле; и в нем уже нет точки опоры для изменения себя. Это — в отличие от человека, который кроме души имеет и тело, благодаря которому не может ни — как Ангел, сразу вознестись на небо, ни — как бес, сразу ниспасть во ад. Тело — как якорь, благодаря которому человек может остановиться на пути зла, может покаяться. На пути же добра Бог всегда поддержит, и Ангелов Своих пошлет на помощь, сохранити тя во всех путех твоих (Пс. 90).

И мы сегодня радостно приветствуем бесчисленное множество наших бесплотных помощников в борьбе с грехом и диаволом и просим их: “да вашими молитвами оградите нас кровом крил невещественныя вашея славы”. Потому что подлинное их оружие именно — молитва. В своем послании Апостол Иуда показывает, как воинствует Архангел Михаил. Он, споря с диаволом, не смел произнесть укоризненного суда, но сказал: “Да запретит тебе Господь” (Иуд. 1, 9). И сквозь эти молитвенные слова — какой сокрушительный удар последовал: Я видел сатану, спадшего с неба, как молнию. Се даю вам власть наступать на змей и скорпионов и на всю силу вражию, и ничто не повредит вам, — говорит Господь. И как святому Андрею Юродивому было показано, насколько те, кто за нас, сильнее тех, кто против нас, — так и мы должны быть уверены, что ополчится Ангел Господень окрест боящихся Бога и избавит их (Пс. 33). И особенно должны мы помнить, какова сила ангельской молитвы, какова сила ангельского смиренного доверия Богу, и какова сила ангельского беззлобного противостояния врагу.