Протоиерей Глеб Каледа

Сочетание слов домашнее богослужение для многих покажется странным. Понятие богослужения для них связано с обязательным наличием храма и присутствием священника.

Богослужение есть особая форма, или правильнее сказать, особые формы общения верующих с Богом и другими членами Церкви. При богослужении молятся, богословствуют, молитвенно размышляют о путях домостроительства Божия, сопереживают его, участвуют в таинствах Церкви и получают благодатные дары Святой Троицы. Богослужение есть организованная общая молитва верующих. В нем раскрывается и осуществляется сущность Церкви как новой жизни во Христе, жизни, соединенной во Христе с Богом Отцом, пронизанной Духом Святым. Смысл этой жизни раскрывается в церковных чтениях и песнопениях как единство любви, благодати, мира и спасения. Протопресв. Александр Шмеман писал: "Церковь нельзя ни уравнять, ни слить с "культом"; так как не Церковь существует для "культа", а культ для Церкви, для ее домостроительства, для ее роста в полную "меру возраста Христова" (Еф 4:13)". Но вместе с тем богослужение не отрывается от Церкви, ибо в нем раскрывается ее сущность как Тела Христова [1].

Чтобы ввести нас в область домостроительства Божия и включить в него нашу повседневную жизнь, Святая Церковь создала богослужебную систему, в которой вспоминаются и мистически актуализируются священные события, имеющие вечный смысл, ибо они произошли для спасения, для возможности жить с Богом каждому из нас. Вот почему однажды бывшее событие - Праздник Святой Церкви - переживается нами снова и снова как вновь происходящее; вот почему святитель Иоанн Златоуст в Слове на Пасху призывает: день почтите <...> вси насладитеся пира веры".

Чтобы раскрыть себя, объединить верующих, дать им возможность осознать себя народом Божиим, родом избранным и царственным священством (см. 1 Пет 2:9), участвовать в домостроительстве Божием, Святая Церковь создала различные виды богослужения и богослужебно-молитвенные циклы (суточный, недельный, годовой неподвижный и годовой подвижный). Быть членом Церкви, возрастать в частицу Тела Христова можно лишь участвуя в Церковном богослужении и таинствах. Прихожанин - не посторонний в храме, не зритель спектакля, наблюдающий действо, а непосредственный участник, творец богослужения, если он молится и сопереживает его. Для полноты жизни во Христе мало быть верующим, надо быть в Его Церкви, участвовать в ее жизни, одним из проявлений которой является богослужение.

Отходя от богослужений, переставая посещать их, мы отключаемся от участия в домостроительстве Божием, отключаемся от Его благодатных даров, от познавания и переживания Истины.

Различают богослужения общие и таинствосовершительные. На последних совершаются таинства Евхаристии, венчания, миропомазания и т. д. Совершать их могут только получившие дар и благодать священства.

Все общие богослужения: часы, утреню, вечерню, повечерие, полунощницу, обедницу, молебны и панихиды может совершать любой православный христианин. Ему не рекомендуется лишь произносить ектении, священнических возгласов и читать тайные молитвы" священников. Уберите ектении из вечерни и утрени - сущность службы останется практически неизменной с ее молитвенными возношениями, богословским созерцанием и т. д.

Конечно, при внехрамовом богослужении несколько изменится его восприятие. В церкви мы погружаемся в молитвенно-эмоциональное восприятие духа службы и не всегда по тем или иным причинам вникаем в текстуально-смысловое значение совершаемых песнопений, - при домашнем богослужении по книгам легче вникнуть в смысл слов читаемых молитвословий и песнопений. Поэтому полезно для лиц, не состоящих в клире, чередовать посещение храмов с отправлением в меру сил и возможностей отдельных богослужений дома. Такое чередование храмового и домашнего богослужения позволяет подниматься в религиозном молитвенном познании на крыле мистического чувства и на крыле ума.

В наше время, когда не всегда легко по тем или иным причинам регулярно посещать храмовые богослужения, очень важно научиться быть в ритме церковной жизни с ее праздниками, богослужебными кругами, с ее ежедневным чтением Нового Завета при любых обстоятельствах жизни.

Место богослужения

Самарянка спросила Христа, говоря: "Отцы наши поклонялись на этой горе, а вы говорите, что место, где должно поклоняться, находится в Иерусалиме. Иисус говорит ей: поверь Мне, что наступает время, когда и не на горе сей, и не в Иерусалиме будете поклоняться Отцу... Настанет время и настало уже, когда истинные поклонники будут поклоняться Отцу в духе и истине, ибо таких поклонников Отец ищет Себе. Бог есть дух, и поклоняющиеся Ему должны поклоняться в духе и истине" (Ин 4:20-24).

Древние христиане для богослужений собирались в частных домах, в пещерах и катакомбах, позже появились базилики, а расцвет храмового строительства начался с эпохи Константина.

В постановлении одного из поместных соборов Русской Церкви сказано, что "община православных христиан объединяется около своего пастыря, который с разрешения епархиального архиерея может совершать для нее Божественные службы, не исключая и Литургии, в частном доме или ином приличествующем помещении".

На домах литургию совершала Чешская православная Церковь, запрещенная фашистскими оккупантами [2]. Можно править службы в домашней квартире, в лесу, в поле, в пещере и даже в номере гостиницы.

В предисловии к Псалтири, изданной по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Пимена (М., 1973), говорится: "Если верующий не был за богослужением в храме, то он может включить в свое домашнее правило или псалмы из богослужения, или же полностью ту или иную вседневную службу (кроме Божественной литургии, совершаемой только епископом или священником): утреню и первый час; часы третий и шестой и изобразительные, девятый час и вечерню" (с. 7).

Любое богослужение - это встреча с Богом, поэтому помещение, в котором предполагается его совершать, следует прибрать, как к приему дорогого гостя. Если нет сил прибрать всю комнату, надо прибрать хотя бы угол, в котором предполагается править службу.

Свт. Иоанн Златоуст в беседе "О кресте и разбойнике" говорит: "...когда пришел Христос... то очистил всю землю, сделал всякое место удобным для молитвы; вся земля, наконец, сделалась храмом".

В семейной жизни домашнее богослужение помогает углубить молитвенное общение супругов и включить в него детей. При наличии малышей муж и жена часто не могут вместе идти в церковь. В этом случае оставшемуся дома хорошо бы прочесть что-либо из богослужения дня, если он не в силах исполнить его полностью. Что читать - зависит от имеющихся дома книг, времени (дети крутятся под ногами и т. д.), сил и настроения молящегося.

Богослужебные круги

Тот, кто постоянно ходит в церковь, замечает, что богослужение состоит из ежедневно или еженедельно повторяющихся молитвословий и из молитвословий, повторяющихся через определенные промежутки времени или читаемых раз в год. Это обусловлено тем, что богослужение состоит из нескольких связанных между собой кругов: дневного, недельного, восьмигласного, годового подвижного и годового неподвижного.

Суточный круг создает основную структуру богослужения и состоит из вечерни, повечерия, полунощницы, утрени, первого, третьего, шестого, девятого часа и литургии. В приходских храмах все эти службы ежедневно не правятся. В древности существовали святые обители неусыпающих, где богослужения и молитвы совершались непрерывно. Уходили на отдых или на хозяйственные послушание одни монахи, - другие шли на молитву в храмы, - молитва о всем мире и спасении всех шла в монастыре непрестанно.

Обычными службами современной церковной практики являются вечерня, утреня, первый, третий, шестой час, литургия. Они состоят из основных молитвословий и из молитв, песнопений и чтений дня в зависимости от его положения в недельном, восьмигласном и обоих годовых кругах. Годовой неподвижный круг включает в себя молитвословия, посвященные праздникам и святым, чествуемым в определенные дни года. Они написаны в книге, называемой Минеей. Молитвословия и службы подвижного круга связаны с праздниками, приходящимися в разные годы на разные числа. Они содержатся в книгах, называемых Постной и Цветной Триодями; в первой содержатся службы Великого поста и приготовительных к нему недель, во второй - службы от Пасхи до Троицы.

Каждый день седмицы имеет свою молитвенную тему: воскресение - по-церковнославянски неделя - посвящено воскресению Христову; понедельник - бесплотным силам; вторник - Предтече и Крестителю Иоанну; среда и пятница - Кресту и Страданиям Христовым; четверг - апостолам и святителю Николаю; суббота - всем святым и молению за умерших.

Чтобы не было однообразия недель, дневные службы - точнее, дневные песнопения - группируются по восемь, согласно восьми основным церковным напевам - гласам, образуя таким образом еще один круг молитвословий, содержащийся в книге Октоих , или "Осьмогласник".

Конечно, мирянину в своем домашнем, семейном богослужении соблюдать все многоцветие церковного богослужения, предусмотренного уставом и церковной практикой, практически невозможно. Однако в той или иной мере приближаться к этому идеалу вполне доступно даже с тем количеством пособий, которые имеются.

Схемы богослужения и пособия

Церковь никогда не считала, что полное единообразие в обрядах и молитвах является непременным условием единства. Поэтому и нет единого устава Православной церкви, о чем часто забывают "строгие" уставщики. Два основных варианта "Типикона" - книги, регламентирующей наше богослужение, называются по месту своего происхождения: "Уставом Лавры св. Саввы" и "Уставом Великой церкви". Первый еще называется "Изображением последования во Иерусалиме святой Лавры" или сокращенно "Иерусалимским уставом", а также "Славянским", ибо получил распространение в славянских землях. Второй представляет собой слегка видоизмененный устав Студийского монастыря и применялся в храме св. Софии; иногда он называется греческим.

Уставы закрепили общую структуру и идею богослужений. Они детализировали эту структуру согласно. условиям того или иного монастыря. Стремление соблюдать во всех деталях устав приводило ко многим нестроениям богослужебной практики средневековой Руси.

В полной форме уставы Студийский и Иерусалимский нигде сейчас практически не исполняются. Однажды, еще перед революцией, когда в Киевской духовной академии собрались служить всенощную полно по уставу, то пришлось готовиться к этому год, а сама служба заняла 7.5 часов.

Мы не можем здесь останавливаться на истории богослужебных уставов и правил [3]. Важно подчеркнуть, что основной строй (закон) церковного богослужения составляет святое церковное Предание. Оно преемственно идет к нам от первых веков, и его никто не волен отменять. "Вся же благообразно и по чину да бывает" (1 Кор 14:40).

Богослужебных книг много: Служебник, Чиновник, Часослов, Октоих, Минея месячная (в 12 томах), Минея Праздничная, Минея Общая, Триодь Постная, Триодь Цветная, Ирмологион, Типикон, Требник и др. Многие из них частично повторяют друг друга. Так, из Миней месячных извлечены молитвословия непереходящих Праздников, так что Минею Праздничную составляют молитвословия непереходящих двунадесятых праздников, Богородичных празднииков и служб наиболее чтимым святым. Минея Общая рассчитана на случай, если нет службы тому или иному святому или нет Минеи месячной. Поэтому службы в ней приводятся не конкретному святому, а общие святым, например, "Служба апостолу", "Служба мученику", "Служба мученикам" и т. д. Минеи Праздничная и Общая составлялись для храмов, не имеющих месячной Минеи.

Чиновник предназначен только для архиерейского богослужения, Служебник и Требник - только для священнослужителей: иереев и диаконов.

Даже не имея ни одной из перечисленных книг, не надо отказываться от желания совершать домашнее богослужение. Имеется много изданий отдельных церковных служб, богослужебных сборников и т. д. Многие церковные песнопения приведены в различных молитвенниках, в частности в "Православном молитвослове", изданном Московской Патриархией, и в церковных календарях. Как пособие, годное и для домашнего богослужения, можно использовать 1-й том "Настольной книги священнослужителя", из которого можно сделать необходимые выписки. Для мирянина удобнее и доступнее сборник "Всенощное бдение. Литургия", неоднократно переиздававшийся в ряде епархий.

На основании имеющихся и полученных на время книг следует создавать личные или семейные богослужебные пособия.

Для домашнего богослужения можно выработать несколько схем, более полных и более кратких, основанных на сложившейся в настоящее время богослужебной практике приходских храмов. Эти схемы отражают постепенность вхождения мирянина в богослужение, наличие у него тех или иных книг, пособий, условий и времени и т. д.

На примере начала всенощного бдения покажем, как может соотноситься строй церковного и домашнего богослужения.

Существо праздника и воскресного дня сильнее всего выражается во всенощной, или, говоря на языке церковного устава, во Всенощном бдении - службе, весьма изменчивой по составу своих молитвословий, а потому и наиболее трудной для отправления при слабом знакомстве с богослужением.

Она состоит из двух частей: вечерни и утрени, объединенных общим начальным возгласом священника: "Слава Святей, и Единосущной, и Животворящей, и Нераздельной Троице всегда, ныне и присно и во веки веков".

Мирянин же, равно как и диакон, любое богослужение и молитвословие начинает прошением: "Молитвами святых отец наших, Господи Иисусе Христе, Боже наш, помилуй нас".

После начального возгласа или начального прошения поется "Приидите, поклонимся Цареви нашему Богу. Приидите, поклонимся и припадем Христу Цареви нашему Богу. Приидите, поклонимся и припадем Самому Христу, Цареви и Богу нашему. Приидите поклонимся и припадем Ему".

Это пение "Приидите поклонимся" напоминает, что мы пришли к Богу, пришли молиться Ему, пришли славословить Его, у Него ищем защиты в наших напастях и силы для нашего жизненного подвига, а сейчас, в начале богослужения, - и подвига молитвенного.

Молитва - это личное усилие человека и дар Божий. В одной из тайных священнических молитв в начале утрени говорится: "Помолитися, якоже подобает, не вемы, аще не Ты, Господи, Святым Твоим Духом наставиши ны".

После "Приидите, поклонимся" читается предначинательный псалом 103. Он называется так, ибо с него, по существу, начинаются молитвословия Всенощного бдения. В нем прославляется Бог - Творец вселенной. Лейтмотив этого псалма в словах: "Вся Премудростию сотворил еси. Слава Ти (Тебе), Господи, сотворившему вся". Он заканчивается словами на древнееврейском языке: Аллилуйя, аллилуйя, аллилуйя, тут же переводимыми на русский язык - "Слава Тебе, Боже". От этого "аллилуйя", которое пели еще Авраам, Моисей и царь Давид, веет библейской и первохристианской древностью.

Светильничные молитвы, приводимые в календаре и в некоторых богослужебных книгах, миряне не читают. Это молитвы священника, которые он читает про себя во время пения Предначинательного псалма.

В современной церковно-приходской практике Предначинательный псалом на бдении поется в сокращении, но его полезно читать полностью.

Следующая за Предначинательным псалмом Великая ектения при домашнем богослужении без священника опускается или может заменяться молитвами, подобными следующей:

"Молимся Тебе, Господу Богу нашему, Вседержителю, Творцу великих и далеких галактик и звезд, мельчайших пылинок Вселенной и душ человеческих и просим: даруй нам дар молитвы и ниспошли мир душам нашим".

"Сохрани, Господи, Церковь Твою Святую и нас в чадах ее соблюди. Патриархам спомоществуй, архиереи и иереи укрепи, а нас спаси по молитвам их. Даруй изобилие плодов земных и времена мирны, с плавающими сплавай, с путешествующими спутешествуй, с летающими слетай, болящих исцели; и заблудших вразуми, избави нас от всякие скорби, гнева и нужды, сохрани нас Твоею благодатью от всякого греха и научи нас творити волю Твою".

"Господи помилуй (3 раза). Слава, и ныне".

В этой молитве кратко изложено содержание Великой ектений. Она состоит из 4 частей и может либо вообще опускаться, либо читаться лишь отдельными частями. Первая из них связывает настоящую молитву с содержанием Предначинательного псалма и просит о даре молитвы в начале богослужения.

На Всенощном бдении поется обычно "Блажен муж", в Уставе именуемое антифоном 1-й кафизмы и состоящее из отдельных избранных стихов псалмов, образующих первую кафизму с припевом аллилуйя. Антифон - значит "противоголосие"; так в богослужении называются песнопения, избранные из текстов священных книг (обычно псалмов) и поемые по Уставу попеременно левым и правым клиросом. Антифон 1-й кафизмы можно в крайности заменить чтением или пением 1-го псалма.

После антифона диакон произносит малую ектению, которую при домашнем богослужении рекомендуется заменить трехкратным произнесением Иисусовой молитвы, завершаемой молитвенным прошением "Господи, даруй нам дар молитвы и помилуй нас" или вместо всего этого три раза прочитать или пропеть "Господи, помилуй". Иисусова молитва, периодически произносимая про себя стоящим в храме, способна поддерживать всякую другую молитву и молитвословие.

В обычные дни вместо торжественного пения "Блажен муж" кафизмы читаются. В домашней обстановке любое песнопение можно заменить чтением.

По приведенному примеру начала Всенощного бдения (вечерни) может быть приспособлена к домашнему богослужению любая последовательность служб, кроме Литургии. Литургия при домашнем богослужении заменяется "Изобразительными", в церковном обиходе, да и в некоторых книгах иногда называемыми "Обедницей".

Примечания

[1] Протопресвитер Александр Шмеман. Введение в литургическое богословие. М., 1996, ее. 37-38.
[2] Так, например, о. Всеволод (Коломацкии, позже архимандрит Андрей) тайно совершал в доме своего духовного сына литургию и необходимые требы (см. ЖМП. 1977, № 3).
[3] Об истории развития богослужебной практики и о религиозном смысле отдельных богослужений написано много книг, в настоящее время, как правило, труднодоступных для мирян. Поэтому они здесь не приводятся.
[4] Богослужебные таблицы имеются в "Пособии к изучению устава богослужения Православной Церкви" К. Т. Никольского (СПб., 1865, репринт: М., 1995), в "Церковном уставе в таблицах, показывающих весь порядок служб рядовых и все особенности праздничных служб в течении времени года" А. Неаполитанского (Владимир, 1913; репринт: М., 1994) и др. Очень хорошая книга - "Общедоступные беседы о богослужении Православной Церкви" свящ. Г. Дьяченко (М., 1898).

Протоиерей Глеб Каледа. Из книги «Домашняя церковь».