Архимандрит Борис (Холчев)

14 августа Святая Церковь совершает праздничную память святых мучеников Маккавейских, матери их Соломонии и учителя их Елеазара.

Мученики Маккавейские — это мученики не новозаветной, а ветхозаветной Церкви. Они жили и подвизались приблизительно за 200 лет до Рождества Христова. Что же было особенного в их жизни, почему Святая Церковь совершает их память?

В то время Иудея находилась под властью Сирийского царя Антиоха Эпифания. Это был человек звероподобный, который поставил себе целью покорить все народы мира, в том числе и Иудею. Он разорил Иерусалим. Подверг оскорблению и разорению Иерусалимский храм, посвященный Единому Истинному Богу. Он погубил великое множество иудеев. Тысячи иудеев были убиты, тысячи уведены в плен, тысячи обращены в рабство. Больше того, он поставил себе целью искоренить на земле веру в Единого Истинного Бога. Он думал, что выше природы и выше природных сил ничего в мире нет. Поэтому он возмечтал искоренить веру в Бога и заставить людей всего мира почитать природные силы и поклоняться только им. Начал он с того, что издал повеление о прекращении богослужения Единому Истинному Богу, которое совершалось в Иерусалимском храме, о прекращении жертвы всесожжения, которые по закону Моисееву там приносились, — и с тех пор прекратились жертвоприношения.

По приказу Антиоха Эпифания прекратилось празднование ветхозаветных праздников. Иудеи, которые не соглаша­лись поклоняться языческим кумирам, олицетворявшим со­бою природные силы, подвергались пыткам и смерти. Такой поворот событии грозил исчезновением веры истинной, которую хранили иудеи, грозил гибелью национальности и самостоятельности иудейского государства. Вожди стали собирать ополчение против Антиоха Эпифания. Лучшие из иудеев входили в это ополчение. Силы были неравные, и борьба затянулась на долгие годы. Во время этой борьбы пострадала великое множество иудеев, которые решительно отказались поклоняться силам природы, а мужественно и до конца жизни почитали Единого Истинного Бога, Творца Мира. Среди этих мучеников, твердо стоявших за истинную веру, были семь родных братьев Маккавеев.

Отец их — престарелый учитель, священник, по имени Елеазар, а мать по имени Соломония. Сначала воины Антиоха стали принуждать к отречению от Бога старца Елеазара. Они заставляли его вкусить жертвенное идольское мясо на виду у всех, чтобы этим показать, что вот престарелый священник отступает от Бога, значит молодые тем более должны отступить от Истинного Бога. Но Елеазар отказался это сделать и был умерщвлен. Тогда стали принуждать к отречению от Бога братьев — одного за другим, начиная со старшего. Когда они отказывались, то подвергали их пыткам на глазах других братьев и на глазах родной матери. Но они все твердо и непреклонна выдержали все страдания и не отреклись от Бога. Когда замучили всех братьев, то была подвержена казни и мать их Соломония — она была сожжена.

Вот кто такие семь мучеников Маккавейских. Это мученики в дни царствования Антиоха Эпифания. Антиох Эпифаний является как бы прообразом антихриста, о котором говорится в священных книгах христиан. Долго велась борьба иудеев с Антиохом, но все-таки он был поражен и умер страшной смертью. Это прообразует времена антихриста, который будет побежден теми, кто хранит истинную веру во Христа Спасителя. Победа будет за Христом и Его Церковью (Апокалипсис).

Вслед за мучениками Маккавейскими было великое множество мучеников христианских. Они претерпевали величайшие страдания. Достойно благоговейного внимания изучить духовное устроение, мысли и чувства мучеников в то время, когда они страдали. Многим может показаться, что в то время, когда мученики страдали за Истинного Бога, в их душах была ненависть и злоба против отступников. Может быть, их сердца исполнялись ужасными проклятиями по отношению к отступникам? Может быть, они возвеличивали самих себя? Были в такой экзальтации, что считали себя чуть ли не святыми? Имеются попытки так и представлять это. На самом деле, если мы обратимся к свидетельствам о последних часах мучеников, то увидим, что в их душах не было ничего подобного. В их душах не было и следа злобы или ненависти по отношению к отступникам. Из их уст вырывались покаянные молитвы.

Если мы будем вчитываться в жития христианских мучеников, то также увидим, что в их поведении не было никакой экзальтации, не была никакой попытки думать о себе высоко, как о каких-то героях. Они принимали мученический подвиг со смирением, чтобы засвидетельствовать перед Богом верность Ему, и в глубине души имели покаянные чувства. Да, братие, покаяние — это есть основное дела христианина. Вы знаете, что и Иоанн Предтеча, и Сам Господь Иисус Христос начали свою проповедь словами: «Покайтесь! Ибо приблизилось Царство Божие». И Господь Иисус Христос, посылая апостолов, тоже повелел им проповедовать покаяние. Апостолы по всем пределам земли проповедовали покаяние и веру в Господа Иисуса Христа. Так что покаянием начинается духовная жизнь, покаянием сопровождается духовная жизнь и покаянием духовная жизнь кончается. Если в человеческой душе нет покаяния, то человек и не начинал еще духовной жизни.

В чем же сущность покаяния? Сущность покаяния прежде всего заключается в том, чтобы признать свою вину перед Богом. Ведь каждый грех, даже самый маленький, есть измена Богу. Когда человек совершает грех, он тем самым изменяет Богу, нарушает завет верности. Мы, когда творим грехи, думаем, что это пустяки, что наше состояние души мы можем быстро изменить. На самом деле каждый грех есть оскорбление Бога и измена Ему. Больше того, каждый грех есть по существу переход на сторону диавола. Когда человек совершает грех, он нарушает закон Божий и начинает творить похоти диавола. Этим самым он входит в число сторонников диавольских сил. Наконец, каждый грех растлевает и сердце, и душу, и тело человеческое. Покаяние возникает, когда человек поймет, что он своими грехами бесконечно виноват перед Богом, что он изменяет Богу, переходит на сторону диавола и растлевает свое тело и свою душу.

Когда человек сердцем поймет состояние своей души — у него возникнет желание измениться, возникнет желание переменить себя, перестать изменять Богу, перестать служить диаволу, перестать растлевать свое существо. Вот этом желании изменить себя заключается самое ядро, самая сущность покаяния. Поэтому и христианская вера называется покаянной верой. Ведь христианин — это тот, в душе которого живет желание изменить самого себя. Проповедью о покаянии подготавливал путь Господу Иоанн Креститель. Проповедью о покаянии начал свое дело Христос Спаситель. Поэтому и апостолы проповедовали покаяние. Поэтому, когда и мученики страдали, в их сердцах тоже было покаяние, было непреклонное желание хранить верность Богу и желание порвать с диаволом. И это, братие, необходимо для каждого христианина.

Если христианин в церковь ходит, если даже дерзает приступать к Таинствам, а у него в душе нет желания переменить себя, нет желания разорвать с грехом и диаволом, то он еще не христианин. Он, может быть, только собирается быть христианином, но все время откладывает.

Сегодня начался Успенский пост. Он будет продолжаться две недели — это время покаяния. Каждый из нас должен в эти дни войти внутрь своей души и посмотреть, есть ли у него истинное покаяние, есть ли у него желание изменить, переменить самого себя. Если у него нет еще этого желания, то нужно, чтобы оно было. Пока человек на земле — еще не поздно, он может поправить дело, он мо­жет положить начало к изменению себя.

Вот поэтому в дни Успенского поста каждый из нас должен просмотреть свою прошлую жизнь, признать свою вину перед Богом и твердо решиться хранить Ему свою верность. Тогда в наших душах будет тот благодатный огонь, который был в душах святых мучеников — и ветхозаветных, и новозаветных, потому что, как мы видели, в их душах горел огонь покаяния.

Да поможет нам Господь провести наступившие дни Успенского поста в покаянии и потрудиться над изменением своего сердца, чтобы нами на земле, и вечной жизни прославлять нашего Господа с Его Безначальным Отцом и Святым Духом. Аминь.