Тема образа и подобия Божьего - одна из центральных в христианской антропологии. В большей или меньшей степени эту тему пытались раскрыть все древне-церковные писатели. Еще Платон говорил о том, что Бог "чеканил" живые существа "соответственно природе первообраза". А Филон Александрийский называл человека "созданным по образу идеального первообраза".

Нам неизвестны какие-либо объемные произведения, посвященные данной тематике. Однако многие святые отцы уделяли ей должное внимание. Своей актуальности и полезности эта тема не теряет и в наше время. Упадок нравственности и благочестия в обществе свидетельствует об элементарном незнании человеком того, какой потенциал заложен в него создателем, каково его назначение в мире. В этом как раз и может помочь современному обществу христианская культура, христианская вера, которая в отличие от всех других идеологий и вероисповеданий четко и ясно определяет роль и место человека в мироздании.

А в данной работе мы постараемся дать краткий очерк о том, что подразумевали святые отцы под терминами "образ" и "подобие" Божье в человеке.

Греческое слово "образ" (eikon - отсюда "икона") означает "портрет" или "изображение", т.е. нечто созданное по образцу и имеющее сходство с образом, хотя и не тождественное последнему по природе (5;68). Священный писатель о сотворении человека повествует: "И рече Бог: сотворим человека по образу нашему и по подобию… И сотвори Бог человека, по образу Божию сотвори его: мужа и жену сотвори их" (Быт.I, 26-27).

В чем же состоит в нас образ Божий? Церковное учение внушает нам только, что человек вообще сотворен "по образу", но какая именно часть нашей природы являет в себе этот образ, не указывает. Отцы и учители Церкви по-разному отвечали на этот вопрос: одни видели его в разуме, другие - в свободной воле, третьи - в безсмертии. Если соединить их мысли, то получается полное представление, что такое образ Божий в человеке по наставлению св. Отцев (6;83).

Но, прежде всего, образ Божий нужно видеть только в душе, а не в теле. Бог, по природе Своей, есть Чистейший Дух, а не облеченный никаким телом и непричастный никакой вещественности. Поэтому понятие образа Божия может относиться только к невещественной душе: это предупреждение считают нужным сделать многие Отцы Церкви (6;83).

Человек носит образ Божий в высших свойствах души, особенно, в ее безсмертии, в свободе воли, в разуме, в способности к чистой безкорыстной любви. Вот, что об этом пишет свт. Григорий Нисский: "Божественная же красота не во внешних чертах, не в приятном окладе лица и не какого-либо доброцветностью сияет, но усматривается в невыразимом блаженстве добродетели… Как живописцы представляют на картине человеческие лица красками, стирая для сего таких цветов краски, которые близко и соответственно выражают подобие, чтобы красота подлинника в точности изобразилась в списке, так, представь себе, что и наш Зиждитель, как бы наложением некоторых красок, т.е. добродетелями, расцветил изображение до подобия с собственною своею лепотою, чтобы в нас показать собственное свое начальство. Многовидны и различны сии как бы краски изображения, которыми живописует он истинный образ… - чистота, бесстрастие, блаженство, отчуждение от всего худого, и все с сим однородное, чем изображается в человеке подобие Божеству. Такими цветами собственного Своего образа живописал наше естество" (2;7). А по свт. Григорию Паламе, человек - больше по образу Божию, нежели ангелы, потому что его соединенный с телом дух обладает живительной силой, которой он одушевляет свое тело и управляет им. Это та способность, которой нет у ангелов, духов бестелесных (7;212).

Итак, человек выступает перед нами как миниатюрное отображение Бога на земле (4;63). В "Шестодневе" свт. Василий Великий подробно развивает свое учение об образе Божьем в человеке. В этом учении человек предстает как геоцентрическое существо, все бытие которого призвано отражать божественную жизнь, и который сотворен по образу и подобию Божию. В то же время человек есть "микрокосм", он как бы собирает, обобщает (в святоотеческой терминологии - рекапитулирует) в себе весь тварный мир, центром и венцом которого он призван быть (8;157).

Теперь посмотрим подробнее, какие же свойства души по учению святых Отцев являются образом (или, правильнее будет сказать, отображают) Божьим в человеке.

Черты образа Божьего св. Отцы видели в разумно-духовной природе человека как "существа разумного". "Наш ум… родствен Богу, он служит умственным образом Его",- говорит Ориген. "Мы сотворены по образу Создателя, имеем разум и слово, которые составляют совершенство нашей природы", - пишет свт. Василий Великий (5;68). О том же пишет и свт. Григорий Нисский: "Божество есть ум и слово, ибо "в начале бе слово" (Ин.1,1) и пророки, по словам Павла, ум Христов имеют (1Кор.2,16), глаголющий в них (2Кор.13,3). Недалеко от сего и естество человеческое. Видишь в себе и слово и разум, подобие подлинного Ума и Слова" (2;6). Разум человека делает сознательной и подлинно свободной его волю, потому что он может выбирать для себя не то, к чему влечет его низшая по природе, а то, что соответствует его высшему достоинству. Поэтому следующее, в чем святые Отцы усматривают образ Божий в человеке - свободная воля и способность выбора. Бог создал человека абсолютно свободным: по Своей любви. Он не хочет принуждать его ни к добру, ни ко злу. Бог - существо абсолютно свободное и безконечно совершенное, и человек - свободен в выборе и направлении своих действий, и высшая цель деятельности человека - стремление к совершенству (4;63).

Только будучи свободным, человек может уподобиться Богу через любовь к Нему. Свт. Григорий Нисский говорил: "Бог есть также любовь и источник любви, - сие говорит великий Иоанн: "любы от Бога есть, и Бог любы есть" (1Ин.4.7,8). Это Зиждитель и нашего естества соделал отличительною чертою. Ибо говорит: "О сем разумеют вси, яко Мои ученицы есте, аще любовь имате между собою" (Ин.13,35). Следовательно, где нет сей любви, там претворены все черты образа" (2;7).

Бог есть Существо Вечное и наша душа безсмертна, ибо духовное неуничтожимо по продолжению бытия. Так, Татиан называет человека "образом бессмертия Божьего". Помимо бессмертия, также говорят о господственном положении человека в природе, о присущем ему стремлении к добру как чертах образа Божьего. Св. Макарий Великий говорит, что Бог сотворил душу "по образу добродетели Духа, вложив в нее законы добродетелей, рассудительность, знание, благоразумие, веру, любовь и прочие добродетели, по образу Духа" (5;69).

И, наконец, способность человека к творчеству является отображением творческой способности самого Творца. Бог является "делателем": "Отец мой доныне делает, и Я делаю", - говорит Христос (Ин. 5,7). Человеку тоже заповедано "возделывать " рай (Быт.2,15), т.е. трудиться в нем, обрабатывать его. Человек не может творить ex nihilo ("из ничего"), но он может творить из материала, созданного Творцом.

Есть ли различие между образом и подобием Божьим? Некоторые объединяют эти два понятия в одно, как например, мы видели у свт. Григория Нисского. А некоторые св. Отцы отличают "образ" от "подобия", отмечая, что образ - это то, что изначально вложено Творцом в человека, а подобие - то, чего предстояло достичь в результате добродетельной жизни: "выражение "по образу" означает разумное и одаренное свободной волей, а выражение "по подобию" означает уподобление через добродетель, насколько это возможно" (преп. Иоанн Дамаскин). Все свои способности человек должен реализовать в "возделывании" мира, в творчестве, в добродетели, в любви, чтобы через это уподобиться Богу, ибо "пределы добродетельной жизни есть уподобление Богу", как говорит свт. Григорий Нисский (5;69).

Подводя итог нашей работы, еще раз отметим, что под образом Божьим мы понимаем данные нам от Бога ум, свободную волю, любовь и бессмертие. А под подобием Божьим нужно разуметь способность человека направлять силы своей души к уподоблению Богу - совершенствоваться в стремлении к истине и добру (9;136).

В людях видна единая природа и множественность лиц. Философы человека называют микрокосмосом, как образ и подобие вселенной, но не в этом высота и красота его, а в том, что он причастник Божественной полноты. Человек ответственен за космос, за обожение всей твари. Свободно в любви человек избирает добро и свою волю сливает с волей Божией, ибо в союзе воль - обожение.


Литература:

Библия. Книги Священного Писания Ветхого и Нового Завета. Москва: Российское Библейское Общество, 2000.
Свт. Григорий Нисский. Человек есть образ Божий. М., 1995-32с.
Свт. Василий Великий. Беседы на шестоднев. Москва: изд-во Московского подворья Свято-Троицкой Сергиевой Лавры, 2001-260с.
Богословие. Опыт выяснения жизненного значения истин христианской православной веры. Вильнюс: Свято-Духов монастырь, 1991.
Иеромонах Иларион (Алфеев). Таинство веры. Введение в православное догматическое богословие. Москва-Клин: изд-во Братства свт. Тихона, 1996-288с.
Протопресвитер Михаил Помазанский. Православное догматическое богословие. Новосибирск: Благовест,1993-240с.
Человек - храм Божий. Коломна, 1995-223с.
Протоиерей Иоанн Мейендорф. Введение в святоотеческое богословие. Конспекты лекций. Минск: Лучи Софии, 2001-384с.
Закон Божий. СПб.: Братство новомученика архиепископа Илариона Верейского, 2000-723с.

Автор статьи: Алексей Богородцев