Протоиерей Александр Зелененко
Спастись невозможно:
1. Без Бога (Мф. 19:26), Которого мы называем нашим Спасителем и содействующей делу спасения благодати Святого Духа (Еф. 2:5). Без Святого Духа Божия никто не может ни греха избежать, ни исполнить заповедей Божиих, укорениться в добродетельной жизни на пути спасения. (Преп. Симеон Новый Богослов)
Благодать – благой дар от Бога, особенная сила, сообщаемая нам ради заслуг нашего Искупителя и совершающая наше освящение:
• очищение от грехов
• обновление
• оправдание перед Богом
• возвращение в добродетели для жизни вечной
Плоды Духа Святого: любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание (Гал. 5: 22-23)
2. Без правой веры (Мк. 16:16), разумно-деятельного характера, движимой любовью.
Вера – основополагающая все-добродетель, первоисточная сила жизни в человеке, без которой невозможно угодить Богу (Евр. 11:6), взойти к любви - Богоподобному совершенству и обрести спасение. Вера органически связана с покаянием, без неё оно невозможно.
3. Без покаяния.
Покаяние – таинство, в котором исповедующий грехи в присутствии священника получает через него прощение грехов от Самого Господа Иисуса Христа.
Покаяние - благодатная перемена ума (образа мыслей), нрава (сердечных расположений), характера отношений, жизни (нежелание жить по-старому, греховному образу) и изменение всего человеческого существа с изведением честного из недостойного.
4. Без Крещения, нашего духовного рождения, омывающего скверну первородного греха, всевающего семя вечной жизни и вводящего в лоно св. Церкви для духовного вызревания к наследия жизни вечной.
Таинство Крещения – таинство, в котором верующий во Христа, через троекратное погружение в воду с призыванием имени Пресвятой Троицы, омывается от первородного греха и грехов, совершенных до Крещения, возрождается благодатью Духа Святого в новую духовную жизнь и делается членом Церкви.
5. Без Церкви, от Бога установленного общества людей, соединенных верою, любовью, священноначалием и Таинствами. Церкви – как месте обретения благодатного единства с Богом и людьми при правильном устроении церковной жизни.
Как в утробе родной матери у каждого из нас формировалось наше тело и зачиналась жизнь души, подобно этому, но уже в утробе Матери-Церкви, в лоно которой мы входим через купель Крещения, под её благодатным водительством в течение всей земной жизни должно идти воспитание, как некое «вызревание» души для будущей жизни – жизни вечной.
6. Без воцерковления и церковности.
Воцерковление – это начало осознанной духовной жизни, направленной на искоренение страстей, раскрытие христианских добродетелей и свойств Церкви через деятельную жизнь церковной общины. Это осмысление мира, человека в мире, познание жизни, её назначения, цели и смысла в церковном духе, а так же начало личностных отношений с Богом в церковных Таинствах.
Воцерковить – значит осветить светом веры весь круг понятий и практической жизни человека, положить в основу жизни не цель развития личности, а цель спасения человеческой души от греха и его последствий – страданий, как временных, так и вечных.
7. Без Божественного Откровения.
Это то, что Сам Бог открыл людям (в Св. Писании и Св. Предании), чтобы они могли право и спасительно веровать в Него и достойно чтить Его.
8. Без исследования и следования Священному Писанию.
Священное Писание – книги, написанные Духом Божиим, через освященных от Бога людей, называемых Пророками и Апостолами. «Исследуйте Писания, ибо вы думаете через них иметь жизнь вечную» (Ин. 5:39); «Истинно, истинно говорю вам; кто соблюдет слово Мое, тот не увидит смерти во век» (Ин. 8:51).
9. Без Священного Предания – передающего учение веры, закон Божий, таинства, священные обряды, жития святых, от истинно верующих, преемственно сохраняющиеся от апостолов в Церкви. «Стойте и держите Предания, имже научистеся или словом или посланием нашим» (2Фес. 2:15)
10. Без следования Заповедям Божиим (Ветхого и Нового Завета)
– в них заключается благая и спасительная воля Божия: «Если любите Меня, соблюдите Мои заповеди» (Ин. 14:15). «Если заповеди Мои соблюдете, пребудете в любви Моей» (Ин. 15: 10); Следование заповедям Божиим есть признак высших добродетелей - верности и любви. Следуя Заповедям, человек будет в благоволении Божием и на спасенном пути.
11. Без причащения Святых Тела и Крови Христовых.
Причащение – таинство, в котором верующий, под видом хлеба и вина, вкушает самого Тела и Крови Христовой для полноты единения с Ним в земной и вечной жизни.
«Я хлеб живый, сшедший с небес; ядущий хлеб сей будет жить вовек; хлеб же, который Я дам, есть Плоть Моя, которую Я отдам за жизнь мира (Ин. 6:51). Истинно, истинно говорю вам: если не будете есть Плоти Сына Человеческого и пить Крови Его, то не будете иметь в себе жизни. Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь имеет жизнь вечную, и Я воскрешу его в последний день; ибо Плоть Моя истинно есть пища, и Кровь Моя истинно есть питие. Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь пребывает во Мне, и Я в нем. Как послал Меня живый Отец, и Я живу Отцем, так и ядущий Меня жить будет Мною» (Ин. 6: 53-57)
12. Без стыда, совести и страха Божьего: - это те сдерживающие от греха, духовной деградации и погибели чувства, не руководствуясь которыми человек уклоняется со спасительного пути.
13. Без любви - разумно-деятельной, нелицемерной, ибо заповедь гласит: «Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душою твоею, и всем разумением твоим: Это первая и наибольшая заповедь; Вторая же подобна ей: возлюби ближняго твоего, как самого себя; На этих двух заповедях утверждается весь закон и пророки» (Мф. 22: 37-40).
«Нелюбящий Меня, не соблюдает слов Моих…» (Ин. 14:24).
«Кто имеет заповеди Мои (в уме: памятование и понимание, а в сердце: любовь и желание) и соблюдает их, тот любит Меня; а кто любит Меня, тот возлюблен будет Отцом Моим и Я возлюблю его, и явлюсь ему Сам» (Ин. 14:21)
14. Без послушания: (покорности) родителям, педагогам, старшим наставникам, духовному руководству, Богу (Его Заповедям, Церкви, её догматическому вероучению, каноническим правилам, церковному уставу, священноначалию), требующих жизни по совести, воле Божией, дисциплинирующих и воспитывающих нас.
15. Без духовного руководства (святых отцов Церкви, духовников и духовно опытных людей) по благодати; Как малые дети без руководства и помощи взрослых не могут научиться ходить, говорить, мастерить, получить воспитание, образование и войти в социальную жизнь…, так и новоначальным, духовно младенствующим необходима поддержка и руководство духовно опытных, безпристрастных и рассудительных.
16. Без богоподобного смирения.
Нищета духа (Мф. 5,3) — состояние души, проистекающее из видения своей греховности, даруемое Божественной благодатью и неспособности освободиться от давления страстей своими силами, без помощи Божией и которое предшествует всем прочим благодатным дарам» свт. Игнатий (Брянчанинов).
17. Без поста – разумной воздержанности – для умеренности во всём: в еде, питье, во сне, в словах, делах и отношениях; Невоздержанность – есть бог страстей, потеря чистоты, разумной умеренности и благодати, ведущих к злоупотреблениям, распущенности, разнузданию и деградации.
18. Без молитвы, связующей нас с Богом и одуховляющей Духом Святым, под водительством которого, мы только и способны к подлинной рассудительности, правому выбору, верной направленности отношений и жизни;
19. Без рассудительности (в духе), от которой зависит наш верный нравственный выбор, характер отношений и жизни, который должен быть душеполезным, которому необходимо непрестанно учиться.
20. Без ревности и трезвения (внимательности к себе, Богу и людям).
Ревность – это такая добродетель, без которой не производится ничего доброго. Это сила на творение заповедей. Именуется эта сила по-разному: иногда как готовность или усердие работать Господу, иногда как решимость точного исполнения заповедей Божиих, а иногда как теплота и горение духа.
Трезвение – заключается во внимательном отношении к духовной жизни, в хранении себя от греха при непрестанном молитвенном обращении к Богу. «Трезвитесь, бодрствуйте, потому что противник ваш диавол ходит, как рыкающий лев, ища, кого поглотить» (1 Пет.5:8).
21. Без дел милосердия (как выражение сострадательной любви к разного рода нуждающимся: жаждущим, голодным, нагим, бездомным, больным и заключенным)
22. Без целомудренной (во всём) чистоты: в помыслах, чувствах, словах и делах: «…Сам же Бог мира да осветит вас во всей полноте, и ваш дух и душа, и тело во всей целости да сохранятся без порока в пришествие Господа нашего Иисуса Христа» 1Фес. 5:23.
23. Без а) самоукорения, б) самоуничижения и в) самоотвержения:
а) Начало спасения – самоукорение, без которого нет самоосуждения и покаяния, а без покаяния духовная смерть и осуждение. б) Уничижишь себя, найдешь покой, потому что укоряющий себя сохраняет терпение во всех случаях, а претерпевый до конца – спасется. в) самоотвержение в деле спасения необходимо как условие преодоления себялюбия, своеволия, самоутверждения и самоугодия, с их производными.
24. Без крестонесения (безропотного преодоления всех жизненных трудностей и испытаний). «Кто не несёт креста своего, не может быть Моим учеником».
25. Без следования за Христом, через уподобление Ему в добродетели, особенно в кротости, смирении, терпении, жертвенной любви и служении.
26. Без всевозможных искушений и испытаний, грехопадений и страданий, а в следствии их (скорбей которыми посещает по жизни Господь, закаляя нас, что бы стали более искусными на пути ко спасению: «… в мире скорбны будите…», «…многими скорбями надлежит вам войти в Царствие Небесное»);
27. Без терпения и долготерпения, ибо сказано: «… В терпении вашем, сохраняйте души ваши; … претерпевый до конца спасен будет»;
28. Без Богообщения, Богопознания, Богопочитания, Богоуподобления, Богоугождения, Богопрославления и Богобоязненности, благоговения, благодарения и деятельно-жертвенного Боголюбия и Богу служения, выраженного в Богопреданности (или верности до самопожертвования) и Богоединения.
«Человек – только тогда истинный человек, когда полностью соединён с Богом, мыслит Богом, делает Богом, творит добро Богом». (Преп. Иустин Попович)
Затруднено будет дело спасения:
29. Без доброй наследственности, благонравных родителей, воспитателей, христианского воспитания и самовоспитания, примеров святости и благочестия.
Где важен добрый пример окружающих и жизни святых, в силу подражательной способности людей и здоровая духовно-нравственная среда, свободная и сознательная решимость к Богоугодной жизни.