Понятие о священнодействии

Благодать Божия в Церкви подается верующим через священнодействия.

Священнодействие - это самое общее понятие, относящееся ко всем церковным действиям, где призвается Бог для ниспослания благодати людям.

Посредством священнодействий освящается вся жизнь верующего человека и окружающий его мир.

Примеры священнодействий: крестное знамение, священническое благословение, иноческий постриг, освящение воды, Крещение, Евхаристия и мн. др. Вся жизнь Церкви соткана из священнодействий.

Понятие об обряде

Человек состоит из души и тела, поэтому все священнодействия имеют видимую (материальную) и невидимую (духовную) части. Дары благодати подаются Богом посредством видимого знака или действия, при участии священнослужителя.

Видимая часть священнодействия называется обрядом.

У всякого священнодействия есть обрядовая сторона. Однако не всякий обряд есть священнодействие. Например, вынос свечи перед Евангелем на богослужении является обрядом, но не священодействием, ибо в этом случае не призывается Бог для ниспослания благодати. Данное обрядовое действие имеет символическое значение.

Первое понимание термина «обряд» – это сам порядок совершения Таинства, и любой другой церковной службы.

Обряд – это чинопоследование богослужения, его особенности и отдельные частные моменты, те или иные символические действия священника, молитвословия и т. д.

Второе понимание обряда – это целостное богослужение, не входящее в число семи церковных Таинств. В этом смысле обрядами, например, являются водосвятные молебны или панихиды.

Принято различать три типа существующих обрядов.

1) Обряды богослужебные. Елеопомазание, великое освящение воды, вынос святой плащаницы в Великую пятницу и т.д. Они – составляющая литургической жизни Церкви.

2) Обряды, освящающие житейские нужды человека, например, освящение жилища, всякой вещи.

3) Обряды символические, выражающие различные религиозные идеи: например, совершение крестного знамения. Оно – символ Креста Господня и сила, ограждающая нас от бесов. Это обряды, которые служат для нас путем к богообщению.

Понятие о «таинстве»

Среди священнодействий особо выделяют Таинства.

До пришествия Христа в языческом мире термином «musterion» (мюстерион - «тайна», «таинство») именовались тайные религиозные обряды, в которых могли участвовать лишь посвященные люди.

В Ветхом Завете понятие «таинство» первоначально обозначало всякую глубокую, сокровенную мысль, вещь или действие.

В Новозаветной традиции этим термином именуется «Божественное Домостроительство Спасения рода человеческого».

Слово "Таинство" имеет в Священном Писании несколько значений.

1. Глубокая, сокровенная мысль, вещь или действие.

2. Божественное домостроительство спасения рода человеческого, которое изображается тайной, непостижимой ни для кого, даже для Ангелов.

3. Особое действие Промысла Божьего по отношению к верующим, в силу которого невидимая благодать Божья непостижимым образом сообщается им.

В приложении к церковным священнодействиям слово Таинство обнимает и первое, и второе, и третье понятие.

Понятие о церковном таинстве

В современной богословской традиции под церковным Таинством понимается особое действие Промысла Божьего на верующих, в силу которого невидимая благодать Божия сообщается верующему, принимающему Таинство, через видимое посредство предметов окружающего мира, преображая его, обновляя природу и личность человека.

С помощью Таинств верующие становятся членами Тела Церковного.

Таинства лежат в основании христианской жизни – именно с Таинств Крещения и Миропомазания начинается отсчет христианского бытия.

В Таинствах осуществляется великая цель, провозглашенная преподобным Серафимом Саровским. Он говорит, что «истинная цель христианской жизни состоит в стяжании Духа Святого Божьего». Именно стяжание Духа Святого является плодом участия в Таинствах.

Таинства – «богоучережденные священнодействия, которые установлены с той исключительной целью, чтобы через свое посредство преподать верующим освящающую благодать Святого Духа» /Еп. Сильвестр (Малеванский)/.

Таинства – это духовное явление, но реализуются они посредством материальных вещей. Верующие достигают Спасения через воды Крещения, через хлеб и вино, прелагаемые в Тело и Кровь в Причащении, через миро Миропомазания. Таким образом, Таинство оказывает воздействие не только на душу христианина, но и на его тело, воздействует не только в духовном, но и в материальном плане.

В широком смысле слова все совершаемое в Церкви является Таинством.

«Все в Церкви есть святое таинство. Всякое священнодействие есть святое таинство.
- И даже самое незначительное?
- Да, каждое из них глубоко и спасительно, как и сама тайна Церкви, ибо и самое "незначительное" священнодействие в Богочеловеческом организме Церкви находится в органической, живой связи со всей тайной Церкви и самим Богочеловеком Господом Иисусом Христом». «Любая святая добродетель в душе православного христианина есть святое таинство, ибо любая из них находится в органической связи со святым таинством Крещения, а через него – и со всем Богочеловеческим таинством Церкви. Например, вера есть святая добродетель, а тем самым – святое таинство, которым православный христианин живет непрестанно. А святая вера силой святости своей рождает в его душе и остальные святые добродетели: молитву, любовь, надежду, пост, милосердие, смирение, кротость… И каждая из них есть опять же святое таинство. Все они одно другим живут, живут вечно и бессмертно, и одно другим питается, и все, что от них, есть свято. Потому-то и нет числа святым таинствам в Церкви Христовой, в этой объемлющей небо и землю великой, святой тайне Богочеловека. В ней и каждое "Господи помилуй" есть святое таинство, и каждая покаянная слеза, и каждый молитвенный вздох и вопль о грехах»
/преп. Иустин (Попович)/.

«В патристическую эпоху не существовало специального термина для обозначения "таинств" как особенной категории церковных деяний: термин misterion использовался вначале в более широком и общем смысле "тайны спасения", и только во втором вспомогательном смысле он употреблялся для обозначения частных действий, дарующих спасение», то есть собственно Таинств. Таким образом, под словом таинство святые Отцы понимали все, что относится и к Божественному домостроительству нашего спасения». /Прот. Иоанн Мейендорф/

«Христианская вера есть таинство» /Григорий Богослов/

С XV века из многочисленных благодатных священнодействий Церковь выделила семь Таинств: Крещение, Миропомазание, Причащение, Покаяние, Священство, Брак, Елеосвящение. Святой Симеон, архиепископ Солунский, так говорит о семи Таинствах Церкви Христовой: «Семь даров Святого Духа, - говорит Исаия; семь и Таинств церковных, совершаемых Духом Святым».

Всем семи Таинствам присущи следующие необходимые признаки:

1) богоучрежденность

2) невидимая благодать, преподаваемая в Таинстве;

3) видимый образ (последование) его совершения.

Внешние действия ("видимый образ") в Таинствах имеют значение не сами по себе. Они предназначены для человека, приступающего к Таинству, поскольку по своей природе он нуждается в видимых средствах для восприятия невидимой силы Божьей.

В Евангелии упоминаются четыре Таинства (Крещение, Причащение, Покаяние, Брак). Указания о божественном происхождении других Таинств (Миропомазание, Соборования и Священства) можно найти в книге Деяний, в апостольских Посланиях, а также в творениях мужей апостольских и учителей Церкви первых веков христианства (св. Иустин Мученик, св. Ириней Лионский, Климент Александрийский, Ориген, Тертуллиан, св. Киприан и др.).

В каждом Таинстве верующему христианину сообщается определенный благодатный дар.

1. В Таинстве Крещения человеку дается благодать, освобождающая его от грехов (первородного, родовых и личных) и освящающая его.

2. В Таинстве Миропомазания верующему, при помазании святым миром частей тела, подается благодать, вспомоществующая его духовной жизни.

3. В Таинстве Покаяния исповедующий свои грехи, при видимом изъявлении прощения от священника, получает благодать, освобождающую его от грехов.

4. В Таинстве Причащения (Евхаристии) верующий получает благодать обожения через единение со Христом.

5. В Таинстве Елеосвящения при помазании тела елеем (маслом) больному даруется благодать Божья, исцеляющая немощи душевные и телесные.

6. В Таинстве Венчания супругам дается благодать, освящающая их союз (во образ духовного союза Христа с Церковью), а также способствующая рождению и христианскому воспитанию детей.

7. В Таинстве Священства чрез святительское рукоположение (хиротoнию) правильно избранному из числа верующих дается благодать священства, для церковных священнодействий (при совершении обрядов и Таинств), а также для пастырского душепопечения о пасомых.

Таинства Православной Церкви делятся на: неповторямые и повторяемые.

Неповторяемые: Крещение, Миропомазание, Священство.

Повторяемые: Покаяние, Причащение, Елеосвящение, Венчание.

Таинства делятся еще на две категории: обязательные и необязательные.

Обязательные для всех христиан: Крещение, Миропомазание, Покаяние, Причащение и Елеосвящение.

Необязательные: Венчание и Священство.

Совершители Таинств

Благодать Божия подается только Господом.
Поэтому Совершителем всех Таинств является Бог.

Но соработниками Господа, которым Им Самим даровано право совершать Таинства, являются правильно поставленные епископы и священники Православной Церкви. Основание для этого находим в послании апостола Павла: «Каждый должен разуметь нас, как служителей Христовых и домостроителей таин Божиих» (1 Кор. 4: 1).

По православному учению, таинства обретают действенную силу лишь при соблюдении двух условий.

1) правильное совершение их законным иерархически поставленным лицом и

2) внутреннее сердечное расположение христианина к принятию благодати.

При отсутствии сознательной веры и добровольного желания принять церковное Таинство, участие человека в нем, может вмениться ему в грех и осуждение.

Чем Таинства отличаются от «обрядов»?

В Таинствах, в отличие от обрядов, человек делается новым, облагодатствованным человеком, он приобретает иные сущностные, онтологические свойства, особые качества, которыми он до этого не обладал. Благодаря Таинствам он приобретает новое духовное состояние, переходит на иной уровень христианского бытия.

Если мы выпьем освященной воды, Господь нам даст силы для жизни и, быть может, дарует здоровье.

В Таинствах же с христианином происходит иная, куда более значимая перемена – он рождается в Крещении, получает Духа Святого в Миропомазании, очищается от грехов во время Исповеди...

В Таинствах совершается не только перемена человеческой природы, не одно лишь освящение души и тела, но каждый участвующий в Таинствах христианин изменяется не только сущностно, природно, «биологически», но и преображается ипостасно, личностно, освящаясь и обновляясь, как неповторимая, единственная в своем роде, личность.

Через участие в каждом из церковных Таинств, человек созидается Христом и по образу Христа в «нового человека».

Составлено для учащихся взрослых групп воскресной школы Спасо-Парголовского храма.