Божественная благодать – проявление благости Триединого Бога к людям.

«Отец через Сына во Святом Духе источает небесные дары. Дух есть освятитель всех сотворенных Богом через Иисуса Христа разумных существ - и ангелов, и человеков» /Свт. Кирилл Иерусалимский/.

По воле Триединого Бога - Творение, Промышление, Искупление и Освящение распределены между Лицами Святой Троицы следующим образом.

Отец – повелевающая первопричина излияния благодати.
Сын – Искупитель и Зиждитель, устрояющий наше спасение.
Дух Святой – совершитель освящения людей Своею Божественною силою.

«Христос все совершает при участии Духа, в Духе и через Духа. В силу этого, Дух есть преимущественный, хотя не исключительный, освятитель наш, ибо Он освящает нас вместе со Отцом и Сыном, по нераздельному единосущию Лиц Святой Троицы» /Свт. Василий Великий/.

Благодать в догматическом смысле есть особенная сила, посылаемая Господом Иисусом Христом по благоволению Отца и совершаемая Духом Святым, действующая в людях и даруемая им для усвоения спасения во Христе.

Благодатью называется дар Божий или божественная сила, сохраняющая весь мир и всякого человека и направляющая их к конечной цели бытия – спасению в жизнь вечную. Благодать сообщается Богом через Церковь, Им учрежденных Таинствах.

Что означает благодать в обычном словоупотреблении?

Слово «благодать» и в обычной речи, и в слове Божием употребляется очень часто, в зависимости от того, о чем идет речь и имеет разные значения.

Благодатью Божией можно назвать:
✦ урожай полей
✦ благорастворенный воздух
✦ благотворный дождь
✦ оживляющие природу солнечные лучи
✦ наше здоровье телесное
✦ счастье земной жизни
✦ спокойствие души
✦ мир общественный

Благодать в широком смысле есть совокупное проявление Божия действия в мире.

За все эти блага мы возносим благодарение Богу, о всех этих благах мы молимся в наших ежедневных молитвах.

Благодать и милость Божия особо видны, когда Господь:
✦ содействует нашему преуспеянию в науках,
✦ созидает спокойствие государства и семейства,
✦ примиряет враждующих,
✦ утешает печальных,
✦ дает добрую мысль в затруднительных обстоятельствах нашей земной жизни.

И за эти блага мы должны благодарить Бога.

В объем понятия благодать входит всё то, что носит на себе черты благодеяний Божиих роду человеческому:
✦ само бытие наше,
✦ образ Божий,
✦ прирожденные дары,
✦ совесть,
✦ закон Моисеев.

В новозаветный период в понятие благодати входили:
✦ явление Сына Божия во плоти,
✦ учение Христово,
✦ Крестная смерть, Искупление,
✦ чудеса Христовы и Воскресение,
✦ сошествие Святого Духа в день Пятидесятницы,
✦ дар языков,
✦ содействие Духа Святого нам в нашем спасении,
✦ блаженство в жизни будущего века.

О судьбоносном значении благодати

Благодать промыслительная управляет жизнью и движением всего мира. Если бы Господь в одну минуту или секунду отнял от мира Свою промыслительную благодать, то весь мир во мгновение ока обратился бы в ничто, исчез без следа (Пс. 103: 24-30; Деян. 17: 28).

По отношению же к каждому человеку, кроме промыслительной, общей для всего мира благодати, есть еще благодать, призывающая его на путь спасения, если только этот человек не утерял совсем способности к восприятию благодати (см.: Евр. 6: 4-6).

Благодать Божия необходима нам всегда:
✦ во дни юности и неведения, когда нетвердая воля, слабый разум, не искушенный в борьбе, увлекаются соблазнами мира
✦ во дни возмужалости, когда земные заботы и обязанности мешают нам заняться делом нравственного преуспеяния
✦ в старости, когда оскудевает крепость наша, когда борьба с укоренившимися греховными привычками становится уже не под силу

И Церковь не оставляет чад своих без материнского попечения до последней минуты их земного бытия:
✦ она предлагает молитвы страждущим;
✦ лежащим на смертном одре внушает приобщаться Святых Тайн, Тела и Крови Христовых;
✦ над исходящими от тела читает молитвы «отходные».

Все это она делает потому, что желает своим чадам устоять в вере Христовой до смерти, желает, чтобы они из Церкви земной перешли в Обители Небесные.

Без благодати человек не может:
✦ обрести покаяние,
✦ уверовать во Христа,
✦ усвоить Христово учение всем сердцем,
✦ разуметь Священное Писание,
✦ следовать воле Божией,
✦ видеть и побеждать страсти,
✦ укореняться в добродетелях,
✦ следовать спасительному пути жизни,
✦ угодить Богу и спастись.

«Благодатью вы спасены через веру, и cиe не от вас, Божий дар: не от дел, чтобы никто не хвалился (Еф.2:8-9), – говорит Апостол, показывая этими словами, что благодать является необходимым условием для спасения человека.

Невозможно быть добродетельным, вести благочестивую и праведную жизнь одними лишь естественными человеческими силами, единожды даруемыми Богом. Необходимо постоянное участие благодати в человеке и упование человека на помощь Божию.

Бог Отец послал Сына Своего Единородного для спасения человеческого рода. Сын Божий, Господь наш Иисус Христос, примером Своей жизни, учением и страданиями показал нам, как должно спасительно жить и служить (см.: Флп. 2: 7-12).

Благодать - божественная нетварная энергия, исходящая от Отца и сообщается через Сына в Духе Святом.

Усвоение происходит личностным образом, применительно к каждому конкретному человеку. «Дух в каждом из удобоприемлющих Его пребывает, как ему одному присущий, и всем достаточно изливает всецелую благодать... по мере собственной своей приемлемости, а не по мере возможного для Духа» /Свт. Феофан Затворник/.

Спасение – двуединый, синергийный процесс.

Спасение наше совершается не только благодатью Божией, но и при известной доле нашего соучастия в этом.

Этому учит нас и Святая Церковь.

Благодать Божия побуждает ум, волю и сердце человека к покаянию, но не насильно (ср. Рим. 2:3-4), не без воли или желания самого человека.

Так как человек создан со свободной волей, то и в деле спасения ему представляется выбор (см.: Сир. 15:14-17; Втор. 30:19-20). Благодать не связывает свободу человека и не обусловливает его поведение, напротив, она высвобождает человеческий дух из уз греха, предоставляя ему истинную свободу - свободу сочетаться с Богом. Благодать поставляет человека на границе между грехом и добродетелью - чтобы человеческое произволение было совершенно свободным.

Возрождение человека благодатью для жизни во Христе совершается не иначе, как только при ответном участии со стороны человека посредством веры - веры, действующей любовию (ср. Гал. 5:6).

То есть вера, питаемая благодатью, являет себя в любви и добрых делах, которые есть сущность и выражение веры.

Благодать проявляет себя в добродетелях, во внутреннем преображении человека, изменении его души.

Человек, сочетаясь с благодатью Божией, исполняясь любовью Христовой, действенно являет в добродетелях по отношению к Богу, ближнему, себе и окружающему миру.

Добродетели по мере усвоения благодати проявляются сначала как отдельные, разовые явления, а затем - как постоянное, устойчивое свойство – навык души человека.

Добродетели являются плодом совместного действия благодати и труда человека. Поэтому, трудясь над тем, чтобы приготовить себя к действию благодати, необходимо стяжать добродетели, и наоборот: чтобы трудиться над добродетелями, необходимо благодатное водительство Божие.

Благодать Божия дается всем людям:
✦ праведникам — для укрепления их на пути благочестия,
✦ грешникам — для их обращения на истинный путь исправления.
«Бог хочет всем спастись и в разум истины прийти» (1 Тим 2: 4).
«Он повелевает солнцу Своему восходить над злыми и добрыми и посылает дождь на праведных и неправедных» (Мф. 5:45).

Два вида благодати Божией

✦ Благодать, призывающая грешника, ее называют начальной или предваряющей благодатью. Она касается сердца человека, открывает перед ним новую жизнь и духовный мир.

✦ Если человек откликается на зов этой благодати, то Господь дает ему новую благодать, восполняющую прежнюю меру благодати, которая называется благодатью совершающею, дело его спасения: «И от полноты Его все мы приняли и благодать на благодать» (Ин. 1:16).

Что требуется со стороны человека?

✦ Вера,
✦ жизнь по вере,
✦ духовная бодрость,
✦ трезвение,
✦ аскетический настрой и образ жизни.

Благодать Божия доставляет нам все необходимое для полноценной жизни:
✦ для полезной жизни,
✦ для жизни в Церкви,
✦ для общения с Богом,
✦ для нашего спасения.

«Ибо явилась благодать Божия, спасительная для всех человеков, научающая нас, чтобы мы отвергнувши нечестие и мирские похоти, целомудренно, праведно и благочестиво жили в нынешнем веке» (Тит. 2: 11-12).

✦ Дух помогает нам в немощах наших (см.: Рим. 8: 26)
✦ помогает преодолевать искушения (см.: 2 Кор. 12: 9)
✦ научает нас молитве, ибо мы не знаем, о чем молиться, как должно, но Сам Дух ходатайствует за нас воздыханиями неизреченными (Рим. 8: 26).

Сила Божественной благодати, руководя и поддерживая нас в течение всей жизни, водительствует нас во всяком благе, воспитательно производя в нас все необходимое для освящения, исцеления, преображения и спасения нашего.

5 этапов для стяжания благодатного дара

По книге Свт. Феофана Затворника «Что есть духовная жизнь и как на нее настроиться».

Важно:

1) осознать присутствие в себе дара благодати;

2) уразуметь драгоценность ее для нас, столь великую, что она дороже жизни, так что без нее и жизнь не жизнь;

3) возжелать всем желанием усвоить себе сию благодать и себя - ей, проникнуться ею во всем своем естестве, просветиться и освятиться;

4) решиться самим делом достигнуть сего;

5) привести сию решимость в исполнение, отрешив сердце свое от всего, предав его вседействию Божией благодати.

Когда совершатся в нас сии пять актов, тогда полагается начало внутреннему перерождению нашему, после которого, если будем продолжать действовать в том же духе, то внутреннее перерождение и озарение будут возрастать.

О преобразующих действиях Святого Духа вот как пишет свт. Василий Великий:

✦ пророков Он вдохновляет,
✦ законоположников – умудряет,
✦ священников - совершает,
✦ царей - укрепляет,
✦ праведников - устрояет,
✦ целомудренных - честными творит,
✦ дает дарования исцелений,
✦ животворит мертвые,
✦ узников освобождает,
✦ блудных и неверных усыновляет.

В действиях Своих возрождает:
✦ верующего мытаря - Евангелистом,
✦ простого рыбака - богословом,
✦ гонителя веры Христовой через покаяния обращает и Апостолом многих народов делает, и проповедником веры, сосудом избранным.

Итак, Благодать Божия – наиважнейшая первоисточная сила, от Бога изливающаяся, освящающая и возводящая христианина к совершенству и святости, при сознательном волеизволении человека.

«Благодать Господа нашего Иисуса Христа, и любовь Бога и Отца, и причастие Святаго Духа да пребудет со всеми вами!» (2 Коринф. 13:13)

Составлено для слушателей взрослых групп Воскресной школы Спасо-Парголовского храма.