Понятие о нравственном чувстве

Нравственная потребность в виде влечения к добру является врожденной человеку, дана человеку в его собственной духовной природе как живая сила, находится в глубине его духа.

Нравственная потребность в сознании человека заявляет себя как нравственное чувство. Нравственное чувство исходит из глубины нашего духа, независимо от нашей воли, и звучит как "голос", обличающий или одобряющий наши поступки, чувства и мысли.

Понятие о нравственном законе

Нравственный закон – это основанное на нравственном чувстве сознание того, что должно и чего не должно делать, чтобы достигнуть своего назначения или своей нравственной цели.

Свойства нравственного закона

1) Всеобщность. Этот закон распространяется на всех людей, вне зависимости от пола, возраста, национальности и религиозной принадлежности.

2) Необходимость. Этот закон содержит непременное требование по отношению к человеку, хотящему достигнуть своей нравственной цели.

3) Обусловлен признанием его со стороны свободной воли человеческой. Он является как требование, всегда оставляющее место соображению, рассуждению, решению. Например, нравственный закон обязывает быть милосердным, но не принуждает к этому.

4) Закон нравственный исполняется различными людьми не одинаково: одно и то же требование нравственного закона (например, требование самопожертвования) исполняется различно, в зависимости от личности каждого человека, его положения, пола, возраста и т.д. Один, например, жертвует собою, как воин, защищая свое отечество; другой, как врач; третий, как ученый; четвертый, как пастырь Церкви; пятый, как рабочий, и т.д. Один в пожертвовании собой умирает, другой борется. Каждый действует сообразно своему индивидуальному положению в нравственном мире и сообразно различию задач, поставленных Богом различным людям.

Происхождение нравственного закона

Источник нравственного закона в воле Божией. «Един есть законоположник и Судия» (Иак. 4:12). Отсюда легко объясняется и властный авторитет нравственных требований. Воле Божией повинуется вся природа, ее исполняют ангелы, для ее исполнения приходил на землю Сам Христос, ее исполнять должны все люди.

Способы сообщения человеку воли Божией

Воля Божия сообщается человеку двумя способами:

1 - через внутренний или естественный нравственный закон и

2 - через внешний, сверхъестественный откровенный нравственный закон, данный чрез Божественное Откровение.

Естественный нравственный закон

Естественный нравственный закон – это прирожденный душе внутренний закон, который посредством разума и совести показывает человеку, что добро и что зло.

Закон этот так глубоко внедрен в нашу природу, что никто не может освободиться от него, изгладить или заглушить его.

Его знают и ощущают все народы земли. Апостол Павел говорит о язычниках, что они, не имея закона (откровенного) "естеством законная творят", т.е. по природе делают законное; не зная закона (писанного), они сами себе закон; они показывают, что дело закона написано у нас в сердцах, о чем свидетельствует совесть их и мысли, то извиняющие, то оправдывающие одна другую (Рим. 2: 14-15).

Св. Иоанн Златоуст пишет: «Ни Адам, ни другой какой человек, никогда кажется не жил без закона естественного... Как скоро Бог сотворил Адама, вложил в него и этот закон, сделав его надежным сожителем для всего человеческого рода».

Руководствуясь этим внутренним естественным законом, человечество вырабатывало не только отдельные нравственные правила, но и создавало целое нравственное мировоззрение, вырабатывало определенные обычаи и нравы, которые есть не что иное, как неписаные законы, переходившие по преданию из поколения в поколение и становившиеся источником всех писанных законов.

Совесть

Носительницей и выразительницей естественного нравственного закона является СОВЕСТЬ (от глагола "ведать", "знать", "соведать", отсюда - "сознание"). Самое название "совесть" указывает, что совесть есть прежде всего сознание, но сознание особое, сознание нравственное.

Совесть – голос Божий в душе человека, «око Божие, положенное на сердцах людей» (Сир. 17: 7).

«Когда Бог сотворил человека, – говорит преп. авва Дорофей, – Он вселил в него нечто Божественное, как бы некоторый помысл, имеющий в себе, подобно искре, и свет, и теплоту; помысл, который просвещает ум и показывает ему, что доброе и что злое, – сие называется совестью, а она есть естественный закон... Последуя сему закону, т.е. совести, (ветхозаветные) патриархи и все святые, прежде писанного закона угодили Богу» (Поучение 3-е. О совести).

Неиспорченная совесть – это постоянный судья наших действий, чувств и помыслов, наш лучший друг и советник, первый утешитель в беде и несчастье и неумолимый палач в случае нарушений нравственного закона.

«Преступник может иногда избежать суда человеческого, – говорит св. Григорий Богослов, но он никогда не избежит суда своей совести».

Как упреки и угрызения совести бывают сильны и в то же время неотвратимы, прекрасно выразил Пушкин в изображении преступника, которого его преступление преследует кровавой тенью всю жизнь, отравляет все минуты его спокойствия и наслаждения, так что преступник говорит:
И рад бежать, да некуда!
Да, жалок тот, в ком совесть нечиста!

(А.С. Пушкин. Борис Годунов).

Если добрые мысли, чувства и поступки человека совесть одобряет, награждает радостью и духовным миром, то к настроениям и поступкам злым; греховным она относится отрицательно: не одобряет их, немедленно обличает человека, возбуждая чувства виновности, обвиняя, человека до, и во время, особенно же после совершения греха.

Развитие совести

Совесть дается нам не в готовом виде, а в виде естественного нравственного чувства; из этого чувства, при участии разума и воли, путем развития, постепенно образуется естественный нравственный закон.

Естественное нравственное чувство развивается постепенно, наряду с общим развитием человеческого духа, приобретая все большую и большую степень сознательности и долга.

На развитие нравственного чувства оказывают сильное влияние нравственный характер матери, отца, родных и прочих лиц, окружающих ребенка; домашнее воспитание; окружающая среда с ее правами, обычаями и преданиями, и характером религиозных воззрений.

Влияние всех этих обстоятельств и объясняется тот факт, что понятия о добре и зле, как у всех народов, так и у отдельных личностей, бывают различные, а, следовательно, и совесть бывает различна.

История и жизнь показывают нам, что люди иногда признают нравственно-добрым то, что другие отвергают. Например, жители Кавказа считали своим священным долгом кровавую месть за убийство родных. Жители древней Спарты признавали совершенно естественным умерщвлять рожденных младенцев, если они были слабы физически. Совесть языческих народов не только оправдывала, но и освящала религией человеческие жертвоприношения, оргии, акты кровавой мести, умерщвление дряхлых стариков и т.д. Люди совершали иногда самые жестокие действия, ссылаясь на голос своей совести, например, казни инквизиции в средние века.

Таким образом, совесть находится в зависимости от всего в совокупности умственного и нравственного состояния человека.

Различные состояния совести

Будучи одинаково присуща всем людям, совесть весьма различно действует у разных людей, даже в одном и том же человеке не всегда действует одинаково.

Голос совести у человека может быть истинным или неистинным, и то, и другое в различной степени.

В Священном Писании совесть может быть - с одной стороны: благою и доброй, прекрасной, чистой, непорочной (Деян. 23: 1 Петр. 3: 16-21; 1 Тим. 1: 5.19; Евр. 13: 18; 1 Тим. 3: 9; 2 Тим. 1: 3; Деян. 14: 16), а с другой стороны: порочной или лукавой, оскверненной; слабой, сожженной (Евр. 10: 22; Тит. 1: 15; 1 Кор. 8: 7-13; 1 Тим. 4: 2), и еще - заблуждающейся или немощной (1 Кор. 8: 7).

Укажем искажения совести в ее функциях (действиях).

Как ЗАКОНОДАТЕЛЬ совесть бывает неведущей, колеблющейся и погрешающей.

В угоду сердца закон перетолковывается и не исполняется под разными предлогами. Так, под предлогом сохранения здоровья удаляются от поста и воздержания, под предлогом материальной нужды, – отказываются от благотворения; отстаивая честь, - допускают месть и пр.

Если перетолковывание нравственного закона будет продолжаться длительно, то совесть совсем искажается, становится погрешающей. Доброе называют худым, а худое – добрым, «свет ей кажется тьмою» (Ис. 5: 20-21). Вследствие этого скупость, например, считают бережливостью, расточительность – щедростью; гнев – чувством благородного негодования, потворство – снисходительностью; жестокость – ревностью по правде; лесть – гибкостью характера, хитрость – благоразумием, гордость – чувством собственного достоинства и т.д.

Совесть, как СУДИЯ, может быть немощной, несознательной, ожесточенной.

У человека, в котором господствуют греховные страсти, суд совести всё более искажается, ослабевает.

Немалый признак искажения совести есть уклонение суда от себя на других. Самооправдание – общий почти грех. Для оправдания своих поступков выставляют то слабость, то неведение, то обстоятельства, то соблазны, худые примеры, число участников и - чем только не оправдывают себя.

Плод повреждения совести и вместе сильного эгоизма – упорная несознательность. Человек внутри говорит наперекор себе: не виноват, – пустое, – ничего! И в конце всего человек может дойти до полного ожесточения совести, когда он сознательно и произвольно отвергает исполнение воли Божией.

Совесть как МЗДОВОЗДАЯТЕЛЬ бывает мнительной или скрупулезной, усыпленной (пристрастной, лицемерной, сожженной).

Нередко на совесть нападает скрупулезность, когда, считая почти всякое дело грехом, она за все тревожит и грызет человека. Это болезненное, неестественное состояние.

Иногда человек разными способами заставляет совесть молчать, усыпляет ее.

Что усыпляет совесть?

Учащение грехопадений, снисхождение духовника, лживая исповедь, внешние дела благочестия, чрезмерная надежда на милосердие Божие.

В состоянии усыпления человек может наслаждаться миром незаслуженно (лицемерная совесть), и подобно фарисеям, признавать себя даже чуть не праведником.

Далее совесть может прийти в такое состояние, когда, ясно указывая на недостатки других, ничуть не будет возмущать собственного спокойствия человека даже при совершении тяжких грехов (пристрастная совесть).

Самое бедственное нравственное состояние человека, когда совесть у него приходит в полное усыпление; или, по выражению ап. Павла, – сожженная совесть (1 Тим. 4: 2).

В это состояние человек даже хвастается своими грехами и преступлениями. Это – такое состояние духовной жизни человека, когда он упрямо и сознательно противится Святому Духу, становится как бы моральным трупом, неспособным к восприятию истины и благодати.

Но и в этом состоянии совесть сказывается в человеке в тяжелом, мрачном состоянии безнадежности, тоски и уныния. Люди с сожженной совестью встречаются редко, большей частью даже злодеи сохраняют в своей душе искру добра, которая, при благоприятных условиях, может разгореться. Значит, в них совесть не умерла, а только уснула или же просто дремала.

Совесть у человека, обратившегося к Богу и живущего истинно-христианской жизнью

У человека, обратившегося к Богу и восстановившего с Ним благодатное общение, совесть вразумляется и исправляется. Средостение греха между человеком и Богом разорено, орудные силы для совести (рассудок, воля и чувства) – восстановлены, следовательно, совесть обладает всеми способами для исправного действования.

Сознание законов Божественных возбуждает грешника от греховного сна, но оно и впоследствии не уменьшается, а еще более возвышается. Этому способствует жажда слышания и чтения слова Божия.

Бдительное и трезвенное око, установленное на себя, замечает все оттенки дел внутренних и внешних. И жизнь почти вся проводится в самоосуждении и в чувствах покаяния.

Если и бывают нечаянные и ненамеренные грехи, то в сердце, ревнующем о Богоугождении, они омываются слезами, а мучения совести здесь не ожесточают, не сожигают, а укрепляют освежающую и ободряющую трезвенность, воодушевляют на дальнейшие богоугодные дела.

Составил протоиерей Александр Зелененко для учащихся курса взрослых групп Воскресной школы Спасо-Парголовского храма.

Источники:
Свт. Феофан. Начертание христианского нравоучения.
Проф. прот. Н. Стеллецкий. Опыт нравственного православного Богословия.