Блажени плачущии яко тии утешатся (Мф.5:4)
Как понимать «блаженни плачущие, яко тии утешатся»?
Господь говорит не о той скорби, которая вызвана жизненными трудностями, утратой близких людей или другими обстоятельствами,
которые приносят нам внутреннее страдание, а о той скорби,
которая вызвана осознанием своей греховности перед Богом.
Плачущие – люди, которые скорбят и плачут о своих грехах и душевных недостатках. Господь простит им грехи за искреннее покаяние. Он дает им еще здесь, на земле, утешение, а на небе блаженство и вечную радость. Апостол Павел называет такую скорбь «печалью ради Бога».
Давид, осознав свой грех, молился: «Тебе единому согрешил я и лукавое пред очами Твоими соделал…» (Пс. 50:6).
«Печаль ради Бога» возникает когда мы сознаем, что грешили против Бога и своими грехами оскорбляли Его.
Недостаточно просто сожалеть о том, что сделали что-то плохое
Сожалел ли Иуда о том, что он предал Учителя?
Да, он очень сильно сожалел в сердцах, в самом себе, и даже вернул подкупившим его деньги, за которые предал Учителя, но, решив за Бога, что не может быть прощен Им, смалодушничал и в конечном итоге впал в отчаяние, пошел и удавился (чаяние – надежда, а от-чаяние – потеря всякой надежды, приводящая к крайним решениям и поступкам).
Когда в скорби нет Бога, то человек впадает в депрессию и вместо утешения получает осуждение. Некоторые люди находят временное забвение употребляя спиртное, наркотики, кто-то кончает жизнь самоубийством. Заменяя утешение, которое дает Бог кратковременным «утешением» человек обрекает себя на гибель.
«Печаль ради Бога производит неизменное покаяние ко спасению» (2 Кор.7:10).
Печаль, скорбь о грехах должна привести человека к покаянию, чтобы он отворотился от грехов и обратился к Богу.
«Бог ныне повелевает людям всем повсюду покаяться» (Деян. 17: 30).
«Покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное» (Мф. 4: 17)
Что такое покаяние?
Покаяние – (греч. μετάνοια) — изменение ума, новое понимание, глубокое осознание своей неправоты и вины, переосмысление своих поступков, поведения, привычек и образа жизни, вызвавшие изменение отношения к совершенным ранее греховным поступкам, причинившим вред кому-либо.
Покаяние – это «охаивание» (поругание) себя, самая строгая и придирчивая самокритика и самооценка всех своих заблуждений, пороков, страстей, не только явных, но и тайных, никому неведомых и незнаемых другими.
Покаяться — значит «охаять» себя так, как мог бы охаять нас самый закоренелый и самый безпощадный враг наш, всю нашу «подноготную»
вынести на свет Божий, все, о чем даже страшно и глаголати...
Покаяние есть второе крещение.
Покаяние есть ключ Царства Небесного, без которого никому нельзя войти туда.
Покаяние отверзает человеку небо, вводит в рай, побеждает диавола /свт. Иоанн Златоуст/
Покаяние – это древо жизни, потому что воскрешает многих умерших грехами /Преподобный Ефрем Сирин/
Свт. Николай Сербский:
Покаяние есть условие прощения.Покаяние невозможно без стыда и страха Божия и без веры в Бога.
Покаяние есть оставление всех путей распутства.
Покаяние есть боль от самообмана, которым грешный человек долго себя убаюкивал.
Покаяние есть неожиданное видение своей проказы и вопль о лекарстве и враче.
Покаяние есть начало лечения от своеволия и покорения себя Божией воле.
Покаяние есть первая ступень лествицы, ведущей в Царство Божие. Покаяние есть первый и единственно верный стук в небесную дверь.
Чрез покаяние ветхий человек, прокаженный грехом, ложится во гроб, а чрез прощение рождается новый человек в жизнь новую.
Покаяние с евр. «тшува» (ивр. תשובה), означает разворот…
Покаяние – основание нашего спасения
"Нет греха непростительного, кроме греха нераскаянного" /Преп. Исаак Сирин/
"Спасение приобретается через покаяние" /Старец Адриан Югский/
"Ныне люди спасаются только скорбями и покаянием" /Преп. Симеон (Желнин)/
"Покаянием человек может изменить решение Бога" /Преп. Паисий Святогорец/
"Обвините себя и осудите, а Бог вас оправдает и помилует" /Свт. Игнатий Брянчанинов/
Почему Господь не хотел иметь дело «с праведниками»?
Потому что те, кто почитают себя «праведниками», не имеющими нужды в покаянии, на самом деле в самообольщении, гордецы, — грешат грехом, наиболее ненавистным Богу и душевно неизлечимы из-за полного отсутствия сознания своей греховности.
Чтобы показать, что никакой грех не может помешать человеку войти в Царствие Божие, Господь ввел туда первым покаявшегося разбойника.
Покаяние и исповедь – это не одно и то же
Покаяние может быть и без исповеди, а исповеди без покаяния не должно быть; но это самое распространенное явление у современных христиан; ибо у большинства исповедников нет решимости – окончательно и бесповоротно оставить грех.
Каяться или раскаиваться пред Богом в грехах своих можно и должно всегда во всякое время, а исповедоваться можно только пред духовником и в свое время.
Покаяние или раскаяние во грехах приближает человека к Царствию Небесному и приближает к человеку Духа Святаго, а исповедь без покаяния и раскаяния нисколько не приносит человеку пользы, и не только не приносит пользы, но притворная и не истинная исповедь губит человека, делая его преступником, потому что исповедь есть и должна быть действием покаяния /свт. Иннокентий/
Не стыдись исповедовать грехи свои.
Надо всякий грех сделанный очищать покаянием.
В случае тяжкого грехопадения необходимо не откладывать покаяние, а ускорять его.
Почему это важно? Ибо часто на годы, люди отлагают свое покаяние.
Отложение времени покаяния можно уподобить оставлению на долгое время без мытья грязной посуды…
"Грех усугубляется, если он не очищается покаянием" /свт. Макарий, митрополит Московский/.
Кто не притекает к спасительному Таинству Покаяния, о таковых слышим страшное изречение Божие: «если не покаетесь, все так же погибнете» (Лк. 13: 3).
Что сказать о тех, которые уклоняются от исповеди
и причащения Св. Христовых Тайн?
Поистине, это — несчастные люди. Верующий живет, пока пребывает во Христе через причащение. Ибо у человека могут быть 2 состояния – причастности Христу или греху. Истинное несчастье состоит в одном только нераскаянии в грехах, которыми душа уклоняется от Бога.
Обращаясь к народу в храме, свт. Димитрий Ростовский однажды сказал: Простите меня, братия и сестры, если я всякого грешника, не думающего о своих грехах, назову бесноватым».
Что такое окамененное нечувствие?
Это когда грехов своих не видишь и не чувствуешь.
«Если исповедуем грехи наши, то Бог простит нам грехи и очистит от вякой неправды» (Ин. 1:9)
О различии мотивов идущих к Исповеди
а) Многие считают, что исповедь - это нечто вроде беседы, в которой обсуждаются наши грехи.
б) Некоторые при этом стремятся получить некое облегчение от чувства вины;
в) других гонит к священнику страх перед "наказанием" от Бога;
г) третьи приходят не с целью, собственно, покаяться, а только для того, чтобы потом причаститься.
Однако все это не имеет отношения к исповеди и покаянию.
Что есть исповедь?
Если покаяние, то есть чувство раскаяния и неприятия греха, является как бы вступлением в Таинство, то исповедь – это само Таинство. Исповедь состоит в устном обвинении себя в грехах мыслями, словами, чувствами, желаниями, ощущениями, идеалами, вообще в раскрытии совести грешника в самых глубочайших ее изгибах перед Богом при посредстве священника, для получения через него отпущения и прощения грехов, по данной ему власти от Господа Иисуса Христа.
Ложная исповедь
✦ Это холодное признание в общих грехах словом, делом, помышлением.
✦ Это вынужденные ответы на вопросы священника, а не раскаяние мытаря, который бил себя в грудь и плакал.
✦ Это исповедь без всякой подготовки, без глубины сокрушения и решимости не возвращаться ко греху.
✦ Это исповедь формальная, без сокрушения и намерения исправиться. «Кто оправдывает себя, тот отчуждает себя от покаяния» /авва Исайя/
О лицемерно кающихся
✦ Лицемерно кается тот, кто примириться с врагом своим не хочет.
✦ Вор, когда похищенного возвратить не хочет.
✦ Тот, кто перед духовным отцом беззаконие утаивает.
✦ Тот, кто не хочет от привычки греховной отстать.
✦ Тот, кто разные грехи исповедует разным священникам.
О скрывании грехов
Тот, кто утаивает грехи на исповеди, хотя и услышит от духовника: «Прощаю и разрешаю», — но Дух Святый не простит и не разрешит его.
Не стыдись открывать грехи свои священнику, чтобы не постыдиться на Страшном суде.
Стыдиться на исповеди открывать грехи — от гордости. Люди, которые не хотят открывать грехи духовным отцам, больше всего радуют врага своей души /преп. Иоанн Малый/
Душа, утаившая свои грехи, сильно терзается бесами на мытарствах.
Нераскаянные великие грехи по смерти принесут великое и вечное наказание.
Не могут быть разрешены на исповеди:
✦ Высказывающие неверие основным догматам веры.
✦ Кощунствующие над догматами веры и отвергающие их, еретики, отлученные от Церкви, раскольники, сектанты.
✦ Причинившие вред ближнему, его чести, имуществу и не дающие обещания вознаградить потерпевшего.
✦ Находящиеся во вражде и не хотящие примириться.
✦ Не желающие оставить смертный грех.
В чем нам каяться?
✦ Во-первых, в собственных грехах;
✦ во-вторых, в грехах, на которые мы навели ближних через побуждение, соблазн или дурной пример;
✦ в третьих, в тех добрых делах, которые могли бы сделать, но не сделали;
✦ в четвертых, в тех добрых делах, от которых мы отвели ближнего;
✦ в-пятых, в тех добрых делах, которые мы сделали с грехом пополам /свт. Иоанн Златоуст/
Есть люди, которые малые грехи считают за великие и беспокоятся о них много, а о тяжких и великих грехах почти не думают, так, например: оскоромиться в постный день и пр. — считают за тяжкий грех, а сквернословить или осуждать ближнего, очернять его и тем, так сказать, убивать в глазах других — считают почти за ничто…
Правила исповеди
✦ Должно быть исповедано всё, в чём мы согрешили.
✦ Одни чувства без слов - это не покаяние.
✦ Можно помнить грехи и при плохой памяти.
✦ Чем меньше грубых грехов, тем глубже становится исповедь.
✦ Лучшая подготовка - вспоминать каждый день понемногу.
✦ Нерегулярная исповедь не может быть полной.
✦ Надо каяться, а не философствовать о грехах.
✦ Сначала о том, о чем тяжелее всего говорить.
✦ Чем меньше лишних слов - тем лучше.
✦ Не думать о том, "что подумает о нас батюшка".
✦ Ни в чем себя не оправдывать.
✦ Прилагать реальные усилия к исправлению.
Польза исповеди
Частая исповедь
✦ истребляет неправду,
✦ отвращает от греха,
✦ предохраняет от зла,
✦ утверждает в добре,
✦ укрепляет против искушений,
✦ поддерживает бдительность,
✦ удерживает на пути заповедей Божиих,
✦ вливает в душу святой мир,
✦ умножает стремление к благочестивой жизни
✦ и делает человека день ото дня чище и совершеннее.
Истинное покаяние
«Истинное покаяние не то, которое произносится лишь на словах, а то, которое утверждается делами и, исходя из самого сердца, истребляет скверну нечестия» /Святитель Иоанн Златоуст/
«Истинное покаяние с исповедью и слезами, как некими пластырями и лекарствами, омывает и очищает рану сердца и самую язвину, какую до сердца открыло жало мысленной смерти, – потом извлекает вон червя, который сделал себе внутри нору и жил там, и убивает его, – наконец залечивает рану и место ее делает совершенно здоровым, так что даже и следа ее не остается» /Преподобный Симеон Новый Богослов/
О плодах покаяния
«Сотворите же достойные плоды покаяния» (Лк. 3: 8).
Принести плоды покаяния значит перемениться, стать:
✦ из блудника— целомудренным;
✦ из пьяницы — трезвенником;
✦ из чревоугодника — постником;
✦ из скупца и сребролюбца — щедрым и безсребренником;
✦ из лентяя — трудолюбцем;
✦ из злого — добрым,
✦ из непослушного — послушным;
✦ из ропотника — благодарным Богу за все;
✦ из малодушного — мужественным;
✦ из болтуна — молчаливым;
✦ из лжеца — верным в своем слове;
✦ из злопамятного — молящимся о врагах своих;
✦ из рассеянного — во внимательного;
✦ из гневливого и раздражительного — в кроткого и беззлобного;
✦ из щеголя — в простеца в одежде, обуви и прическе;
✦ из смехотворца — в любителя плакать о грехах своих;
✦ из игрока в карты, в шашки, в шахматы, в футбол и другие игры - в дорожащего каждою минутой для спасения души;
✦ из самолюбивого — в самоотверженного;
✦ из читателя пустых книг — в читателя Слова Божия;
✦ из нелюбителя посещать храм Божий — в усердного молитвенника в нем;
✦ из беспечного — заботящимся о спасении своем…
Ибо сказано: «Уклонись от зла и сотвори благо» (Пс. 33: 15)
"Слава Господу, что Он дал нам покаяние, все мы спасаемся покаянием,
не спасутся только те, которые не хотят покаяться" /преп. Силуан Афонский/