Понятие о Православии
Правосла́вие (калька с греч. ὀρθοδοξία буквально «правильное суждение», «правильное учение» или «правильное сла́вление»; греч. ὀρθός («прямой», «правильный») + δόξα («мнение», «слава») – истинное учение о познании Бога, сообщаемое человеку благодатью Святого Духа, присутствующей в Единой Святой Соборной и Апостольской Церкви Христовой.
Патриарх Алексий II: «Православие – это чистая и неискаженная Истина, принесенная на землю для спасения людей Христом-Спасителем, это сохраненное во всей чистоте, неповрежденности подлинное Учение Христово о вере и благочестии».
Архиепископ Аверкий (Таушев): «Православие есть сохраненное во всей чистоте подлинное учение Христово, изложенное св. Апостолами в книгах Священного Писания, тщательно-истолкованное их законными преемниками Мужами Апостольскими и Святыми Отцами в Священном Предании, свято и неизменно хранимое только одной нашей Восточной Церковью, которая потому и доныне одна лишь, по всей справедливости, именуется Церковью Православною. Православие – это путь спасительной веры, в реализации назначения, смысла и цели человеческой жизни».
Великий Пост, завершающийся воспоминанием крестных страданий Господа и победным ликованием Святой Пасхи, есть полное начертание того подвижнического пути, которым должен идти каждый истинный христианин, желающий достигнуть цели определенного ему Богом высокого предназначения – вечной нескончаемой радости Богообщения. В этом и заключается существо истинного Православного Христианства.
Православие это – не только совокупность догматов, и система теоретических умствований, а сама жизнь. Жизнь во Христе, немыслимая без аскетического подвига, которому учит нас практически Церковь в течение каждого Великого Поста.
Православие – есть правомыслие, правочуствие, правословие, праводелание и правожитие во славу Божию.
Три смысла понятия «Православие»
✦ Догматический
Православие – это чистое, целостное и неискаженное христианское учение, явленное в церковных догматах, противостоящее всем ересям и отражающее полноту Боговедения, доступную людям.
✦ Экклезиологический
Православие – это сообщество автокефальных Церквей (15), имеющих между собой евхаристическое общение.
✦ Мистический
Православие – это опыт Богообщения и Богопознания через стяжание Божественной благодати Святого Духа, преображающей и спасающей человека.
Все три смысла Православия взаимосвязаны и не мыслимы один без другого.
Православное вероучение имеет своим источником мистический опыт и преподается в Церкви Христовой.
Православная Церковь имеет одно догматическое вероучение, основанное на одном мистическом опыте.
Православный мистический опыт выражается в хранимом Церковью вероучении, как основе мировоззрения и картины мира.
Чем характеризуется Православие?
Первое – следование Священному Преданию и Писанию Церкви.
Второе – высоко ценностное восприятие жертвы Христовой.
Третье – борьба с ересями и церковными расколами.
Истинное Православие
Истинное Православие не допускает ни в чем – ни в учении, ни в практике церковной никаких новшеств, противных Слову Божию и постановлениям Вселенской Церкви.
Истинное Православие не потакает нравам и обычаям современного растленного богоотступнического мира.
Истинное Православие помышляет только об угождении Богу и спасении душ, а не об устройстве временного земного благополучия, о карьере и земных выгодах и стяжаниях.
Истинное Православие – духовно, а не душевно и плотяно и не привязано к земле – к земным чувствованиям и переживаниям.
Истинная вера не м.б. без добрых бескорыстных дел.
Истинное покаяние не м.б. без плода - благих перемен.
Истинная надежда не м.б. без молитвенного обращения с упованием на Господа.
Истинная любовь не м.б. без жертвенной самоотдачи.
Истинное служение не м. б. без благодатных даров и наград (здесь и там).
Истинная Церковь не м.б. без подвижников веры, благочестия и святых.
Истинная христианская жизнь с верой, надеждой, нелицемерной любовью и служением Богу, Церкви и Отечеству не м.б. без учеников, преемства и достижения небесной славы.
Святые о Православии
Св. Анастасий Синаит: «Православие – это истинное (в духе истины) представление о Боге и творении».
Свт. Игнатий Брянчанинов: «Православие есть истинное Богопознание и Богопочитание. Православие есть поклонение Богу Духом и Истиною. Православие есть прославление Бога истинным познанием Его и поклонением Ему.
Православие есть прославление Богом человека, истинного служителя Божия, дарованием ему благодати Всесвятаго Духа. Где нет Духа, там нет и Православия.
Единственно и исключительно в лоне Православной Восточной Церкви в неприкосновенной целости хранится откровенное учение Божие».
«Если же кто Духа Христова не имеет, тот и не Его» (Рим. 8:9).
Только в Духе Христовом человек Богоподобная личность, а без Духа – высокоорганизованное животное, каким был, по слову прп. Серафима Саровского, Адам до вдохновения в него Духа Божия (см. Быт. 2:7).
Св. прав. Иоанн Кронштадтский: «Вера христианская есть восстановление в человеке Богом, падшего образа Божия, примирение Творца с тварью, отверстие неба, упразднение смерти и диавола, введение в рай и дарование вечной жизни». Истинное Христианство и на земле водворяет благополучие, потому что оно смотрит на христиан, как на одно великое тело, в котором члены помогают друг другу».
«У множества же уверовавших было одно сердце и одна душа…» (Деян. 4: 32).
Святитель Николай Сербский: «Православная Церковь единственная сохранила полноту веры в Радостную Весть Христа. Сохранила с помощью Бога, Богородицы и всех святых, не ради своей славы, а ради славы Христовой и не ради спасения только своих народов, а всех будущих поколений всех народов на земле, если они пожелают открыть свои сердца и умы, чтобы видеть, где их спасение».
Святитель Николай Сербский: «В мире нет ничего сильнее православной веры. Истинная вера, вера христианская, является Божьим Откровением людям о самом важном – о Едином Боге, о душе, о пути жизни, об ином мире и Суде Божьем.
Христос Господь победил мир – это и наша победа.
Апостолы победили мир – и это наша победа.
Святые победили мир – и здесь наша победа.
Мечи, посекавшие эту веру, затупились и сломались. А вера осталась. Императоры, боровшиеся с этой верой, задохнулись под проклятием преступлений. Царства, ополчавшиеся против этой веры, разорены; города, отвергавшие эту веру, повержены и лежат в руинах. Еретики, повреждавшие эту веру, погибли душой и телом и под анафемой отошли из мира сего. А вера всех пережила».
Православное исповедание
✦ Есть то, в Кого и как мы веруем, согласно Символу Веры;
✦ есть то, Кого и как мы любим, чем и как эту любовь подтверждаем, ибо всякий человек познается по тому, кого, что и как он любит, в этом главная характеристика личности;
✦ есть то, Кому и чему мы отдаём своё предпочтение;
✦ есть то, Кому и как мы служим;
✦ и то, во имя Кого и ради чего, и для чего, и как мы живём. Наша жизнь – есть результирующая нашей веры, надежды, любви и служения!
В чем Торжество Православия?
Торжество не в количестве. Православие – не самое многочисленное исповедание в христианском мире.
Не в нашей личной святости: у всех нас много грехов.
Не в наших добрых делах: ими грешно хвалиться.
Торжество Православия – в Воскресшем Христе Спасителе, победителе греха, ада, смерти и диавола.
Торжество Православия – в Церкви – непобедимой и неуничтожимой, ради Христа, создавшего и возглавившего ее.
«Создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее» (Мф. 16:18).
Торжество Православия – в возрождении Церкви после десятилетий безбожных гонений. Пройдя через горнило испытаний и страданий, Церковь не погибла, но очистилась.
Торжество Православия – в спасительных Таинствах Церкви.
Торжество Православия – в святых угодниках Божиих – воплотивших образ и подобие Христово в полноте. Особенно в новомучениках и исповедниках XX века.
Торжество Православия – в победе апостольской, святоотеческой веры, победе истины Христовой над еретической ложью.
Торжество Православия – в иконах, как выражении веры в Воплощение, и в иконопочитании.
Торжество Православия – в чудесах – Благодатном огне, Великой агиасме, схождение облака на гору Фавор…
Торжество Православия – в монашестве, как приобщении ангельскому житию и принесении себя в бескровную жертву Христу.
Торжество Православия в выработанном веками «русском характере», «русской душе», не удовлетворяющейся материальным, ищущей нетленного и вечного, стремящейся к идеалу Святой Руси.
Торжество Православия – в противостоянии развращенному миру, в неприятии содомской «толерантности».
Торжество Православия – в строительстве и благоукрашении храмов.
Торжество Православия – в волонтерском движении.
Торжество Православия – в бескорыстном служении.
Торжество Православия – в единении верующих в любви, взаимопомощи, дружбе, милосердии…
Торжество Православия – в преображении человеческих душ.
Торжество Православия – в каждом верующем, исполняющем Христовы заповеди, борющемся с грехами и страстями, очищающем свою душу и живущем ради Христа.
Торжество Православия – в том, что так много людей приходят в храм, постятся, исповедуются, стараются жить со Христом.
Торжество Православия – в душеполезных книгах, фильмах, проектах, в духовно-нравственном воспитании и образовании, способствующих делу спасения собственного и других.
Праздник Торжества Православия дает силы, но и ставит задачи.
Задачей для всякого православного человека является труд ради Господа, на благо святой Церкви и дорогого Отечества. И особенно на том маленьком кусочке Вселенной, - в твоей душе, в собственном сердце, в своей семье – домашней церкви, за которую ты отвечаешь; наведи там чистоту, порядок, будь честен во славу Господа и будешь храним и спасаем Его благодатию.
Кто и что удерживает человека от познания Истины?
1) прельщение духа нечистого - в невидении за собой греха при его наличии;
2) нечувствие ко греху при его наличии, которое выражается в невосприятии греха грехом;
3) неосознание до конца греха за собой, нет работы в распознании и обретении сердечного покаяния;
4) непризнание греха за собой; если каяться не в чем - это путь в погибель;
5) адаптация ко греху и введение греха в норму жизни;
6) греховное помрачение и повреждение разной степени - ведет к серьезным расстройствам.
Признаки Истинной Церкви
1. Сохранность неизменным Христова учения, проповеданного апостолами, растолкованного святыми отцами и подтвержденное их святой жизнью.
2. Непрерывность апостольского преемства (цепи рукоположений в священный сан) до наших дней.
3. Благодатная сила Церковных таинств, освящающая, исцеляющая, укрепляющая и спасающая верных членов Церкви.
4. Плодоносность Церкви, выраженная в достижении христианами различных родов святости – «Дивен Бог во святых Своих, Бог Израилев» (Пс. 67:36); «по плодам их, узнаете их» (Мф. 7:20).
5. Гонения на Церковь и страдания верных ей чад: «Если Меня гнали, будут гнать и вас…» (Ин.15:20).