Протоиерей Александр Зелененко
О значении поста
Чтобы оценить и по достоинству использовать время поста, следует уяснить его значение. По учению святых отцов, пост - это хранения мира, чистоты, гармонии, согласия ума и сердца. Истинный пост есть злых (помыслов, чувств, слов и дел) отчуждение, воздержание языка, ярости отложение, отлучение похотей, отглаголания (наговора), лжи и клятвопреступления.
Разумная мера воздержания должна быть у нас во всем: в еде, питье, во сне, в чувствах, мыслях, делах, словах, в желаниях. Где нет воздержания, там нет и гармонии, там - хаос и беспорядок.
Воздержание - это не цель, а средство единения в себе всех душевных сил для достижения сердечной чистоты и единства с Богом.
Невоздержанность - начало всех зол и бог страстей. Вот почему наложен был пост-воздержание даже в раю Адаму и Еве (не вкушать плодов с древа познания добра и зла). Еще больше необходим пост нам, так как мы значительно дальше теперь отстоим от Бога, чем наши прародители.
Об правильном пищевом посте
Что же касается пищевого поста, то он правилен тогда, когда человек вкушает умеренно постную пищу; при этом, ему хватает сил для служебной, трудовой и бытовой деятельности, он хранит мирный дух, молитвенный настрой, не унывает, не раздражается и не обкрадывает себя тщеславием.
О покаянии
Богу не нужны наши моления, пощения и жертвоприношения, если мы с вами не исполним первого и главного перед постом установления - примирения и всепрощения.
Ибо началом духовной жизни является сердечное сокрушение, обличение себя в грехах и связанное с этим покаяние.
По нашим грехам, наверное, все мы достойны наказания, и лица духовные, и лица мирские. Только бесконечная милость Божия держит нас на своих местах, терпелив ожидая нашего покаяния. Так используем же дни Великого поста для истинного покаяния и примирения с Богом и со своими ближними!
Об Искуплении вины человечества
В страстную неделю Великого поста мы слышали в церкви евангельское повествование о последних днях и часах жизни Спасителя на земле: о тайном сговоре иудейского синедриона убить Иисуса Христа; о Его Тайной вечери с учениками и установлении Таинства Причащения; о Его духовно-молитвенных страданиях в Гефсиманском саду; о гнусном Иудином предательстве; о допросах Господа, приговоре к казни; о Его избиениях и поношениях, бичевании и глумлениях; о крестной смерти Спасителя и Его погребении.
Все это было добровольно принято Спасителем нашим ради нас и той величайшей любви, которую имел и имеет Он к роду человеческому.
Как в райском саду было положено начало греху человеческому, так и в Гефсиманском саду - начало нашего искупления. Чаша греховности человеческой была переполнена до краев, и правосудие Божие требовало наказания виновных. Господь же, из любви к нам, вину всего человеческого мира взял на Себя, испив эту смертоносную чашу до дна, чтобы даровать нам искупление и жизнь вечную, для которой человек сотворен.
Он истинный наш примиритель, и вероятно, благодаря Его жертве, о всех и за вся принесенной, мир еще стоит до сих пор и сохраняется. Ибо только через жертвенную любовь утверждается на земле Добро, Истина и Красота.
О нашей встрече со Христом
Великий пост готовит нас к встрече со Христом. Смысл и цель поста заключается именно в том, чтобы, следуя Христу, мы все более и более к Нему приближались; в том, чтобы, очищая душу и тело, мы оказывались все более способными воспринять в себя ту духовную весть, которую приносит нам воскресший на третий день из гроба Господь наш Иисус Христос.
Будем же подобны Христу!
Как Господь взял крест (тяжесть) наших грехов и донес до конца, так и нам необходимо нести крест христианской жизни, пребывая в верности Тому, Кто умер за нас. Если мы на Его Божественную любовь откликнемся и ответим своею любовью, то исполним и жизнь по Христу. Что это за жизнь? Это такая жизнь, когда во всех ее проявлениях мы будем стремиться быть подобными Ему: в мыслях, чувствах, словах и делах своих, предпочитая Его всем, всему, всегда и во всем.
О радости верных в дни Пасхи
По собственному опыту мы знаем, насколько полнее бывает радость праздника Пасхи, если мы благочестно и по-христиански провели пост. В народе говорили об этом так: «кто прочувствует пост, тот почувствует и Пасху». И действительно, насколько лучше чувствует себя наша душа, насколько охотнее откликается она на все то, что слышит в церкви в пасхальные дни, если мы неотступно следовали указанному посту и достигли внутреннего очищения, обрели благодать и приблизились к Богу в святую Четыредесятницу Великого поста.