Протоирей Александр Зелененко
После утери рая через грехопадение нашими прародителями земля для всех живущих и появляющихся на ней стала местом изгнания, утратила свою благодатность по сравнению с райским ее состоянием до грехопадения. Возникла особая нужда, необходимость в месте освящения души человеческой, и таким местом стали возводимые храмы, которые были самыми святыми местами на земле.
Причина создания храмов земных лежит в грехопадении и помрачении падшего человеческого естества – в них оно находит себе врачевание, одуховление, обновление, воссоздание и восстановление для жизни в Царствии Небесном.
День Введения во храм Пресвятой Богородицы - еще и храмовый праздник – праздник всех богородичных храмов, своего рода их День ангела.
Храм Божий – уголок рая на земле, преддверие Царства Небесного, заемное Небо, место, где более всего открывается нам Бог, а мы – Богу, где мы собеседуем молитвенно с Ним, исповедуемся Ему, соединяемся с Ним, получаем от Него несказанно много. Здесь, в храме, нас, прежде усвоенных греху, усвояет вновь Бог, особенно через Причащение Святых Христовых Тайн Тела и Крови – дарующего максимально возможную в земной жизни глубины богообщения вплоть до богоединения.
Именно здесь, в храме – некоей здравнице души – мы начинаем больше и глубже познавать себя и то, что есть в нас, без прикрас видеть себя, ставить себе истинный диагноз, нащупывать все болевые точки своей души и узнавать себя; видеть в себе образ Божий и то безобразие, которое сквернит его; через покаяние, примирение и всепрощение обретать лучшую связь с Богом и с людьми, глубже проникать в евангельские смыслы Божественных Откровений.
Храм, или церковь есть Небо на земле. В это-то земное Небо, соединяющее нас с небесным, духовным миром, и приведена была Божия Матерь на вос-питание – вос-полняющее питание души Духом Святым. Поэтому храм и все, что имеется и происходит в нем, имеет колоссальное воспитательное значение, особенно для детской души, начиная от необыкновенной архитектуры храма, всей его глубоко духовной символики, внутреннего устройства и атмосферы, до свечей и лампад, ликов святых на иконах, которые именуют окнами в духовный мир, молитвенного чтения и пения, слов пастырских, обращенных к душе каждого присутствующего…
Первым храмом, как мы знаем, была ветхозаветная скиния (переносной храм в виде палатки), об устройстве которой Моисею поведал Сам Бог, поэтому храм, так же, как и Священное Писание, есть Божественное Откровение.
Мы должны вспомнить первый Великий храм Соломонов, построенный в Иерусалиме и разрушенный язычниками – вавилонянами. Второй храм – т.н. послепленный, хоть и меньший по размеру, но более славный. Именно в него введена была Пресвятая Дева, и затем в нем остался Отрок Иисус в 12 лет в праздник ветхозаветной пасхи; в нем Он поучал ежегодно в течение трех лет; именно из него Он изгнал некогда торжников; в нем многократно исцелял; о нем пророчествовал, что не останется от него камня на камне, что и произошло в 70 годы I века при императоре Тите, когда уничтожен и сметен был весь город с лица земли.
И теперь весь христианский мир имеет Новый Иерусалимский храм, который является центром всего христианского мира, Вселенской Церкви – немного юго-западнее прежнего, там, где живоносный Гроб Господень.
Шествие во храм Пречистой Девы, Богоизбранной Отроковицы, есть путь души человеческой от мира к Богу через храм, чтобы обрести большее благо и спасение, исполнить волю Божию. Это – шествие из тьмы к Свету, ради укоренения творения в Боге. Бог на это ответствует преизобилием Своих милостей, которые мы – человечество – получили через Матерь Божию и Ее Сына – Иисуса Христа.
Храм Божий – это место встречи Бога и человека, чтобы человеку жить в согласии и по воле Божией, в Его любви и благодати. Это и место укрытия от всех бурь, страстей и невзгод мира сего. Храм – это чрево Матери Церкви, где она пестует и напитывает, как божественная воспитательница, души своих чад.
Именно через храм, богослужение и таинства Бог вновь и вновь вдыхает в нас дыхание жизни Своей. Здесь мы обретаем заряд и запас душевных и духовных сил, дабы дальше нести свой крест. Здесь наши души врачуются, умы просвещаются, сердца обновляются и размягчаются, а души - спасаются.
Храм Божий – это наш в прародителях утерянный рай.
Храм Божий – это наш спасительный ковчег и ветхозаветный Синай по выходе из непомерного рабства греху.
Храм Божий – это дом нашего духовного рождества вместе с Девой Марией, это место обретения нашего жизненного креста и пути ко спасению.
Храм Божий – это и наша Вифлеемская пещера рождества, нашей веры во Христа и жизни с Ним и в Нем.
Храм Божий – это и Иордан нашего покаяния и Крещения.
Храм Божий – это Отчие объятия после наших измен и блуда.
Храм Божий – это и место нашего малого (Исповеди – покаянного самоосуждения), во образ Страшного Суда.
Храм Божий – это и Силоамская купель нашего прозрения от духовной слепоты и прелести.
Это – отложение всяческих житейских забот и дел, тихое и безмятежное пристанище души.
Храм Божий – это наша тайная (ночная) беседа (как евангельского Никодима) со Христом, Божией Матерью и всеми святыми.
Храм Божий – это и Кана Галилейская пира веры брачного союза мира и любви с Господом и Церковью, где наша пресная жизнь исполняется благодати и радости.
Храм Божий - это Фавор нашего непрестанного преображения, уподобляющего нас Первообразу - Христу.
Храм Божий – это и Сионская горница нашей вечери со Христом, и прообраз общения с Ним как Женихом в Чертогах Отца Небесного.
Храм Божий – это место нашего совоскресения со Христом, чтобы и будущее воскресенье было всем нам во спасение!
Аминь.