Великий пост – состоит из двух частей:
1) 40 дней соответствуют 40-дневному посту Спасителя перед началом Его общественного служения;
2) Период Страстной седмицы соответствует завершению земного служения Иисуса Христа, которое окончилось Его искупительными страданиями нас ради человек и нашего ради спасения.
Великий пост это время, когда христианин вновь
✦ обновляет свою веру,
✦ укрепляет волю,
✦ возвышается духом над плотью и миром,
✦ возрастает в Богоугождении, человеколюбии,
✦ исправляет свою жизнь, изводя честное из недостойного.
Великий пост готовит нас к Страстной седмице, к следованию за Христом до Его Креста и встрече Его воскресшего.
Смысл, цель и сердцевина поста заключается именно в том, чтобы, следуя Христу, уподобляясь Ему в добродетели и особенно в любви, мы все более и более к Нему приближались, сроднялись с Ним и обретали неизменное единство с Ним для временной и будущей вечной жизни.
Службы страстной седмицы посвящены разрешению самых великих, важных и судьбоносных вопросов:
✦ о сущности страдания и крестной смерти Христа Спасителя,
✦ об Искуплении,
✦ о Воскресении
✦ и будущей Вечной жизни.
Каждый день Страстной недели - великий и святой, и в каждый из них во всех храмах совершаются особые службы.
Богослужения Страстной седмицы особо величественны, украшены пророческими, апостольскими и евангельскими чтениями, вдохновенными песнопениями и целым рядом глубокомысленных по содержанию образов, символов и трогательных обрядов.
Главное господствующее чувство, которым проникнуты богослужения Страстной седмицы, есть чувство глубочайшей скорби и сострадания Церкви Христу в Его страданиях за грехи мира.
В то же время и другие чувства - неописуемой радости за свое спасение, беспредельной благодарности Божественному Искупителю - переполняют душу верующего христианина.
Оплакивая безвинно страждущего, поруганного и распятого, проливая горькие слезы перед Крестом своего Спасителя, мы испытываем утешительную надежду на Его грядущее славное Воскресение и невыразимую радость от сознания, что распятый на кресте Спаситель совоскресит с Собою и нас, погибающих.
Первые три дня Страстной седмицы посвящены усиленному приготовлению к страданиям Христовым.
В соответствии с тем, что Иисус Христос пред страданиями все дни проводил в храме, уча народ, Святая Церковь отличает эти дни особенно продолжительным Богослужением.
Великий Понедельник
В Великий Понедельник Церковь в своих чтениях вспоминает блаженного Иосифа, из зависти проданного братьями в рабство за 20 сребреников.
Иосиф прекрасный – прообраз (предъизображающий) Иисуса Христа, ибо и Христос был предан Иудою за 30 сребреников и заключен был в мрачный ров - во гроб, как некогда Иосиф братьями.
Но Он восстал от гроба своею властию и царствует над духовным Египтом, то есть над всяким грехом, побеждает его и искупляет нас: предав Самого Себя за нас и питая нас Хлебом Небесным и Своим живоносным Телом и Кровию.
Также в Великий Понедельник Святая Церковь вспоминает о проклятии Господом бесплодной смоковницы (Мф. 21: 17-22). Смоковница эта означает иудейскую синагогу, в которой Спаситель не нашел доброго плода, а только внешние формы закона, без истинной веры и любви.
Бесплодная смоковница, а также притча о виноградарях, читаемая на утрене Великого Понедельника (Мф. 21: 28-39) дают нам образ всякой души, не приносящей духовных плодов и последствий этого бесплодия. «Всякое дерево, не приносящее плода доброго, срубают и бросают в огонь» (Мф. 3:10; 7:19; Лк. 3:9). Это упреждающе сказано Господом для уразумения людей о последствиях бесплодной жизни. Дерево – символ жизни. Если жизнь человеческая будет подобно худому и бесплодному дереву проходить и завершаться, то и учесть ее будет соответствующей…
В Великий Понедельник за Литургией читается Евангелие от Матфея, 84 зачало (Мф. 24: 3-35) - о Втором Пришествии Христа, его признаках и о трезвенном поведении верных в связи с появлением множества лжепророков и лжехристов их чудес и знамений, чтобы прельстить избранных.
Великий Вторник
Се Жених грядет в полунощи, и блажен раб, егоже обрящет бдяща…
В Великий Вторник Святая Церковь приводит на память притчу о десяти девах (Мф. 25: 1-12), которой призывает нас всегда бодрствовать, пламенеть любовью к Богу и людям, поддерживая и возгревая в себе эту любовь, чтобы быть готовыми к встрече Господа и неосужденно предстать пред Лицом Судии, ибо неведом для нас день и час нашей кончины и предстоящей встречи.
Мы же, пробужденные этим спасительным зовом, чувствуя свое недостоинство, плачем, как Адам пред дверьми рая, как невеста, оставленная пред брачным чертогом.
Чертог Твой вижду Спасе мой, украшенный, и одежды не имам, да вниду в онъ: просвети одеяния души моея Светодавче, и спаси мя. (Светилен)
В Великий Вторник за Литургией читается Евангелие от Матфея 102-107 зачала (Мф. 24:36 – 26:2).
✦ О неизвестности времени Второго Пришествия и кончины мира, подобно тому как было неизвестным время Всемирного потопа при Ное.
✦ О необходимости духовного бодрствования христиан.
✦ Читается притча «О талантах» (Божиих дарованиях, их употреблении, спросе, ответе пред Господом за них и соответствующем воздаянии) – пророческое повествование о страшном Суде.
Великая среда
Центральные темы Богослужения этого дня - два события: покаяние грешницы, возлившей миро на ноги Спасителя, и предательство Иуды; любви, жаждущей прощения и не стоящей ни перед какой ценой, чтобы выразить благоговение перед святыней чистоты и милости - и замкнувшейся в себе богопротивной злобы, не остановившейся перед последним из преступлений - предательством Учителя.
И утренний Трипеснец, и стихиры посвящены этим двум образам. «Простерла блудница власы к Тебе, Владыко, простер и Иуда свои руки беззаконным».
Глубоким значением проникнуто читаемое в этот день пророчество Иезекииля: «И видех, и се, рука простерта ко мне, и в ней свиток книжный...и вписано в нем рыдание и жалость и горе. И рече ко мне (Господь):Сыне человеч снеждь свиток сей... И отверзох уста моя, и напита мя свитком сим... и снедох его, и быстъ в устех моих яко мед сладок». В этом пророчестве сосредоточен весь смысл страстного пути Спасителя.
В Великую Среду последний раз по заамвонной молитве читают молитву Ефрема Сирина.
Последний раз в этом посту и году служится Литургия Преждеосвященных Даров.
На вечернем богослужении все стараются исповедоваться, чтобы достойно причаститься в Великий Четверток, в который Христос установил на Тайной вечери Таинство Святых Тела и Крови.
Великий Четверг
«И когда они ели, взял Иисус хлеб и, благословив, преломил и, дав ученикам, сказал: «Возьмите, вкусите: это есть Тело Мое». И, взяв чашу и возблагодарив, дал им и сказал: «Пейте из нее все; это есть Кровь Моя Нового Завета, за многих изливаемая для отпущения грехов» (Мф. 26: 26-28).
Двойным чувством печали и радости проникнуто содержание богослужения Великого Четверга: печали о начавшемся крестном восхождении Господа на Голгофу и радости от той великой радости, которую Господь уготовал для всех, любящих Его.
На утрени этого дня читается Евангелие, повествующее о Тайной Вечери, а следуемый за Евангелием канон, с удивительной силой и глубиной раскрывает таинственный смысл этого события.
В каноне особенно ярко подчеркнуто неслиянное и нераздельное соединение двух природ, двух естеств Господа нашего Иисуса Христа - Божеской и человеческой - и их взаимное сопряжение, действие и участие в деле нашего спасения.
В Богослужении этого дня воспоминаются важнейшие события, предварившие шествие Спасителя на вольные страдания:
✦ умовение Господом ног учеников
✦ совершение Иисусом Христом последней пасхальной вечери, на которой было установлено таинство Евхаристии;
✦ предательство Иуды.
На Литургии Великого Четверга вместо Херувимской песни трижды поется тропарь «Вечери Твоея Тайныя днесь, Сыне Божий причастника мя прими...». Этот же тропарь поется и как запричастный стих, многократно повторяется во время причащения как бы не желая смолкнуть, не желая прервать блаженную радость Божественного общения. Это многократное пение «Вечери Твоея», и Апостол, и Евангелие этого дня - все говорит нам о том, что ныне совершающаяся Евахаристия есть Литургия, однажды во времени тогда совершенная и вечно, до скончания века, отныне совершающаяся до светлого и явленного дня пришествия Господа Иисуса Христа.
В Великий Четверток все православные причащаются.
В кафедральных соборах совершается чин умовения ног.
На вечернем богослужении читаются 12 Страстных Евангелий, повествующих о крестных страданиях Спасителя.
Великая Пятница
«Одеяйся светом яко ризою, наг на суде стояше, и в ланиту ударение прият от рук, ихже созда, беззаконнии же людие на кресте пригвоздиша Господа славы».
Все Богослужение Великой Пятницы посвящено благоговейному воспоминанию и глубокому переживанию спасительных страстей и крестной смерти Богочеловека. Каждый час этого дня есть новый и новый подвиг искупительных страданий Спасителя, и отголосок этих страданий слышится в каждом слове нашего Богослужения — единственного и несравненного как по силе умиления и трогательности, так и по глубине безграничного сострадания к страждущему Спасителю. Святая Церковь раскрывает перед очами верующих полную картину спасительных страданий Господних.
«Страшное, и преславное таинство днесь действуемо зрится: Неосязаемый удерживается; вяжется Разрешаяй Адама от клятвы; Испытуяй сердца и утробы неправедно испытуется; в темнице затворяется, Иже бездну затворивый; Пилату предстоит, Емуже трепетом предстоят небесные силы; заушается рукою создания Создатель; на древо осуждается Судяй живым и мертвым; во гробе заключается Разоритель ада!»
В своих песнопениях Церковь, пронзенная в самое сердце объявшею ее скорбью, как будто не может собрать своих мыслей, спокойно остановиться своим вниманием на чем-либо одном. Куда не обратится она мыслию, на что не устремит взор свой — везде и всюду новые и новые поводы к слезам, новые источники скорби и страдания. После шестопсалмия и тропаря «Егда славные ученицы...» молящиеся зажигают свечи и как бы вступают в глубокую тьму Гефсиманской ночи, окутывающей теперь весь мир. Начинается чтение 12-ти Евангелий, которое составлено из двенадцати выбранных чтений из четырех евангелистов, повествующих о страдальческом пути Иисуса Христа. Видя безмерное уничижение своего Господа и Спасителя, Церковь вместе с тем зрит и Славу Его. Уже первое Евангелие начинается словами Спасителя о Своем прославлении: «Ныне прославися Сын Человеческий и Бог прославися в Нем». Эта слава как некое световидное облако, окутывает ныне стоящий перед нами возвышенный Крест. Как некогда гору Синай и древнюю скинию, окружает она и Голгофу. И чем сильнее та скорбь, о которой повествует Евангелие, тем сильнее звучит прославление Христа в песнопениях.
В Великую Пятницу не совершается Литургия, потому что в этот день воспоминается сама Жертва Голгофская.
Царские Часы Великой Пятницы подробно описывают события этого дня:
Час первый - время совета архиереев и старейшин иудейских, осудивших Господа Иисуса на смерть.
Час третий - время осуждения Его на смерть и бичевание. Час шестой - время крестных страданий.
Час девятый - время смерти Господа и необыкновенных явлений природы.
Вместо Литургии в Великую Пятницу совершается торжественная вечерня, на которой под пение тропаря «Благообразный Иосиф с древа снем Пречистое Тело Твое, Плащаницею чистою обвив, и вонями во гробе новом покрыв положи» - священнослужители поднимают плащаницу с престола и выносят на середину храма.
На следующем за тем повечерии поется канон на Плач Богородицы. В дивных песнопениях открывает Церковь всю глубину страданий матери при виде смерти Своего Божественного сына.
Великая Суббота
"Все дни превосходит Святая и Великая Четыредесятница, но больше Святой Четыредесятницы Святая и Великая седмица (Страстная), и больше самой Великой седмицы сия Великая и Святая Суббота...»
В Великую субботу святая Церковь воспоминает: погребение Иисуса Христа, пребывание Его телом во гробе, сошествие душою во ад, введение разбойника в рай, пребывание на престоле со Отцем и Духом — и вместе с тем предуказывает наступление великого события воскресения Христова.
На утрени Великой Субботы, после Великого славословия, Плащаница при пении: "Святый Боже"... выносится священнослужителями из храма на главе и обносится вокруг храма в воспоминание сошествия Иисуса Христа во ад и победы Его над адом и смертью. Затем, по внесении Плащаницы в храм, она подносится к открытым царским вратам, в знамение того, что Спаситель неразлучно пребывает с Богом Отцом и что Он Своими страданиями и смертью снова отверз нам двери рая. Хор в это время поет: «Благообразный Иосиф...» Когда Плащаницу положат на место посредине храма, тогда произносится ектения и читаются: паремия из книги пророка Иезекииля о воскресении мертвых; Апостол, научающий верующих, что Иисус Христос есть истинная Пасха за всех нас; Евангелие, повествующее о том, как первосвященники с разрешения Пилата поставили стражу у гроба Господня и приложили к камню печать (Мф. 27; 62-66).
После утрени читаются часы и изобразительные. Литургия Василия Великого начинается с вечерни. Во время вечерни читаются пятнадцать паремии, содержащих ветхозаветные пророчества о Иисусе Христе, затем читается и поется ветхозаветная песнь трех еврейских отроков в "вавилонской пещи" (Дан. 3: 57-88).
Перед чтением Апостола вместо трисвятого поется крещальная песнь "Елицы во Христа креститеся...". Вместо херувимской песни поется молитва "Да молчит всяка плоть человеча...". Задостойник - "Не рыдай, Мене, Мати...". Евангелие читается о воскресении Иисуса Христа (Мф. 28; 1-20).
В исключительных, особенных службах Великой субботы Церковь, проливая слезы любви и благодарности к Положившему за нас жизнь Свою и телом Почившему во гробе, призывает всех и вся к святейшему и драгоценнейшему гробу этому — чаянию всех языков, созывает к нему небо и землю, ангелов и человеков; окружает его светлым облаком древних свидетелей, за тысячелетия его провидевших; призывает и собор новозаветных провозвестников, как бы свидетельствующих здесь, пред Распятым, о своей всемирной проповеди об искупительном Его кресте, смерти и воскресении. Все Богослужение Великой субботы представляет чудное, беспримерное сочетание самых противоположных чувствований — скорби и отрады, горя и радости, слез и светлого ликования.
О сошествии Христа во ад упомянуто в Послании апостола Петра (1 Пет. 3:18-21; 4:6). Сошествию Христа во ад посвящено множество текстов Октоиха, Постной и Цветной Триоди. Особенно замечательны в плане богословского осмысления этого события богослужебные тексты Великой субботы. Центральным моментом великосубботней утрени является чтение стихов Псалма 118 с добавлением к каждому стиху "похвал". В "похвалах" несколько основных тем. Говорится, в частности, о том, что Сын Божий пострадал и умер, исполняя волю Отца, пославшего Его для спасения мира; в то же время Его смерть неоднократно называется "добровольной". Особо говорится о Божией Матери, стоявшей у Креста Христова и оплакивавшей Своего Сына. Главная тема "похвал" - это искупление и спасение человечества сошедшим во ад Христом: выйдя на поиски падшего Адама, но не найдя его на земле, воплотившийся Бог сошел в бездны ада для того, чтобы искупить его. Говорится о воскрешении Христом мертвых, которое описывается как "опустошение" ада воскресшим Христом. В тропарях канона, обращенных к погребенному и воскресшему Сыну Божию, с особой силой выражена мысль о гибели ада благодаря сошествию в него Христа, о прекращении власти ада над людьми: «Царствует ад, но не вечнует над родом человеческим: Ты бо положся во гробе державне, живоначалъною дланию, смерти ключи развергл еси, и проповедал еси от века тамо спящим, избавление неложное быв Спасе, мертвым первенец.»
В двенадцатом часу ночи, совершается полунощница, на которой поется канон Великой Субботы. В конце полунощницы священнослужители молча переносят Плащаницу с середины храма в алтарь Царскими Вратами и кладут ее на престол, где она и остается до праздника Вознесения Господня, в память сорокодневного пребывания Иисуса Христа на земле по воскресении Его из мертвых. После этого верующие благоговейно ожидают наступления полуночи, в которую начинается светлая пасхальная радость величайшего Праздника Воскресения Господа и Спасителя нашего Иисуса Христа.
Великий Пост - это время, когда человек как бы вновь приобретает веру, но также и жизнь, в ее божественном значении, в ее священной глубине. Воздерживаясь от пищи, мы вновь узнаем ее вкус и научаемся получать ее от Бога с радостью и благодарностью. Сокращая развлечения, ненужные разговоры и поверхностные рассуждения, мы вновь понимаем величайшую ценность отношений с человеком. И понимаем мы все это, потому что мы просто лучше поняли Самого Бога, потому что мы вернулись к Нему и в Нем - ко всему тому, что Он дал по Своей бесконечной любви и милосердию.
Великий пост готовит к Страстной седмице, к встрече со Христом. Смысл, цель и сердцевина поста заключается именно в том, чтобы, подражая Христу, мы все более и более к Нему приближались; в том, чтобы, очищая душу и тело, мы оказывались все более способными воспринять в себя ту духовную Весть, -преображающую, исцеляющую и воскрешающую, - которую приносит нам Господь Иисус Христос. В пасхальную ночь мы услышим слова Иоанна Златоуста о том, что и постившиеся, и не постившиеся должны насладиться духовным пиром и напитаться от духовного Агнца, Который есть Христос. По собственному опыту мы знаем, насколько полнее бывает восприятие служб Страстной седмицы и радость праздника Пасхи, если мы достойно и по-христиански провели пост; насколько лучше чувствует себя наша душа, насколько охотнее откликается она на все то, что слышит в Церкви в страстные и пасхальные дни, если мы прошли через подвиг поста.
Серьезное отношение к посту означает прежде всего, что мы отнесемся к нему, по возможности, на самом глубоком уровне нашего сознания - воспримем его как духовный призыв, требующий ответа, решения, постоянного усилия. Мы знаем, что именно для этой цели Церковь установила подготовительные недели к Великому посту. Это и есть время для ответов и решений. И лучший, и самый легкий способ для этого - отдаться руководительству Церкви, хотя бы размышлением над пятью евангельскими чтениями, которые Церковь предлагает нам в течение пяти недель, предшествующих посту: желание (Закхей), смирение (Мытарь и фарисей), возвращение из изгнания (Блудный сын), суд (Страшный суд) и прощение (Прощенное воскресение). Эти евангельские чтения надо не только прослушать в церкви, но принести их с собой домой и сопоставить с моей жизнью, моим семейным положением, моими профессиональными обязанностями, моей заботой о материальной стороне жизни, моим отношением к тем людям, которые окружают меня.
Всегда глубокое, и неизменно благотворное воздействие производит на душу скорбно-торжественная сосредоточенность служб Страстной недели и светлая, святая радость Пасхальной ночи. Для христианина, живущего в круге Церковного года Страстная седмица и Пасха являются смыслом и счастьем личной жизни, ее полнотой и лучшим украшением, тем, ради чего стоит жить на свете и нести бремя мирских скорбей.
Пасхальная радость - есть святая радость, которой нет и не может быть равной на всей земле. Это нескончаемая, вечная радость вечной жизни и блаженства. Она и есть, именно, та радость, о которой сказал Сам Господь: "Возрадуется сердце ваше, и радости вашей никто не отнимет у вас" (Ин. 16: 22).