Преподобный Антоний Великий

Видел я однажды все сети врага, распростертые по земле, и со вздохом сказал: кто же избегнет их? Но услышал глас, говорящий мне: смиренномудрие.

Диавол старается погубить подвижников гордостью, любовью к суетной славе и ненавистью друг ко другу.
Как гордость и возношение ума низвергли диавола с высоты небесной в бездну, так смирение и кротость возвышают человека от земли на небо.
Если не будет в человеке крайнего смирения, смирения всем сердцем, всем умом, всем духом, всею душою и телом, то он Царствия Божия не наследует.
Все грехи мерзки пред Богом, но всех мерзостнее гордость сердца.
Гордые сердцем люди презренны пред Богом; сердца же смиренные и сокрушенные Бог не уничижит.
Сама любовь Божия, нисшедши к нам от вышних, соделалась смиренною до последних степеней.

Советы:
✦ Возлюби смирение, и оно покроет все грехи твои.
✦ Того, кто слабей тебя в добродетелях, считай равным себе; равного же почитай высшим себя.
✦ Не завидуй тому, кто идет вверх, но всех людей считай высшими себя, чтоб с тобою был Сам Бог.
✦ Не возносись делами своими, каковы бы они ни были.
✦ Бойся сделаться известным по какому-либо из дел твоих.
✦ Утаивай свои добрые дела, избегай похвалы, похвале не радуйся.
✦ Если кто укорит тебя безвинно в каком грехе, смири себя, и получишь венец.
✦ Приучи язык свой говорить: прости мне, и придет к тебе смирение.

Преподобный Макарий Великий, Египетский

Как можно человеку быть нищим по духу, когда он чувствует, что переменился, преуспел, дошел до разумения, какого прежде не имел?
Сама благодать учит его быть нищим по духу, — и хотя он праведник и Божий избранник, — признавать душу свою малоценною и уничиженною, как будто ничего он не знает и не имеет, хотя и знает и имеет.
Если царь положит свое сокровище у какого-нибудь нищего, то принявший на сохранение не считает этого сокровища своею собственностью, но везде признается в своей нищете, не смея расточать чужого сокровища.
И имеющие благодать Божию должны быть смиренномудрыми, исповедовать нищету свою.
Если нищий, приняв от царя сокровище, начинает превозноситься им, как собственным своим богатством, то царь берет у него свое сокровище, и тот остается таким нищим, каким был прежде.
Так, если и имеющие благодать превознесутся, то Господь отъемлет у них благодать Свою, и остаются они такими же какими были до приятия благодати от Господа.

Христиане должны никого не осуждать, никем не гнушаться и не делать различия между людьми.
Чем более подвижник принимает благодать, тем более чувствует себя нищим и хуже всех; чем глубже входит он в познание Бога, тем больше почитает себя невеждою; чем более учится, тем паче признает себя ничего незнающим. Если кто-нибудь превозносится и надмевается тем, что он причастник благодати, то хотя бы и знамения творил он, и мертвых воскрешал, но если не признает себя нищим по духу, окрадывается он злобою, и сам не знает того. Если и знамения творит он — не должно ему верить; потому что признак христианства — и тому, кто благоискусен пред Богом, стараться таить это от людей, и если имеет у себя все сокровища царя, скрывать их и говорить всегда: «Не мое это сокровище, другой положил его у меня; а я — нищий; когда положивший захочет, возьмет у меня». Если же кто говорит: «Богат я, довольно с меня и того, что приобрел; больше не нужно», — то таковый не христианин, а сосуд прелести и диавола.

Святитель Василий Великий, архиепископ Кесарии Каппадокийской

Смиренномудрие состоит в том, чтобы всех почитать превосходнейшими себя.

Советы:

✦ Да будет у тебя без излишеств и наружный вид, и одежда, и поступь, и седалище, и состав пищи, и приготовление постели, и дом. И слово, и песнь, и обращение с ближним да будут направлены более к скромности, нежели к надмению.
✦ Будь добр с другом, кроток со слугою, не памятозлобив на дерзких, человеколюбив к смиренным, утешай злосчастных, посещай болезнующих, никого не презирай, приветствуй с приятностью, ко всем будь благосклонен, доступен, не пускайся в похвалы себе самому, не вынуждай и других говорить о тебе, не принимай неприличного слова, прикрывай, сколько можно, свои преимущества, а в грехах сам себя обвиняй.
✦ Не должно высоко о себе думать по причине своих заслуг и унижать прочих.
✦ Не должно искать чести, и домогаться первенства. Каждый должен предпочитать себе всех.
✦ Испытывай себя, не льстя себе. Когда надмевает тебя настоящее, приводи себе на память давнее и избавишься от глупой надутости.
✦ Если увидишь ближнего в грехе, размысли, что сделал или делает он хорошего, и найдешь, что он лучше тебя.

Преподобный Ефрем Сирин

Кто хочет сдвинуть камень, тот не сверху, а снизу подложит рычаг, и тогда легко поворотить камень. — Это образец для смиренномудрия.

Отличительные признаки человека, имеющего истинное смирение:

✦ почитать себя грешным
✦ укорять себя всегда, везде и во всем
✦ никого не хулить и никого не считать хуже себя
✦ всех хвалить и прославлять
✦ никого никогда не осуждать
✦ без приказания или крайней нужды ничего не говорить
✦ крайняя нужда заставляет говорить, говорить тихо, спокойно, как бы по принуждению и со стыдом
✦ ни в чем не выставлять себя за меру
✦ ни с кем не спорить ни о вере, ни о другом чем, но если говорит кто хорошо, сказать ему: да, а если худо — отвечать: сам знаешь
✦ быть в подчинении и гнушаться своей волею
✦ иметь взор, поникший всегда в землю
✦ иметь пред глазами смерть свою
✦ не празднословить, не пустословить, не лгать, не противоречить
✦ с радостью переносить обиды, уничижения и утраты
✦ ненавидеть покой и любить труд
✦ никого не огорчать

Прп. Иоанн Лествичник

✦ Смирение есть всегдашнее забвение своих исправлений.

✦ Смирение состоит в том, чтобы считать себя последнейшим и грешнейшим всех.

✦ Смирение есть сознание умом своей немощи и бессилия.

✦ Признак смирения состоит в том, чтобы в случае оскорбления предварять ближнего примирением и разрушать оным пребывающую вражду.

✦ Смирение есть познание благодати и милосердия Божия.

✦ Смирение есть чувство сокрушенной души и отречение от своей воли.

✦ Смиренномудрие есть безымянная благодать души, имя которой тем только известно, кто познали ее собственным опытом; оно есть несказанное богатство; Божие именование; ибо Господь говорит: научитеся не от Ангела, не от человека, не от книги, но от Меня, т.е. от Моего в вас вселения и осияния и действия, яко кроток есмь и смирен сердцем и помыслами, и образом мыслей, и обрящете покой душам вашим от браней, и облегчение от искусительных помыслов (Матф. 11: 29)» (Леств. 25:3-4).

Имеющий смиренномудрие кроток, приветлив, удобоумилен, милосерд; тих, благопокорлив, беспечален, бодр, неленостен, бесстрастен.

Покаяние восставляет падшего; плач ударяет во врата небесные; а святое смирение отверзает оные.
Солнце освещает все видимые твари, а смирение утверждает все разумные действия. Где нет света, там все мрачно, и где нет смиренномудрия, там все наши дела суетны.
Иное дело превозноситься; иное дело не возноситься; а иное смиряться. Один целый день судит (о всех и о всем); другое ни о чем не судит, но и себя не осуждает, третий же, будучи неповинен, всегда сам себя осуждает.

Священная двоица — любовь и смирение; первая возносит, а последнее вознесенных поддерживает и не дает им падать.
Без смирения никто не внидет в небесный чертог.

Не тот показывает смиренномудрие, кто охуждает сам себя; но тот, кто будучи укорен другим, не уменьшает к нему любви.

Преподобный Исаак Сирин

Смиренномудрие есть одеяние Божества. В него облеклось вочеловечившееся Слово. Всякий в него облеченный уподобляется Господу.
Блажен, кто смиряет себя во всем, потому что будет он возвышен!

Смиренномудрому никогда не встречается такая нужда, которая приводила бы его в смятение или смущение.

Бывает смирение от страха Божия и бывает смирение из любви к Богу. Смиренного по страху Божию сопровождают во всякое время скромность во всем, сдержанность чувств и сокрушенное сердце, а смиренного от радости сопровождают великая простота, сердце возрастающее и неудержимое.

Совершенство смирения состоит в том, чтобы с радостью сносить ложные обвинения и оклеветания.

Не всякий безмолвник смиренномудр, — но всякий смиренномудрый - безмолвник.

РУССКИЕ ПОДВИЖНИКИ О СМИРЕНИИ

Святитель Игнатий Брянчанинов

✦ Смирение — жизнь небесная на земле.

✦ Смирение не видит себя смиренным; оно видит в себе множество гордости.

✦ Начало смирения — нищета духа; середина — преуспеяния в нем, мир Христов; конец и совершенство — любовь Христова.

✦ Смирение никогда не гневается, не человекоугодничает, не предается печали, ничего не страшится.

✦ Смиренный неспособен иметь злобы и ненависти. В своем обидчике он видит орудие промысла Божия.

✦ Смиренный предает себя всецело воле Божией; непрестанно ищет помощи Божией, непрестанно пребывает в молитве.

✦ Смирение надеется на Бога — не на себя и не на человеков и потому оно в поведении своем просто, прямо, твердо, величественно. Слепотствующие сыны мира называют это гордостью.

✦ Смирение не дает никакой цены земным благам, в очах его — велик Бог, велико Евангелие. Оно стремится к ним, не удостоивая тление и суету ни внимания, ни взора. Святую хладность к тлению и суетности сыны тления, служители суетности, называют гордостью.

✦ Смирение — учение евангельское, евангельская добродетель, таинственная сила Христова. Облеченный в смирение Бог явился человекам, и кто из человеков облечется во смирение, соделывается Богоподобным.

Преподобный Силуан Афонский

✦ Со смирением легко и радостно жить и все бывает мило сердцу.

✦ Только смиренным являет Себя Господь Духом Святым. Смирение есть свет, в котором мы можем узреть Свет Бога.

✦ Душа смиренного как море: брось в море камень — он на минуту возмутит слегка поверхность и затем утонет в глубине его. Так скорби утопают в сердце смиренного, потому что с ним сила Господня.

✦ Смиренная душа имеет великий покой, а гордая — сама себя терзает.

✦ Чтобы спастись, надо смириться, потому что если гордого даже силою посадить в рай, он и там не найдет покоя, будет недоволен и скажет: «Почему я не на первом месте?» А смиренная душа исполнена любви и не ищет первенства, но всем желает добра и всем бывает довольна.

Что надо делать, чтобы иметь мир в душе и теле?

Для этого надо всех любить как самого себя, и каждый час быть готовым к смерти; предаваться воле Божией и нести скорби с упованием.

Господь любит людей, но посылает скорби, чтобы люди познали немощь свою и смирились и за смирение свое приняли Святого Духа, а с Духом Святым — все хорошо, все радостно, все прекрасно.