По книге инока Агапия (Ландоса) «Как спастись»

Книгу «Грешных спасение» написал афонский инок Агапий (Ландос) в 1641 году. Книга многократно переиздавалась на разных языках. Издание 2011 г. – «Как спастись» представляет собой ее сокращенную переработку, рассчитанную на современного читателя. В нем простым и доступным языком изложены глубочайшие и важнейшие истины, без знания которых невозможно понять суть православной науки о душе, православной психологии.

Едино же есть на потребу

Cтремление послужить Богу является истинным подвигом, самым достойным трудом, предивной мудростью и величайшим из существующих в мире благ. Нет ничего более полезного и благодатного: «Едино же есть на потребу» (Лк. 10: 42).

Нам необходимо только одно: любить Господа и служить Ему. В этом состоит ценность и цель человека (см.: Еккл. 12: 13).

Нам необходимо осознать полученные нами от Всеблагого Господа бесчисленные благодеяния и дары, и наши бесчисленные прегрешения. Затем задуматься о конце жизни — о смерти, Страшном Суде Господнем, славе рая и нескончаемых муках ада.

Смертные Грехи

Человек, совершивший смертный грех, лишается:

✦ Благодати Святого Духа, Его даров и силы

✦ Мира с совестью, утешения Св. Духа, плодов и вознаграждения за все благие дела, совершенные до часа прегрешения.

✦ Отеческого попечения Христа и участия в Его таинственном Теле.

✦ Царства Божия

Человек, совершивший смертный грех, приобретает:

✦ Вечные страдания

✦Имя его стирается из книги жизни

✦ Вместо того, чтобы быть чадом Божиим, он становится рабом лукавого

✦ Вместо того, чтобы быть жилищем Пресвятой Троицы, он становится логовищем змей.

Таким образом, человек, совершивший смертный грех, уподобляется Самсону, который вместе с волосами утратил силу и попал в руки своих врагов, безжалостно выколовших ему глаза, связавших и заставивших, подобно скотине, крутить жернова (см.: Суд. 16,19–21).

Каждый раз, когда бесы побуждают тебя ко греху, размысли над описанным выше вредом. Представь себе весы и положи на одну чашу причиняемый грехом вред, а на другую — удовольствия и получаемое от греха наслаждение. Взвесь их и поразмысли: равноценно ли и справедливо ли за столь малую цену лишиться столь бесценного сокровища? Не уподобишься ли ты Исаву (см.: Быт. 25, 27–34), продавшему по неразумию свое первородство за чечевичную похлебку?!

Тяжкие грехи

Смертные грехи - гордость, тщеславие, сребролюбие, блуд, гнев, объядение, зависть и нерадение.

Помимо этих восьми смертных грехов существуют шесть столь же тяжких, порождаемых этими восьмью.
1. Богохульство (в женском варианте – проклинание)
2. Клятвопреступление
3. Хищение
4. Преступление какой-либо церковной заповеди или канона
5. Осуждение
6. Ложь

Малые грехи

Из-за одного недостающего гвоздя слетает вся подкова, из-за одной подковы может упасть лошадь, а из-за лошади может погибнуть и сам человек!

Святой Григорий Богослов говорит, что зачастую намного опаснее и вреднее впасть в незначительное прегрешение, чем в тяжкое. Большое падение человек осознает сразу же и тут же раскаивается и исправляется. В малый же грех человек с легкостью впадает снова и снова и делает это до тех пор, пока не придет осознание совершаемого и не заговорит совесть.

Небольшие падения причиняют душе огромный вред, ибо усыпляют совесть, гасят пламя любви, ослабляют желание и готовность к деланию добродетели, подавляют божественную страсть, умаляют благоговение и вообще не позволяют благодати Божией действовать в нас. Необходимо тщательно избегать насмешек и грубых шуток, беспричинного смеха и иронии, лукавства, хвастовства, злословия, многоспания, бесстыдных песен и танцев и всего подобного этому, дабы не впасть в более тяжкий грех, и не соделаться врагом Господа и Творца нашего, и не утратить через это несказанные небесные блага.

Врачевство от всех грехов

1 — это осознание причиняемого грехом вреда и ненависть ко греху, как причине зла и вечного наказания.

2 — это осознание благородства и величия своей души, созданной Триединым Богом по Своему образу и подобию. Пока твоя душа отдалена от греха, она светла и прекрасна. Как только ты падаешь, Господь отдаляется от нее, и тогда в нее вселяется диавол, оскверняет и очерняет ее.

3 — уклонение от причин и мест обитания греха, то есть азартных игр, плохих компаний, излишнего богатства и светских злочестивых сборищ. Также не ешь и не пей больше, чем нуждается твое тело.

4 — частое участие в Таинствах Исповеди и Божественного Причастия.

5 — борьба с нерадением, праздностью и матерью всех страстей — леностью.

6 — размышление и анализирование прошедшего дня.

7 — полное презрение мира и осознание его тщетности. Невозможно одновременно любить мир и Бога, деньги и Христа.

Рассмотрим теперь все восемь смертных грехов по отдельности.

Гордость

Гордость — корень и источник всякого греха, царица всех грехов, истребительница всех добродетелей, враг смирения и послушания.

Существует пять видов гордости.

Обладающий духовными дарами человек

1) видит причину их существования не в щедром дарителе Боге, а в самом себе;

2) осознает, что все, чем он обладает, — от Бога, но считает, что произошло это не по милости Божией, а по его личным заслугам и достоинству;

3) почитает себя одаренным исключительными харизмами, но на самом деле их не имеет;

4) начинает презирать других и требовать уважения и почитания к себе; и, наконец,

5) пренебрегает святыми канонами Церкви и святых отцов и противится им. В последнем случае горделивый человек согрешает тяжелее всего, ибо его бесчестье направленно непосредственно против Бога — Того, Кому подобают высшие честь и слава.

Двенадцать дочерей гордости: тщеславие, высокомерие, хвастовство, любопытство, своенравие, наглость, отчаяние, неискренняя исповедь, самооправдание, вероотступничество, распущенность, привычка творить грех.

Смирение — это знамение избранников Божиих, будущих насельников Царствия Небесного.
Гордость – клеймо грешных, всех, кто смирится в аду. «Ибо всякий возвышающий сам себя унижен будет, а унижающий себя возвысится» (Лк. 14: 11).

Смирение — это благодать из благодатей.
Гордость — преграда для всякого блага и причина всех прегрешений.

Если ты возжелал одержать победу в брани с грехом и страстями, победи сначала гордость. Это половина успеха.

Для исцеления от гордости Господь попускает человеку падение в другие тяжелые грехи. Клевета, несчастья, скорби, различные муки и даже телесные болезни постигают человека, чтобы исцелить его самодовольство и высокомерие.

Кроткий и смиренный Господь вознаграждает смирение и осуждает гордыню, возвышает смиренных и смиряет горделивых.

✦ Так Он смирил Адама, изгнав его из рая сладости (см.: Быт. 3, 23–24).

✦ Смирил самодовольного фараона, потопив его с великим войском в глубинах Чермного моря (см.: Исх. 14, 26–28).

✦ Смирил страшного Голиафа, умертвив его рукой юного и слабого Давида (см.: 1 Цар. 17, 1-51).

✦ Смирил жестокосердных царей Саула и Ровоама, лишив их царств (см.: 1 Цар. 28, 16–19; 1 Цар. 31, 1-13; 3 Цар. 12, 1-20).

✦ Смирил надменного военачальника Олоферна, обезглавив его рукой женщины (см.: Иудиф. 13, 1-10).

✦ Смирил Ассирийского царя Сеннахирима, истребив 185000 его воинов (см.: 2 Мак. 8, 19; 15, 22).

✦ Даже возгордившихся Ангелов Он изгнал с небес и осудил на вечные муки!

Если гордость соделывает Ангела демоном, то смирение соделывает человека богом.

У человека нет ни единой причины для гордости

✦ Человек в беззаконии зачинается и во грехе рождается.

✦ Со дня своего рождения несет в себе тяготение ко греху.

✦ Вся жизнь человека проходит в трудностях и мучениях.

✦ Даже смерть его горька. Человек — земля и в землю вернется.

✦ Гордость закончится во гробе, а после него ожидает гордого неусыпающий червь (см.: Мк. 9, 48), тьма внешняя (см.: Мф. 8, 12), геенна огненная (см.: Мф. 18, 9)…

Скажи мне, почему ты превозносишься, восхваляешь себя и презираешь других людей, полагая, что они хуже тебя?

✦ Из-за своей мудрости?
✦ Из-за своей добродетели?
✦ Из-за богатства?
✦ Из-за красоты?
✦ Из-за силы и могущества?

Но ведь все это – дары Божии, за которые ты на Страшном Суде понесешь ответ. Чем больше у даров Божиих, тем строже будет суд.

Если в жизни ты сподобился материальных или духовных благ больше других, то и смиряться, и благодарить Господа за Его щедрость ты обязан больше, нежели кто-либо иной.

Тебе же принадлежат лишь твои грехи и падения.

Гордый человек не только в будущей жизни будет мучиться, но и в настоящей он ненавистен людям.

И внутри него самого нет покоя. Он непрестанно пытается превознести себя над другими, обратить к себе внимание и интерес людей. Если его не уважают, он негодует и печалится. Он постоянно завидует, пребывает в раздоре и противоречии с окружающими.

Смиренного же человека, напротив, все любят, даже если у него есть недостатки. Злого он покоряет своим терпением, гневливого — кротостью, гордого — смирением.

Господь возвышает смиряющихся.

✦ Он возвысил Иакова над Исавом (см.: Быт. 27–28),
✦ Иосифа — над его братьями (см.: Быт. 37–41),
✦ мытаря — над фарисеем (см.: Лк. 18, 14),
✦ бедного Лазаря — над богачом (см.: Лк. 16,19–31).

А самое главное, Бог Отец возвысил Своего Единородного Сына, Господа нашего Иисуса Христа, смирившегося по собственной воле более какого-либо человека.

✦ Авель научил нас непорочности,
✦ Енох — чистоте,
✦ Ной — великодушию и надежде,
✦ Авраам — послушанию и гостеприимству,
✦ Иаков и Иов— долготерпению,
✦ Иосиф — целомудрию,
✦ Моисей — кротости,
✦ Давид — любви к врагам,
✦ Илья — божественному ревнованию,
✦ Сын Божий — смирению (покорности воле Отца).

Всем этим добродетелям нас учит Господь, но к смирению призывает больше всего, ибо она является сосудом и сокровищницей всех остальных добродетелей. «Научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем, и найдете покой душам вашим» (Мф. 11:29).

Советы

✦ Во всем, насколько это возможно, подражай Господу, Богородице и святым, жившим в глубоком смирении.

✦ Стремись к общению с людьми незаметными и смиренными и не превозносись.

✦ Во всем стремись быть последним.

✦ Никогда не произноси слова и не совершай поступка, которые ставили бы тебя выше других.

✦ Имей лишь самое необходимое.

✦ Как ветви дерева, чем больше отягощены плодами, тем ниже склоняются к земле, так и верные рабы Господа, чем больше приобретают Его благодеяния и дары, тем больше смиряются. «Когда исполните все побеленное вам, говорите: мы рабы ничего не стоящие, потому что сделали, что должны были сделать» (Лк. 17:10).

Тщеславие

Тщеславие — это желание выделиться, прямо или косвенно показать свои добрые дела, как действительные, так и мнимые, подчеркнуть важность своей особы с целью стяжания славы, почета, похвал, восхищения и преклонения.

В грех тщеславия впадают не только являющие свои благодеяния в погоне за славой и преклонением, но и превозносящиеся своими грехами! В тщеславие впадают и нарушающие Божественный или человеческий закон из неукротимого желания нравиться.

У тщеславия семь дочерей
Хвастовство.
2) Тщеславная и суетная изобретательность не во благо человечества, а ради славы и известности.
3) Лицемерие.
4) Упрямство.
5) Дух противоречия и постоянного несогласия.
6) Вздорность и сварливость.
7) Ослушание.

Рядом с каждым добрым делом бес отверзает три пропасти и пытается столкнуть тебя в одну из них.

Едва ты помыслишь о добром поступке, бес представлявляет его трудным и недостижимым, дабы ты убоялся и не приступил к нему вообще.

Едва ты примешь твердое решение осуществить задуманное, как он сразу же делает все возможное, чтобы вытравить доброе намерение, и, чтобы благое дело творилось не ради любви к Богу и ближним, а ради корыстной цели.

Если диаволу не удалось столкнуть тебя в первые две пропасти, то он начинает толкать в третью —восхваляет твой поступок с целью пробудить тщеславие. Тщеславие же губит плод доброго дела.

Истинная польза будет тебе, если ты обратишь взгляд от земной славы к небесной, от преходящего к вечному, от людей к Богу.

Презри суетную славу обманчивого мира и сотвори следующие три вещи, которые помогут тебе одержать победу над тщеславием.

Во-первых, какой бы добродетелью ты ни обладал, какой бы подвиг ты ни сотворил — скрывай их, чтобы люди даже не догадывались о них.

Во-вторых, если тебя кто-либо восхваляет, помышляй о своих грехах, о которых хвалящий тебя не ведает, оплакивай их и глубоко сокрушайся.

В-третьих, непрестанно помни, что всем, чем ты владеешь, ты обязан благодетелю Богу. Ему, Подателю всякого блага, подобает всякая хвала, слава и благодарение.

Сребролюбие

Апостол Павел верно замечает, что сребролюбие есть корень всех зол (ср.: 1 Тим. 6: 10), а любостяжание — идолопоклонство (ср.: Кол. 3: 5).

Сребролюбец словно море, поглощающее множество рек, но никогда не насыщающееся водой.

Он словно огонь, которому, сколько дров ни подбрось, все сожрет.

Сребролюбивый человек никого не любит, не признает ни родства, ни дружбы. Ему неизвестно значение слов «совесть», «сочувствие» и «милосердие». Деньги — его друзья, товарищи и даже бог!

Сребролюбие порождает семь зол:
1. Жестокосердие.
2. Расстройство разума. Насилие.
3. Ложь.
4. Клятвопреступление.
5. Коварство.
6. Предательство.

Если ты богат — будь щедр на милостыню. Если же ты беден и желаешь обогатиться — это также сребролюбие.

Лучшее врачество от сребролюбия – память смертная.

Блуд

Блудодеяние — это одна из самых жестоких и трудно усмиряемых страстей. Плотское вожделение подобно необузданной лошади, несущейся в пропасть и калечащей себя.

Воздержание и благоразумие — это узда, крепко сдерживающая блуд.

Оружие в борьбе со страстью

1. Хранение чувств: зрения, слуха, обоняния, осязания, вкуса.
2. Немедленное отгнание от разума лукавых помыслов.
3. Молитва.
4. Память смертная.
5. Телесная боль.

Гнев

Гнев может быть добрым и злым.

Добрый гнев проявляется исключительно вовне, ради педагогических целей, без враждебности и ненависти. Речь идет о гневе родительском, учительском, гневе начальствующих, духовников и других ответственных лиц. Такого рода гнев заключается в стремлении положить конец беспорядкам, исправить ошибки или пресечь страсть.

Злой гнев — несвоевременен, беспричинен, пристрастен и всегда преувеличен. Такой гнев соделывает нас человекоборцами, а порой и богоборцами. Гнев порождает такие тяжкие грехи, как ярость, сварливость, месть, богохульство, злословие, проклятие и т. д.

Мать гнева – гордость. Смирение побеждает гнев. Гневаясь, мы причиняем вред себе, а не другому.

Если гнев обуревает тебя:
✦ Не говори ни слова возмутившему тебя человеку.
✦Не делай того, к чему в момент пыла подталкивает тебя гнев. Подожди, пока твой разум успокоится, хладнокровно обдумай происшедшее и поразмысли, как лучше поступить.

Что делать, когда гневаются на тебя?
✦ Удались, пока не утихнет ярость гневающегося.
✦ Если ситуация не позволяет удалиться, успокой его смиренными и дружелюбными словами.
✦ Если ты не в силах сделать ничего из этих двух, то молчи и молись об обидчике.

Часто гнев вызывает не человек, а скорби жизни. Но Господь попускает скорби ради душевной пользы и духовного роста, для искоренения страстей и грехов. Поэтому нужно терпеть, благодарить и прославлять Бога.
✦ Вспомни многострадального Иова, который в бесчисленных скорбях повторял: как угодно было Господу, так и сделалось; да будет имя Господне благословенно (Иов. 1: 21).
✦ Вспомни пророка Моисея. Сколько он вытерпел от неблагодарного народа иудейского и какое долготерпение проявил.
✦ Вспомни царя Давида. Какие гонения и бесчестья он перенес без гнева, не возжелав мести.
✦ Вспомни и святых апостолов. С какой незлобивостью вынесли они избиения, которым подверг их беззаконный иудейский синедрион.
✦ Вспомни святых мучеников, проливших свою кровь и с радостью отдавших жизнь в жертву любви ко Христу.

Подражай им всем. Возненавидь не человека, но гнев, ибо чрез него мы забываем Бога и попираем совесть.

Гнев затуманивает рассудок, будоражит сердце, парализует способность здраво и беспристрастно судить, отнимает у человека мир с самим собой и ближним.

Гнев подобен толстому канату, с помощью которого лукавый тянет нас за собой и толкает на различные грехи.

Кротость — это тот меч, который может рассечь влекущий тебя к нечестию канат настолько легко, насколько он отточен о камень — наикротчайшего и смиреннейшего Христа. Кротость делает человека миротворцем и дарует ему мудрость.

Становясь истинным христианином, человек перестает обращать внимание на людей, причиняющих ему зло. Единственно, о чем он печется, так это о своем поведении.

Итак, каждое утро, едва откроешь глаза, принимай твердое решение встречать с радостью и спокойствием любые испытания, которые могут постигнуть тебя в течение этого дня, твердо веря, что их тебе послал человеколюбивый Господь ради приготовления тебя к вечному блаженству.

Объядение

Объядение — это страсть, побуждающая нас пресыщаться, есть и пить больше, чем нуждается наше тело для поддержания сил. Объядение — это врата, через которые проходят многие страсти и грехи, первым из которых является блудодеяние.

Объядение становится смертным грехом, когда человек:
✦ вводит в искушение ближнего
✦ пресыщается, зная, что это вызовет серьезную болезнь
✦ тратит много средств на дорогую пищу, тогда как ближний лишен самого необходимого
✦ не соблюдает установленные Церковью посты.

Советы:

Когда желание подталкивают тебя к греху объядения, обмани их той мыслью, что ты уже поел и попил и наслаждение ими уже прошло.

Никогда не забывай об ущербе от этой страсти: о потере времени и труда, провоцируемых ею болезнях, нерадении к духовному деланию, вечном голоде и жажде, которые ожидают тебя после смерти.

Сколько святых совершали поразительные чудеса и изгоняли из людей бесов благодаря молитве и посту! Эту истину подтвердил и Сам Господь, говоря, что род бесовский изгоняется только молитвою и постом (Мф. 17: 21), и Сам постившийся 40 дней в пустыне, после чего посрамил диавола.

Постящийся и воздерживающийся от еды и питья с ропотом и нежеланием не вознаграждается. Истинно трудящийся над воздержанием — весел и жизнерадостен.

Больше объедения храни себя от пьянства.

Борись с чревоугодием воздержанием — матерью всякой добродетели и святости.

Зависть

Зависть — это горечь и сожаление о превосходстве, благоденствии и благе ближнего, а также радование несчастью ближнего.

Разновидность зависти – ревность. Полезна для души только духовная ревность.

Зависть порождает ненависть, хуление, осуждение, злорадство и уныние.

✦Из зависти диавол подтолкнул прародителей к ослушанию и падению, введя этим смерть в человеческий род (см.: Быт. 3: 1–7).
✦ Из-за зависти Каин стал братоубийцей (см.: Быт. 4: 8).
✦ Руководимые завистью братья возжелали смерти Иосифа (см.: Быт. 37: 5-24).
✦Из зависти распяли Иисуса Христа.

«Зависть – корень смерти, многосторонняя болезнь, неугасимое пламя, острый гвоздь, вонзенный в сердце!» (святитель Иоанн Златоуст).

Зависть отнимает у человека внутренний покой, наполняет его печалью и скорбью, делает безумным и невменяемым.

Не желай зла тому, к кому чувствуешь зависть, но молись о нем и помогай ему. Борись и победи зависть любовью. Имея в себе любовь, человек не только не огорчается при виде радости ближнего своего, но и сам испытывает равную ему радость, принося этим пользу своей душе.

Нерадение

Нерадение — это своего рода уныние и безволие, овладевающее человеком и соделывающее его небрежным, ленивым и безразличным ко всякой духовной деятельности. Нерадение вызывает паралич разума и души, апатию к исполнению Божественных заповедей, но прежде всего — ненависть к молитве и церковному пению.

Нерадение рождает малодушие (когда духовная брань кажется человеку непосильной, а добродетель недостижимой) и отчаяние – наихудшее из всех беззаконий (когда человек из-за своей небрежности теряет надежду на спасение).

В борьбе с нерадением тебе поможет следующее:
✦ Никогда не забывай о страшном ответе, который предстоит держать в день Страшного Суда за данное тебе Богом время для трудов благих и спасительных.
✦ Пусть тебе будет стыдно, что торговцы тщетное богатство добывают с куда большим старанием и усилием, нежели ты истинное и вечное.
✦ Служащие и трудящиеся делают все возможное, чтобы угодить своим начальникам и хозяевам. А что же делаешь ты, чтобы угодить своему Творцу?

Чтобы заставить себя трудиться над стяжанием добродетелей, вспоминай время от времени о славных и нетленных плодах, которыми ты насладишься на небесах благодаря небольшому усилию и временному утомлению в этой жизни.

Если крестьянин возделывает землю и в зной, и в стужу, терпеливо выносит все страдания и муки даже несмотря на то, что семена часто гибнут и непомерный труд не приносит плода, то не полезно ли было бы и тебе потрудиться в этой краткой жизни в надежде на небесные блага?

Если воин пренебрегает опасностями и трудностями военного похода, оставляет жену, детей, родных и друзей ради преходящей славы, материального вознаграждения и тленного трофея, не будет разумно ли и тебе подняться на брань за славу вечную, вознаграждение небесное и неувядаемый венец?

Если работник целый день в поте лица трудится за скудный заработок, получить который он надеется вечером, не похвальней ли будет трудиться тебе с радостью и желанием, чтобы получить вознаграждение бесценное?

Вместе с этими мыслями, переносящими душу в рай, пусть тебя посещают и противоположные образы, напоминающие о геенне огненной, чтобы ты ощутил страшные муки нерадевших о соблюдении заповедей Христовых.

Думай также над тем, насколько велики твой долг и ответственность пред Спасителем нашим Иисусом Христом, воплотившимся и претерпевшим клевету, гонение, скорби, хулу и Крестную смерть, чтобы избавить тебя от уз смерти и ада. Если Он, Безвинный и Безгрешный, так пострадал из-за любви к тебе, виновному и грешнику, то не окажешься ли ты неблагодарным, если не заставишь себя бороться за стяжание добродетели, Его любви, собственной пользы и своего спасения?

Последним оружием и самым результативным врачевством против нерадения является следующее: верь, что сегодняшний день — твой последний день на земле и завтра ты обязательно умрешь. Верь, что только от сегодняшних трудов и борьбы зависит либо твое спасение, либо осуждение на муки, и заставь себя исполнить всякое богоугодное дело, дабы после смерти наследовать жизнь вечную.