«Вне Церкви нет спасения»
/Священномученик Киприан Карфагенский/
Насущной потребностью нашего времени является признание и исповедание христианами непреложной истины, что Христос создал Церковь, положив в нее все необходимые средства для обретения полноты жизни и спасения.
Церковь есть сокровищница, в которой содержится вся полнота жизни, неоскудеваемый источник всех благ и нашего спасения. Нелепо отделять христианство от Церкви и говорить о каком-то христианстве, помимо святой Христовой Церкви.
С понятием духовной жизни неразрывно связано понятие воцерковленности, то есть соответствие тем внешним и внутренним требованиям устроения своей жизни по церковному чину, духу и укладу, которые позволяют нам не только называться, но и быть церковными людьми, подлинными христианами.
Св. Ириней Лионский не допускал возможности отделять христианскую истину от Церкви. «Не должно, – писал он, – у других искать истину, которую легко получить от Церкви, ибо апостолы, как богач в сокровищницу, вполне собрали в нее все, что относится к истине, так что каждый желающий берет от нее питие жизни. Она есть, именно, дверь жизни, а все прочие – суть воры и разбойники».
Истина Церкви, по преимуществу перед всеми другими, касается самой жизни каждого христианина и определяет не только его верование, но и самую его жизнь. Признать Церковь — это значит не мечтать только о Христе, а жить по-христиански, идти путем любви и самоотречения.
Современные проблемы
Большая часть наших соотечественников, будучи крещенными, считая себя верующими, живут в отрыве от церковной жизни, не понимая значения Церкви для духовной жизни и дела спасения.
«Наша беда в том, что мы сами-то мало ценим свою Церковь и великое благо жизни церковной. Мы не исповедуем своей веры в Церковь смело, ясно и определенно. Веруя в Церковь, мы постоянно как бы извиняемся за то, что мы в нее еще веруем. Вера в Церковь требует подвига и от ума, и от воли человека. А потому-то и противна истина Церкви тем началам жизни, которые долгим путем и незаметно вкрались в сознание и мировоззрение даже и русского православного общества». /Священномученик Илларион Троицкий/
«Любите Церковь, - говорил св. прав. Иоанн Кронштадтский, – в Церкви – ваша жизнь или ваша живая вода, бьющая непрестан-ным ключом из приснотекущего источника Духа Святого, - ваш мир, ваше очищение, освящение, исцеление, просвещение, ваша сила, помощь, ваша слава, в ней все высочайшие вечные интересы человека…»
«Созижду Церковь Мою, и врата адова не одолеют ей» (Мф. 16: 18).
День сошествия Святого Духа был первым историческим днем существования Церкви, днем откровения ее миру. В этот день прозвучала первая христианская проповедь. Дух Святой проникал в сердца слушающих и они каялись и крестились. «Господь же ежедневно прилагал спасаемых к Церкви» (Деян 2:47).
Христос – Основатель и «Глава Церкви» (Еф. 5:23). Он создал Церковь для того, чтобы осуществлять человеческое спасение. Церковь – Тело Христово (см.: Еф. 1:22). «Церковь - не только единое тело, но и единый дух». /Свщенномученик Илларион Троицкий/
Христос есть «Спаситель тела» Церкви (Еф. 5:23). Он «питает и греет» ее, как сущую от «плоти Его и от костей Его» (Еф. 5:29-30). Он любит ее и «предал Себя за нее, чтобы освятить ее, очистив банею водною посредством слова; чтобы представить ее Себе славною Церковью, не имеющею пятна, или порока, или чего-либо подобного, но дабы она была свята и непорочна» (Еф. 5: 25-27).
Христиане – клеточки этого Божественного организма, в которых течет Кровь Христова. Христос – Лоза, а верующие – ветви, питающиеся Его благодатными соками (см. Ин. 15: 1-6). Христос спасает Церковь как единое целое, как Свое Тело. И каждый спасается в той мере, в какой он принадлежит этому телу.
Христос пришел создать Церковь, Он умер за Церковь, Его апостолы молились за Церковь, проповедовали Церкви и страдали, и умирали за тело Христово, которое есть Церковь. Все послания апостолов адресованы к Церкви, а не к отдельным личностям, гордо отделяющим себя от Церкви.
Христос и Церковь
✦ Христос есть Истина, Церковь – столп и утверждение Истины на земле.
✦ Христос есть Путь, Церковь – наша Путеводительница.
✦ Христос есть Жизнь, Церковь – школа богоугодной жизни во Христе.
✦ Христос наш Учитель, Церковь – Училище богообщения, богопознания, богопочитания и богоуподобления.
✦ Христос наш Искупитель и Спаситель, Церковь учит побеждать искушения от духа мира сего, сохранять верность Христу, искать Богоугождения и спасения.
Поэтому спасение невозможно без участия в жизни Церкви и ее Таинствах, особенно Евхаристии.
«Быть христианином, значит принадлежать Церкви» /Священномученик Киприан Карфагенский/
«Тот не может иметь Бога своим Отцом, кто не имеет Церковь своею Матерью» /Священномученик Киприан Карфагенский/
«Христианства нет без Церкви. Только в Церкви совершаются Таинства, соединяющие человека с Богом. Только в Церкви бьет источник воды живой, «текущей в жизнь вечную» (Ин. 4:14)» /священномученик Иларион (Троицкий)/
«Хочешь спастись? – пребывай в Церкви. Церковь есть ограда: если ты внутри этой ограды, то тебя не тронет волк, а если выйдешь, будешь похищен зверем. Не уклоняйся же от Церкви: нет ничего в мире сильнее ее. Она – твоя надежда, в ней – твое спасение» /Священник Григорий Дьяченко/
Вне Церкви:
✦ нет истинной веры
✦ нет благословения Божия
✦ нет понимания христианского учения
✦ нет истинного Богопочитания
✦ нет душеполезного поста
✦ нет плодотворной молитвы
✦ не сообщается Дух Святой,
✦ нет целомудренности и чистоты
✦ нет спасительного Причастия
✦ нет единения со Христом
✦ нет спасительных дел
✦ не может быть христианской жизни
✦ недостижима святость
Вне Церкви нет спасения.
Как осуществляется в Церкви наше спасение?
Спасение совершается в Господе Иисусе Христе по благоволению Отца благодатью Святого Духа.
Господь дал Церкви Христовой все необходимые средства для спасения. Прежде всего это святые Таинства Исповеди и Причастия.
В Церкви происходит преображение и воскресение души человека. Если человек приобщается к церковной жизни, участвует в Таинствах Церкви, то под воздействием благодати Святого Духа его душа постепенно очищается, просвещается, преображается и воскресает к новой жизни.
Для спасения необходимы:
✦ вера
✦ благодатные силы для благочестивой жизни, обретаемые чрез церковные таинства,
✦ жизнь по заповедям Божиим,
✦ под руководством богоучрежденных пастырей,
✦ живой союз с земными и небесными лицами Церкви.
Путь спасения можно уподобить обыкновенному путешествию.
Для удобной и безопасной дороги путнику нужны:
а) свет,
б) проложенная дорога,
в) здоровье и крепость,
г) путеводитель.
И в шествии путем спасения необходимы:
а) свет, — это вера;
б) проложенная дорога — это заповеди;
в) здоровье и крепость, — это благодатные силы, подаваемые чрез церковные таинства;
г) путеводители и руководители, — это пастыри Церкви.
Все спасшиеся шли этим путем, и все спасающиеся им идут, другого пути спасения нет.
Святые отцы о единоспасительности Церкви
«Всякий, кто отдален от Церкви, сколько бы не полагался на свою благочестивую жизнь, не будет иметь жизни вечной, но гнев Божий пребывает на нем». «Нигде кроме Церкви нельзя найти спасения». «Кто не член Христов, тот не может спастись. Можно иметь почесть, можно иметь таинство, можно петь «аллилуиа», можно отвечать «аминь», можно держать Евангелие, можно иметь веру во имя Отца и Сына и Святого Духа и проповедовать ее, но вне Церкви никогда нельзя достичь спасения». /Блаженный Августин/
«Не удаляйся от Церкви, потому что нет ничего сильнее Церкви. Твоя надежда – Церковь, твое убежище – Церковь. Она выше неба, обширнее земли. Она никогда не стареет, нo всегда цветет». /Свт. Иоанн Златоуст/
«Если люди не хранят союза и самого искреннего общения с Церковью, даже предали бы себя смерти за исповедание имени Христова, грех их не омоется и самою кровью, неизгладимая и тяжкая вина разделения не очищается даже страданиями. Находящийся вне Церкви не может быть мучеником, оставляющий Церковь, которая будет царствовать, не может сподобиться царствования». /Священномученик Киприан Карфагенский/
«Без Церкви невозможно спастись. Есть семь дверей для спасения. Семь дверей – это семь таинств.» /Преподобный Варсонофий Оптинский/
«Желающему спастись необходимо принадлежать Православной Церкви, Единой истинной Церкви, и повиноваться ее установ-лениям. Неслушающего Церковь Господь уподобил язычнику, чуждому Богу». /Свт. Игнатий (Брянчанинов)/
«Оставляющий Церковь Христову лишает себя наград, предопределенных Христом. Тот не может уже иметь отцом Бога, кто не имеет матерью Церковь. Находящийся вне Церкви мог бы спастись только в том случае, если бы спасся кто-либо из находившихся вне ковчега Ноева». /Свт. Киприан Карфагенский/
Спасение невозможно без благодати, а благодать подается в Таинствах Церкви.
Спасение невозможно без Крещения, Исповеди, Причастия, а это – Таинства Церкви.
Спасение невозможно без воцерковления, а воцерковляется человек в Церкви.
Спасение невозможно без Божественного Откровения, без Священного Писания и Предания, а именно Церковь – их хранительница и истолковательница.
Спасение невозможно без послушания и духовного руководство, а духовника человек обретает в Церкви.
Спасение невозможно без поста и молитвы, а именно Церковь научает его этому.
Спасение невозможно без разумно-деятельной любви, которой человек учится в Церкви.
Спасение невозможно без рассудительности, ревности и трезвения, а этому учит Церковь.
Спасение невозможно без самоукорения, самоуничижения и самоотвержения, без долготерпения, крестоношения и следования за Христом, а всему этому человек учится в Церкви.
Спасение невозможно без Богообщения, Богопознания, Богопочитания, Богоуподобления, Богоугождения, Богопрославления и Богобоязненности, благоговения, благодарения и деятельно-жертвенного Боголюбия и Богу служения, выраженного в Богопреданности (или верности до самопожертвования) и Богоединения. А возможность к этому он обретает в Церкви.
«Все, содержимое Церковью, таково, без чего не может состояться спасение. Ибо оно есть осуществление, или явление на деле воплощенного Домостроительства, без которого нет спасения, поэтому чуждый Церкви – чужд Христа Господа и спасения в Нем». /Священник Григорий Дьяченко/
Тайна нашего спасения совершается в Таинствах Церкви.
«С Господом тот, кто с Церковью. Будьте так, не суемудрствуя, и будете на спасенном пути» /Свт. Феофан Затворник/.