Слово "пассия" происходит от латинского "passio", что значит "страдание" (по церковно-славянски - "страсть"). Так называются особые службы, совершаемые во время Великого поста. Богослужебный чин пассии состоит из песнопений Страстной седмицы, чтения евангельских повествований о Страстях Христовых, акафиста Страстям Господним или Кресту и проповеди о спасительном значении страданий Христа.

В Русской Православной Церкви пассии впервые появились в 17 веке на юго-западе Руси, а в 1702 г. чин пассии был впервые напечатан в Киево-Печерской лавре, как прибавление к богослужебному Уставу. Святитель Иннокентий, архиепископ Херсонский и Таврический составил службу с акафистом Страстям Христовым.

В современной богослужебной практике Русской Православной Церкви распространен обычай совершать пассии вечером четырех воскресных дней Великого поста.

Перед великой вечерней посреди храма поставляется большое Распятие. Во время пения стихир отверзаются Царские врата и из алтаря выносится Святое Евангелие, которое полагается на аналое перед Крестом. Затем следует чтение акафиста и Евангелия. В завершение читается молитва, и духовенство и все молящиеся прикладываются ко Кресту, при этом бывает помазание освященным елеем.

Пассия, как молитвенное памятование о страданиях Спасителя, предваряющее несколько раз в течение Великого поста священные воспоминания Великой Пятницы, вместе с другими церковными богослужениями ведет нас через поприще Святой Четыредесятницы к седмицы Страстей Христовым и Его Славному Воскресению.

По материалам статьи: Пассия, или чинопоследование с акафистом Божественным Страстем Христовым. М., 2000.