«Первая из русских, вошедшая в Царствие Небесное» -
так характеризует святую княгиню
Ольгу преподобный Нестор летописец,
подводя итог ее деятельности в Повести временных лет.


Икона, хранящаяся в Спасо-Парголовском храме

В 2018-2019 гг. сайт Спасо-Парголовского храма публиковал серию статей, посвященных 1050-летию преставления св. равноапостольной княгини Ольги (?-969) – первой христианской правительницы Руси.

Ее внук св. равноап. князь Владимир продолжил дело, начатое его великой бабушкой, и стал Крестителем Руси. Святые равноапостольные Ольга и Владимир определили путь цивилизационного развития Руси.


Икона из крестильного придела Спасо-Парголовского храма

Несмотря на прошедшие века изучение жития св. Ольги по-прежнему остается непростой задачей, поскольку летописание на Руси только зарождалось, и в изложении событий жизни княгини Ольги много неясного. Мы попросили освятить эту тему кандидата философских наук, автора многочисленных публикаций О.С. Хижняк.

Ольга Семеновна, какие вы видите трудности в изучении жития св. равноапостольной Ольги, ведь есть источники, и, прежде всего, Повесть временных лет преп. Нестора.

Повесть временных лет была составлена примерно через 150 лет после жизни княгини Ольги, а до нас дошли только списки XIV и XV веков, дополненные последующими событиями. Многое было взято преп. Нестором из устных преданий, а они всегда неточны и часто противоречивы. Историческое мышление начало формироваться только с принятием христианства и византийской культуры, где велись точные хроники текущих событий. В 1560-х годах была составлена Степенная книга царского родословия и ок. 1700 г. Минеи-Четьи свт. Димитрия Ростовского. В них изложение жития св. Ольги несколько откорректировано.

Известны ли точные даты жизни св. Ольги?

Мы знаем дату ее преставления 11 июля (24 н.ст.) 969 г., но мы не знаем точно дату рождения. Предположения разных исследователей колеблются от начала до конца 920-х годов.

Можно ли определенно судить о ее этническом и социальном происхождении?

Тоже трудный вопрос. Повесть временных лет говорит, что она была роду варяжска незнатна. Но Иакомивская летопись, к сожалению, не сохранившаяся до наших дней, ведет ее родословную от Гостомысла – легендарного правителя Новгорода. По легенде, именно он предложил призвать на правление в Новгород князя Рюрика. Эта же легенда утверждает, что Рюрик был славянин, женатый на норманке. Следовательно, по этой версии, кн. Игорь – супруг кнг. Ольги, наполовину был славянином. А саму Ольгу народ считал славянкой, носившей до замужества имя Прекраса. Историческая наука не может признать достоверность этих легенд за недостатком подтвержденных сведений. Но сердцу русского, православного человека они, конечно, милы и дороги.

Сохранилась красивая легенда о встрече кн. Игоря и Ольги на берегу реки великой. Подтверждается ли она историческими данными?

И эта легенда не может быть подтверждена. Скорее всего, это позднее народное предание, поэтически выразившее любовь и почитание великой русской княгини. Княжеские союзы совершались на основе политических интересов. Брак киевского князя Игоря с псковитянкой Ольгой соединял Южную и Северную Русь, закреплял союз варягов с местной знатью. В этом аспекте можно предполагать, что Ольга была знатного рода. Тема личной любви вообще не была характерна для эпохи язычества, это христианская тема. Но упомянутая легенда очень важна для нас, она рисует облик прекрасной, юной, девушки с возвышенной душой и прочными нравственными принципами. Восприятие исторических личностей народным сознанием не менее важно, чем исторические факты, которых вообще сохранилось крайне мало.

Многих людей вне Церкви, и даже внутри Церкви, ужасает рассказ о том, как кнг. Ольга расправилась с послами древлян. Дано ли какое-то разумное объяснение этой казни?


Послов древлянского князя Мала
живыми погребают в ладье, в яме

Да, такое объяснение было известно уже в XIX веке. История с кораблем, в котором несли послов, а потом сбросили в яму; баней, в которой была сожжена другая группа послов; и тризной, во время которой было истреблено множество древлян, вполне объяснима. Она отражает языческий ритуал, видоизмененный в памяти народа: князя хоронили в ладье, после похорон мылись в бане и устраивали тризну – языческие поминки, сопровождавшиеся принятием алкогольных напитков и человеческими жертвоприношениями. Княгиня в языческой стране, после убийства ее мужа древлянами, была обязана выполнить этот ритуал. Легенда говорит о том, что, приняв крещение, Ольга покаялась в той жестокости.

Когда княгиня совершила свое паломничество в Константинополь, действительно ли к ней сватался Византийский император?


Крещение кнг. Ольги в Константинополе

Да, об этом повествует преп. Нестор-летописец. Но, исходя из указанных им дат, остается вопрос, какой именно император сватался к русской княгине. Чаще всего называют имп. Константина VII Багрянородного, но он был женат, имел детей и, будучи благочестивым христианином, не мог свататься. Отсюда возникает версия о двух визитах кнг. Ольги в Константинополь: первый при имп. Романе I Локапине, он был вдовцом и действительно мог свататься к русской правительнице. Но большинство ученых эту версию не принимает за недостатком подтверждений.


Благословение княгини Ольги патриархом

При княгине Ольге не произошло массового крещения Руси, почему Церковь канонизировала ее как равноапостольную?

Быть первой крайне трудно, тем более женщине в те далекие времена. Распространение христианства началось с ближайшего окружения княгини и народа в ее личных владениях. Строились деревянные церкви, возводились поклонные кресты, было положено начало благотворительности. По повелению кнг. Ольги были заложены Троицкий собор в строящемся Пскове, храм св. Софии в Киеве. Семена, посеянные при св. Ольге, проросли при ее внуке св. Владимире. Их значение для русской истории неразделимо. Как равноапостольные они были канонизированы одновременно на Стоглавом соборе 1551 года, при митрополите Макарии.


Смерть, оплакивание и погребение по христианскому обряду кнг. Ольги

Как оценивают историки государственную деятельность кнг. Ольги? Произошли ли заметные изменения в формировании Древне Русского государства?

Ее роль огромна. Князья Рюрик, Игорь и воевода Олег соединили водный путь из варяг в греки. Но их интересовала торговля и военные походы, они совершенно не заботились о благоустройстве русских земель. Никаких норм сбора дани не существовало. Фактически это был простой грабеж населения, поэтому древляне и взбунтовались против киевской дружины. Подобный бунт назревал и в других славянских племенах. Решительное пресечение этой смуты княгиней Ольгой спасло зарождавшееся Русское государство от распада. Она установила четкие нормы дани и организовала становища, где ее представители собирали дань и разбирали спорные дела. Кнг. Ольга заложила основы русской государственности, последующей христианизации Руси и ее вхождения в общий цивилизационный процесс. Она первая русская правительница, о которой с уважением отзываются летописи Византии, Германии и Франкии.


Фреска в Спасо-Преображенском соборе. Валаам

Что делается в наше время для популяризации и все более широкого прославления первой христианской правительницы Руси?

В XIX и начале XX вв. роль св. равноап. кнг. Ольги была четко осознана, и это нашло свое выражение в строительстве в честь нее храмов, приютов для детей, больниц. Шесть женщин династии Романовых носили ее имя. Старшая дочь имп. Николая II была названа в ее честь. Ольга Николаевна Романова и вся царская семья ныне прославлены в чине страстотерпцев. В 2019 году по инициативе Ольгинского общества было проведено много памятных мероприятий, посвященных первоизбранней от всего российского рода, как характеризует ее акафист.

В воскресной школе для взрослых нашего храма прошли Чтения, посвященные юбилею. В текущем году вышел сборник докладов, где в доступной форме излагаются сложные вопросы изучения ее жития. Его можно приобрести в Воскресной школе.

Хотелось бы, чтобы память о значении деятельности св. Ольги - первой русской, вошедшей в Царствие небесное, расширялась. Речь идет не только о ее житии, но об истории Русской Православной Церкви и об истории России. Особенно важно это в нынешний период укрепления суверенности нашего государства, сохранения традиционных для нашей культуры ценностей.