Почаев

Согласно преданию, монастырь основали монахи Киево-Печерской лавры, которые бежали от нашествия татар в 1240. Первое летописное упоминание датируется 1527. В 1597 монастырь получает в дар от местной помещицы Анны Гойской значительные земельные угодия, имения и самое дорогое сокровище — чудотворный образ Божьей Матери. 2 августа в 1675 г. пятидесятитысячное турецко-татарское войско под руководством хана Нурредина, подступило к Почаеву. Весь народ из соседних околиц сбежался к монастырю, который был обнесен только грубым деревянным частоколом. Все, кто только в силе был держать оружие, как из числа монахов, так и из числа мирян стали на защиту Святой обители. А кто не мог защищать монастырь, тот непрерывно молился в Троицком соборе перед чудотворным образом Божией Матери и перед мощами преп. Иова, так как именно на них все возлагали свою надежду. Два дня мужественно оборонялись бесстрашные защитники Почаевского монастыря. В ночь на 5 августа Нурредин назначил генеральный штурм. Силы были неровные. Помощи ожидать было неоткуда. Все обратились к Единственной Заступнице. Со слезами на глазах начали петь акафист перед чудотворной иконой Богородице. И в это время вдруг расступились тучи и в небе над собором появилась Царица Небесная в блестящем сиянии, окруженная ангелами. Справа около Богоматери стоял на облаках преп. Иов и молился к ней о спасении родной обители. Все это увидели турки и татары, и начали безпорядочно пускать стрелы в небесное виденье. Но стрелы возвращались назад и поражали тех, кто их пускал. Так Почаевский монастырь был спасен. Расцвет монастыря приходится на первую половину XVII века в связи с деятельностью игумена Иова Железа (1551—1651). C 1713 по 1832 годы Почаевский монастырь был греко-католическим. Именно в то время монастырь был наиболее отстроенный , в частности тогда был построен главный храм Лавры - Святоуспенский . Общая композиция комплекса - террасная, здания расположены на склонах с постепенным повышением до главного акцента - Успенского собора. Главный фасад по католической традиции украшают две башни под углом 45 ° к главной оси, подчеркивает всефасадность собора - характерную черту украинских церквей. В целом композиция с одной центральным куполом на восьмерике и двумя боковыми башнями созвучна лучшим образцам казацкого барокко - соборам Троицкого монастыря в Чернигове и Мгарского монастыря возле Лубен на Полтавщине . С 1730 действовала Почаевская типография, издавшая 187 книг. Лавра богата настенными росписями, скульптурами и орнаментами.

С 1997 года Лавра имеет статус ставропигии, то есть канонически прямо подчинён юрисдикции Блаженнейшего митрополита Киевского и всея Украины Украинской Православной Церкви (Московского Патриархата). Ранее настоятелями монастыря были правящие Волынские (Львовские, после 1988 года Тернопольские и Кременецкие) архиереи.

Наместник Лавры, по избранию братиею, с 26 июля 1996 года — архимандрит (с 3 декабря 2000 года епископ (ныне - архиепископ) Почаевский, викарий Киевской митрополии) Владимир (Мороз).

Святыни

Почаевская икона Божией Матери
Почаевская икона Божией Матери;
Мощи преподобного Иова Почаевского в пещерном храме в честь него же;
Мощи прославленного в 2002 году преподобного Амфилохия Почаевского там же.

Сооружения
Успенский собор (1771—1782 гг., арх. Г.Гофман)
Троицкий собор (1906—1912 гг., арх. А. В. Щусев)
келии (1771—1780 гг.)
Архиерейский дом (1825)
звонница (1861—1869 гг.) высотой 65 м
надвратный корпус (1835)