Священник Владимир Новицкий
Многие православные думают о посте как времени особых искушений. И боятся не выдержать этих искушений.
Так бывает, конечно, потому что если мы живем духовной жизнью, стараемся жить духовной жизнью, то, как говорит апостол Павел, «наша брань не против плоти и крови, а против духов злобы поднебесных». И если мы подвизались в духовную жизнь, то, безусловно, мы встречаем нападки, мы встречаем сопротивление. В разных направлениях.
Помимо бесовского сопротивления, бывает и внутреннее сопротивление, потому что наша гордыня, наш грех восстает в нас и хочет падшей жизни, хочет греховной жизни.
Мы встречаем сопротивление и в мире людей, которые живут по другим законам, по другим канонам. Они не принимают нас, они раздражаются на нас, они делают нам замечания, они не проявляют к нам любви, внимания, которого нам бы хотелось. И, конечно, мы встречаем сопротивление вот этих «духов злобы поднебесных», и бывает нелегко.
Приходят мысли, приходят дурные чувства, бывают разные трудные обстоятельства. Но, в любом случае, любое искушение… А что такое искушение? Это испытание человека. С одной стороны, Господь нам не дает искушения, Он только подпускает их, а искушаемся мы сами по своей немощи, по своей греховности, глобально.
Но всё-таки, преодолевая то или иное искушения, мы всегда возрастаем в духовной жизни. Искушение – это маленькая ступенечка. Если мы сдали экзамен, перешли на эту ступенечку – мы стали чуть-чуть повыше над землей. Потом по мере нашего роста Господь посылает еще какое-то испытание.
Господь не посылает, а попускает, скажем так, еще какое-то искушение. Мы тоже с помощью Божией, с трудом, со скорбями, но как-то преодолели и его – и снова возвысились еще чуть-чуть выше, еще стали чуть-чуть поближе к Богу. И так происходит это восхождение. Оно, с одной стороны, трудное, потому что приходится много терпеть, но сказано, что «претерпевший до конца, тот спасен будет».
Но, с другой стороны, оно и легкое, потому что Господь не оставляет нас в тяжелых, трудных искушениях. И чем больше человек подвизается, чем больше он терпит, тем чаще к нему приходит помощь Божия. И чем больше у него бывает радости в жизни, тем больше бывает у него мира душевного, тем больше бывает благодатного, внутреннего свободного, по-хорошему, от грехов, прежде всего, состояния.