Феодосий Великий (ок. 424 - 529),
киновиарх (основатель общежития монахов), преподобный.

Родился около 424 года в каппадокийском селении Могариасс вблизи города Команы от благочестивых родителей Проересия и Евлогии. Состоя с молодых лет певцом команской церкви, преподобный Феодосий изучил Псалтирь и прочие книги Священного Писания. Стремление к уединению и пустынной жизни было заметно в Феодосии еще в юношестве.

В юные годы он направился в Иерусалим и на пути получил благословение святого Симеона Столпника. Поклонившись святым местам Иерусалима, Феодосий решил поселиться в одном из пустынных монастырей.

Вблизи Метопы (ныне Умм-Туба) он нашёл монастырь, бывший под управлением учеников Евфимия Великого и его спостника Феоктиста, Марина и Луки, и под их руководством стал изучать "канон пустыни".

Вскоре он направился к востоку, в пустыню, и на вершине одного из горных кряжей нашел пещеру, в которой, по преданию, провели ночь евангельские волхвы на обратном пути из Вифлеема. Подобно Евфимию Великому и Савве Освященному, преподобный Феодосий не сразу приступил к устройству монастыря в избранной им пещере; сперва он путём долговременного уединения и строгого подвижничества приготовлялся к руководству другими. Селившиеся вокруг пещеры подвижники находили в лице Феодосия уже опытного руководителя; в затруднительных случаях он обращался к вифлеемскому киновиарху Маркиану. На первых порах своего существования киновия Феодосия стояла в таком же отношении к Лавре Саввы Освященного, как киновии блаженного Феоктиста и святого Герасима, т. е. подготовляла иноков для жизни лаврской. Затем, получив от патриарха Саллюстия сан архимандрита, преподобный Феодосий сделался совершенно самостоятельным киновиархом всей пустыни.

Основатели новых палестинских монастырей обыкновенно брали за образец одну из ранее существовавших обителей. В житии Феодосия нет указаний на такое подражание. Местность, избранная им для монастыря, резко отличается от местоположения большинства палестинских лавр: вместо каменных пустынь мы видим здесь открытую горную возвышенность с плодородной почвой. Подвижники этой киновии должны были соединять созерцательную жизнь келиота с трудолюбием киновита. На них лежала забота не только о личном совершенствовании, как у лаврских келиотов, но и о духовном преуспеянии ближних. Жизнь киновитов не имела такого характера замкнутости и строгого уединения, как в лаврах. Устраивая свой монастырь, преподобный Феодосий, наряду с жилищами для монахов, возводил здания для бедных и нуждающихся, и эти последние были для него предметом такой же заботы, как и братия. Слух о щедрой благотворительности киновии Феодосия распространился по всей Палестине, и множество нуждающихся стекалось в неё отовсюду. Особенного развития достигала благотворительность киновии в голодные годы; правило монашеского устава о принятии всех приходящих в такое время соблюдалось здесь столь же строго, как и во всякое другое. Достигшая в монастыре Феодосия окончательного развития киновиальная форма жизни привлекала гораздо более подвижников, чем Лавра Саввы Освященного. Число киновитов доходило до 700, тогда как Великая Лавра во время своего наивысшего расцвета (V и VI вв.) насчитывала не более 150 подвижников. Прежде существовавшие киновии постепенно теряли своё значение и уступали место киновии Феодосия. В состав её братии входили подвижники самых разнообразных национальностей, вследствие чего необходимо было устроить внутри монастыря четыре церкви: для греков, для грузин, для армян и для братьев киновии, одержимых злыми духами.

Своим снисходительным отношением к слабостям человеческой природы святой Феодосий, по словам Кирилла Скифопольского, напоминал святого Иоанна Богослова.

Во время правления Восточно-Римского императора Анастасия с его поддержкой вновь стала крепнуть монофизитская ересь, и православные начали терпеть гонения. Преподобный Феодосий твёрдо встал на защиту Православия и написал от лица пустынников послание императору, где обличал его и опровергал все бывшие и осуждённые Вселенскими Соборами ереси. Он подтвердил, что пустынножители и иноки будут твёрдо держаться Православного исповедания. Император смирился на недолгое время, а потом возобновил гонение на православных. Святой старец тогда проявил великую ревность за истину. Он, оставив обитель, пришел в Иерусалим и в Великой церкви, став на возвышении, возгласил во всеуслышание: "Кто не почитает четыре Вселенских Собора, да будет анафема". За этот смелый поступок преподобный был сослан в заточение, но вскоре, после смерти императора, возвратился.

Скончался преподобный Феодосий 11 января 529 года, на 105 году от рождения. Последние три дня пред смертью он поучал братию и созванных игуменов подчинённых ему киновий теми словами любви, кроткого снисхождения и увещания, какие они неоднократно слышали от него и раньше. В день его погребения огромная толпа монахов и мирян спешила коснуться его тела; многие отреза́ли частицы его одежд, чтобы иметь что-либо в знак памяти о почившем.

Тропарь, глас 8

Слез твои́х тече́ньми пусты́ни безпло́дное возде́лал еси́,/ и и́же из глубины́ воздыха́ньми во сто трудо́в уплодоно́сил еси,/ и был еси́ свети́льник вселе́нней, сия́я чудесы́, Феодосие, о́тче наш,// моли́ Христа́ Бо́га спасти́ся душа́м на́шим.

Кондак, глас 8

Насажде́н во дво́рех Го́спода твоего́,/ преподо́бными твои́ми доброде́тельми кра́сно процве́л еси́/ и умно́жил еси́ ча́да твоя́ в пусты́ни,/ сле́з твои́х ту́чами напая́емая,/ стадонача́льниче Бо́жий Боже́ственных дворо́в.// Те́мже зове́м: ра́дуйся, о́тче Феодо́сие.

Молитва

О преподобне и богоносне отче наш Феодосие! Ты, поработати Господеви желая, неленостно в трудех, во бдениих, в молитвах и постех подвизался еси, и был еси наставник монашествующим, всем же людем - отец чадолюбивый. Ныне убо, по отшествии твоем от земных, Небесному Царю предстоя, моли благость Его, еже ущедрити место селения твоего, святую обитель твою, идеже духом любве твоея неотступно пребываеши, и всем с верою к тебе припадающим во благая прошения их исполнити. Испроси у Милостиваго Господа нашего, да низпослет нам обилие благ земных, паче же яже на пользу душ наших да дарует нам, и скончати житие сие привременное в покаянии да сподобит, в день же Судный деснаго предстояния и наслаждения во Царствии Своем да удостоит нас во веки веков. Аминь.