Преподобный Сергий Шухтомский (в миру Стефан) был схимонахом Шухтомского (Шухтовского) монастыря, расположенного в селе Шухтоме (Шухтове) в 50 километрах от города Череповца. Святые мощи его были погребены под спудом монастырской церкви, ставшей после упразднения монастыря приходским Покровским храмом. Сведения о благочестивой и подвижнической жизни преподобного Сергия приведены в пространной надписи на его гробнице.
В ней говорится, что 19 мая 1609 года, в день памяти священномученика Патрикия, епископа Прусского, преставился раб Божий, инок и схимник Сергий, в царствование великого князя Василия Иоанновича Шуйского и при Святейшем Патриархе Ермогене. «Погребено же бысть его трудолюбивое тело в часовне у церкви Живоначальныя Троицы и Покрова Пресвятой Богородицы, что в Шухтове, во области града Белоозера».
Далее надпись сообщает о том, что святой угодник родился и воспитывался в Казани и, подобно святому Сергию Радонежскому, в младенчестве вместо материнского молока питался «ячменным и неквасным суслом». С возрастом он принимал в пищу лишь сухой хлеб и немного воды, да и то лишь два раза в неделю.
Оставив Казань, преподобный Сергий отправился в трехлетнее паломничество в Палестину, Константинополь и Грецию, поклоняясь святым местам и обучаясь монашеской жизни. Затем, как сообщает надпись, «непострижен из Палестины прииде в Великий Новград в соборную церковь Софии Премудрости Божией; из Новаграда пойде в Соловецкую обитель преподобных отец Зосимы и Савватия».
В 1603 году святой угодник Божий пришел в Вологодский край, где принял иноческий постриг от настоятеля Череповецкого Воскресенского монастыря архимандрита Исаии, который, будучи иконописцем, написал впоследствии образ своего святого постриженника.
О суровом аскетическом образе жизни преподобного Сергия надпись говорит в следующих подробностях: «Пребываше без сна день и нощь; в молитвах же и в постех, и в коленопреклонениих, постели себе не имеяши; егда же вздремаше, тогда мало сна приимаше на локтех точию и на колену».
Преподобный Сергий преставился в возрасте 50 (или 75) лет. При жизни был прославлен Господом многочисленными чудотворениями и удостоен дара пророчества. О внешнем облике святого схимника в надгробной надписи сказано: «Возрастом бе мал, лице имея бело, кругло, власами черн, кудреват, брады не имеяши, мантия долга, ряса черна».
Тропарь, глас 8:
Бденными молитвами и потоки слезными пустыню напоил еси / и из глубины воздыханьми ю расплодил еси /и бысть постнически равно Ангелом житие твое; /страдальчески бореньми, яже от бесов и от ненаказанных человек, претерпел еси /и Ангелом собеседник явися, /Божественнаго винограда насеятель быв; /и, оставив временное житие, преселился еси в жилище Небесное. /Тем же тя почитаем, преподобне отче наш Сергие, //моли Христа Бога спастися душам нашим.
Кондак, глас 2:
От мира скрывся, в пустыни пожил еси, / досточудне Сергие, / но Христос тя показа Русской земли, / яко сокровище многоценное. / Пустыню одождил еси своими поты / и бысть, яко риза винограда нетленнаго, / темже моли за архиереии за власти, // и за вся христианы, чтущих память твою.
Молитва преподобному Сергию Шухтомскому
О многотерпеливе подвижниче, преподобне Сергие, отче наш! Ты от лет младых иго Господне на раменах своих понести восхотевый, устремил еси стопы твоя ходити в заповедех Его и руце твоя укрепил еси к деланию повелений Его. Ты, отче преподобне, верою несумненною укрепляемь, от стран южных, идеже Господь наш Иисус Христос плотию Своею пречистою хождаше, и распят бысть, и воскресе из мертвых яко Бог, даже до стран полунощных, яже близ окияна ледовитаго, востече, слово Божие возвещая и в подвизех своих возрастая в меру совершенну. Ныне мы грешныя, чада твоя, собраннии на месте земнаго твоего упокоения, идеже положено бысть многотрудное тело твое, вопием к тебе из глубины сердца и глаголем: огради святыми твоими молитвами землю нашу и вся люди, чающия твоего милостиваго предстательства, градом и весем буди твердый хранитель, пастырем буди образ веры и наставление во благочестии, иноком в терпении и целомудрии путевождь. Умири, о святый наш наставниче, вся раздоры, в народе нашем аки буря воздвизаемыя, да приидем во единство веры и в союз любве, во еже исполнитися на нас словесем Господним: аще в любве пребудете, познает мир, яко поистине ученицы Моя вы есте. Не отрини нас от покрова молитвы твоея, теплый наш ко Господу ходатаю, да не будем снедию врагу и брашном чуждему, но да будем до последняго нашего издыхания подражателями тебе в соблюдении заповедей Господних, сладость вкушающе повелений Его. И яко же благовествовал еси Закон Господень, прохождая землю всю, даждь и нам от восток солнца и до запад хвалити Имя Господне, да твоим заступлением достигшее бесконечнаго невечерняго дне, купно с тобою внидем в Горний светлый Иерусалим, идеже Безначальному Небесному Отцу, от небытия в бытие нас приведшему, и Беспорочному Агнцу Божию, Кровию Своею нас искупившему, и Животворящему Утешителю Духу, дары благодатными нас снабдевающему, песнь воспоим во веки веков. Аминь.