Имя Аввакум в переводе с еврейского языка означает – любовь Божия, или обнимающий, обхватывающий, сильный борец, подвижник.
Святой пророк Аввакум, один из 12-ти малых пророков, сын Асафата, происходил из колена Симеонова. Родиною пророка Аввакума было небольшое селение Вифзахир (Вифхозир), иначе называемое Бетзохар.
Пророческое служение он проходил в царстве Иудейском, в VII веке до Рождества Христова. Начало пророческой деятельности Аввакума относится к годам царствования Манассии, продолжение пророческой деятельности – во времена царствования благочестивого царя Осии.
Пророк Аввакум предсказал о разрушении Иерусалима халдеями [1].
Пророк от имени Божия угрожает (Авв. 1, 5-6) своим современникам, иудеям, за их нечестие (Авв. 1, 3-4) неожиданным и изумительным бедствием – нашествием невиденного ими дотоле народа – халдеев. Бедствие это еще не наступило, пророк лишь предвидит его приближение (Авв. 3, 2, 16), Иерусалим и храм еще существуют (Авв. 2, 20), и в храме надлежащим образом отправляется богослужение (Авв. 3, 1-19), хотя в общественной жизни царит бесправие и всякого рода нечестие (Авв. 1, 2-4), богопоставленная царская власть тоже существует (Авв. 3, 13), и поэтому предсказание пророка о нашествии халдеев современникам пророка представлялось невероятным (Авв. 1, 5). Особенную силу и остроту недоумениям придавало то, что халдеи, избранные Богом для наказания иудеев и других народов, были сами нечестивее иудеев, превозносились собственною силою, поставляя ее вместо Бога и совершали ничем необуздываемые злодейства (Авв. 1, 9-16). Неужели Бог не может положить конец одному злу иначе, как посредством другого? (Авв. 1, 12-17).
Но далее дается ответ на эти недоумения пророка и народа. Сущность этого ответа составляет мысль, что «душа надменная не успокоится, а праведный своею верою жив будет» (Авв. 2, 4), откуда следует и неизбежность ожидающей халдеев гибели по суду Божию (Авв. 2, 8-17), чем будет обеспечено спасение Израиля (Авв. 2, 20). Далее пророк пять раз произносит «горе» по поводу гибели халдеев и перечисляет их преступления (Авв. 2, 5-20).
Цель пророчества Аввакума – установить правильный взгляд на пути Промысла Божьего, поддержать и утешить верующих.
Аввакум первый из пророков называет халдеев врагами иудеев. Вероятно, он-то и разумеется в числе пророков, предсказавших иудейскому царю Манассии «такое зло, о котором кто услышит, зазвенит в обоих ушах у того» (4 Цар. 21,12). Несчастье это – разрушение Иерусалима и погибель Иуды.
Пророк Аввакум, в озарении свыше, предвещал, что Иегова явится в мир для суда над врагами Его царства и для спасения Своих избранных во главе с помазанником Своим, и наступит такое время, когда вся земля наполнится познанием славы Господа, как воды наполняют море (Авв. 3, 13). Здесь не только предрекается избавление евреев из плена Вавилонского, но и спасение рода человеческого. Таким образом, это пророчество мессианского характера – взор пророка провидел избавление еще от другого рабства – греховного рабства всего рода человеческого и его обновление.
Святая Церковь под горою приосененною (Фа-ран) разумеет Божию Матерь, как бы некую гору добродетелей, осененную Святым Духом.
Ввиду такого ясного мессианского значения пророчеств Аввакума Церковь христианская усвоила ему наименование «Богоглаголивого» (пасхальный канон, песнь 4-я, ирмос).
Молитвенная песнь пророка Аввакума (Авв. гл. 3) служит основанием 4-й песни церковных канонов, изображающей всемогущество Бога и непостыдную надежду на Него.
По преданию, святой пророк Аввакум умер в старости и погребен был на собственном поле. Мощи святого пророка Аввакума были обретены в царствование императора Феодосия II Младшего (408-450).
Пророк Аввакум оставил книгу своих пророчеств, состоящую из 3-х глав. Книга пророка Аввакума отмечает начало халдейского влияния в истории библейского Израиля и отличается чистотою и правильностью языка, живостью образов, возвышенной простотой, его взгляд и изложение носит отпечаток самостоятельной силы и современной красоты.
Память святого пророка Аввакума Православная Церковь празднует 2 (15) декабря.
[1] Халдеи произошли от Хеседа (Кеседа), сына Нахорова, брата Авраама (Быт. 22, 22), расселились по течению реки Евфрата, на юг и восток по всей Месопотамии и Вавилонии. Халдеи отличались крайней жестокостью и воинственностью. Халдеи – народ свирепый и необузданный.