Елисей (евр. Эли́ша - Бог помог или Бог спасет) (IX в. до н.э.), ученик и преемник пророка Илии, пророк в Израиле при шести царях израильских (от Ахаза до Иоаса, 4 Цар 2 и по 9 гл.) Память 14 июня, 20 июня - перенесение мощей.
Был сыном Сафата из Авел-Мехолы (3 Цар. 19, 16-21), вероятно, человека зажиточного, так как Елисей, будучи призван на пророческое служение Илией, мог принести в жертву одну из 12 пар волов, на которых пахал вместе с наемными рабочими (3 Цар. 19, 19-21). Во время своего призвания к пророческому служению, вероятно, находился еще в годах цветущей юности; отец и мать его тогда еще были живы и он жил вместе с ними.
Сделавшись ревностным последователем своего учителя, пророка Илии, Елисей трудился более 60 лет, при шести царях израильских (от Ахаза до Иоаса), и бестрепетно говорил им правду, обличая их нечестие и наклонность к идолопоклонству.
С его именем связывается множество чудес — от чудесного перехода Иордана до исцеления больных и воскрешения сына гостеприимной вдовы сунамитянки. Во всех рассказах о Елисее он рисуется как человек глубоко прозорливый, сильный духом и верой. К его времени относится высшее развитие давнего учреждения, известного под названием "пророческих сонмов" или школ — своего рода подвижных религиозно-просветительных общин, в которых воспитывались молодые люди под руководством уже умудренных опытом и известных своей деятельностью пророков.
Елисей был единственным очевидцем вознесения пророка Илии на небо и в наследие от него получил милоть, как видимый знак преемства пророческого духа.
По общему счислению призвание Елисея к пророческому служению было в 906 г. до н.э., а смерть в 838 г. до н.э. Климент Александрийский говорит, что период пророческого служения Елисея обнимал собою 64 года; в этом он почти согласен с хронологией иудеев, по которой пророчество Елисея продолжалось более 60 лет.
Архим. Никифор (Бажанов) отмечает "некоторую противоположность пророку Илии в его образе действий: Елисей, так сказать, мягкосердечнее и миротворнее, чем пророк Илия; он более живет и обращается в обществе, чем в пустыне; он менее пророчествует о грозных судах Божиих над нечестивыми царями и царствами и реже является как орудие Божие для выполнения оных; однако, при всем этом, его характер также не лишен высокого мужества и твердости, когда то оказывается нужным".
Мощи и почитание
Когда через год по смерти Елисея при погребении одного умершего погребавшие, испугавшись наступавших полчищ моавитян, бросили тело в могилу Елисея, то оно, коснувшись костей пророка, немедленно ожило (4 Цар. 13, 23). Этот случай является важным библейским свидетельством о чудотворном действии мощей святых угодников.
Имя Елисея было весьма популярно в последующей литературе. О нем с высшей похвалой говорит Иисус, сын Сирахов, указывая на то, как он, высказывая правду, не трепетал перед царями (Сир. 48, 12-14). Имя его упоминается также и евангелистом Лукой (Лк. 4, 27).
Новым измерением почитания святого стало его выделение как "покровителя химиков". С этим, в частности, связывалось возведение храма во имя пророка Елисея на азотном комплексе «ФосАгро-Череповец». Настоятель храма, священник Сергий Щербаков, в 2018 году объяснял связь Елисея с химией чудом об очищении воды солью, которое совершил пророк в Иерихоне (4 Цар 2, 21-22).
Тропарь, глас 4
И́же во пло́ти А́нгел/ и проро́ков нача́льнику свиде́тельствова, сла́вный Елисе́е/, ди́вны чудеса́ соде́лал еси́, проро́че/, поспе́шеством Свята́го Ду́ха;/ си́лою Илиино́ю исцели́в во́дное естество́/, зве́ри же погуби́ пожира́ющия/, и Неема́на очи́сти/, и вдови́ча сы́на воскреси́л еси́//, и всем чту́щим тя да́руй благода́ть и исцеле́ние.
Кондак, глас 2
Проро́к Бо́жий яви́лся еси́,/ сугу́бую благода́ть прие́мь,/ вои́стинну досто́йную тебе́, Елисе́е блаже́нне:/ Илии́ бо был еси́ совсе́льник,// с ни́мже Христу́ Бо́гу моли́ся непреста́нно о всех нас.
Молитва пророку Елисею
О, святый, славный пророче Божий Елисее! К тебе ныне прибегаем и смиренно просим, буди нам грешным ходатай у Престола Царя Славы. Вемы честное твое житие и славная деяния твоя, имиже, Господь, спасе верныя чада Своя. Милостию Илииною подадеся ти сугубая благодать и сотвори тя Господь светильник народу своему, да избавит его от тьмы нечестия и многобожия. Буди и нам утверждение в вере и благочестии, да явится в нас вера жива и действенна. Якоже некогда через тя воскреси Господь сына благочестивой жены, такожде и ныне чрез ходатайство твое да воскресит Господь души наша умерщвленные грехом. Да очистит и омыет нас, подобие омовению и очищению в водах Иорданских проказы Неемана сирианина. Сотвори тя Господь пророка неложна: зриши бо яко настоящая далече сущая: сего ради, прозрел еси семилетний глад в стране израильтестей и смерть Венадада царя сирийскаго. Умоли Всемилостиваго Бога да подаст нам видение неправд и согрешений наших. Да всадит в сердце наше дух смирения и кротости, дух братолюбия и незлобия, дух терпения, целомудрия и воздержания. Яко помазав пророче князя Ииуя на царство, испроси правителем нашим мудрость и нелицеприятие. Умоли Всещедраго Бога, отвратити от нас всякий гнев Его, праведно на ны движимый, и сохранити вся грады и веси, от глада, труса, потопа, огня, меча, и от нашествия иноплеменных и междоусобныя брани, от смертоносныя язвы, даровати же нам вся к жизни временней благопотребная и к вечному спасению полезная. Прослави тя, Господь, пророче и по кончине твоей, яко от прикосновения к честным останкам твоим воскреси мертваго, несомаго на погребение. Подобие и к нам да прикоснется благодать Божия, возставляющая от тли смерти всякое создание, и оживотворит ны к жизни праведной и благочестной. Наипаче же моли Господа, да сподобит всех нас по христианской кончине Небесное Царствие получити, идеже вси праведнии купно с тобою славят Отца и Сына и Святаго Духа во веки веков. Аминь.