Псалом Давиду, егоже воспет Господеви о словесех Хусиевых,
сына Иемениина, 7


Господи Боже мой, на Тя уповах, спаси мя от всех гонящих мя и избави мя: да не когда похитит яко лев душу мою, не сущу избавляющу, ниже спасающу. Господи Боже мой, аще сотворих сие, аще есть неправда в руку моею, аще воздах воздающым ми зла, да отпаду убо от враг моих тощ. Да поженет убо враг душу мою и да постигнет, и поперет в землю живот мой, и славу мою в персть вселит. Воскресни, Господи, гневом Твоим, вознесися в концах враг Твоих, и востани, Господи Боже мой, повелением, имже заповедал еси. И сонм людей обыдет Тя, и о том на высоту обратися. Господь судит людем: суди ми, Господи, по правде моей, и по незлобе моей на мя. Да скончается злоба грешных, и исправиши праведнаго, испытаяй сердца и утробы, Боже праведно. Помощь моя от Бога, спасающаго правыя сердцем. Бог Судитель праведен и крепок, и долготерпелив, и не гнев наводяй на всяк день. Аще не обратитеся, оружие сего очистит, лук Свой напряже и уготова и, и в нем уготова сосуды смертныя, стрелы Своя сгараемым содела. Се боле неправдою, зачат болезнь, и роди беззаконие: ров изры, и ископа и, и падет в яму, юже содела. Обратится болезнь его на главу его, и на верх его неправда его снидет. Исповемся Господеви по правде Его и пою имени Господа Вышняго.



В конец, о точилех, псалом Давиду, 8

Господи, Господь наш, яко чудно имя Твое по всей земли, яко взятся великолепие Твое превыше небес. Из уст младенец и ссущих совершил еси хвалу, враг Твоих ради, еже разрушити врага и местника. Яко узрю небеса, дела перст Твоих, луну и звезды, яже Ты основал еси. Что есть человек, яко помниши его? Или сын человечь, яко посещаеши его? Умалил еси его малым чим от ангел, славою и честию венчал еси его. И поставил еси его над делы руку Твоею, вся покорил еси под нозе его. Овцы и волы вся, еще же и скоты польския, птицы небесныя, и рыбы морския, преходящия стези морския. Господи, Господь наш, яко чудно имя Твое по всей земли.





Толкование Афанасия Великого



Псалом 7


Пс.7:1. Псалом Давиду, егоже воспет Господеви о словесех Хусиевых, сына Иемениина.

Хусий, первый друг Давидов, послан был Давидом к Авессалому противодействовать Ахитофелу, подававшему советы против Давида. Он, оставив Давида и притворясь изменником, когда Авессалом требовал совета у него и у Ахитофела, и Ахитофел предложил преследовать Давида, сказал: нет; не должно без достаточных сил гнаться за тем, кто сведущ в военном деле, – и этим словом спас Давида. Давид, спасенный как бы не человеческою помощью, воспевает за это благодарственную песнь Богу, приписав все благодати Его, а не кому-либо из людей.

Пс.7:2. Господи Боже мой, на Тя уповах.

Поелику не ожидаю спасения от человека, то, хотя и прекрасны слова Хусиевы, Ты спаси меня, как от настоящих врагов, так наипаче от мысленного льва, уловляющего душу мою.

Пс.7:5. Аще воздах воздающым ми зла.


Представляет свою незлопамятность, прося за это милости у Бога.

Да отпаду убо от враг моих тощ.

Как победивший праведник уходит от врагов с полными руками, так побежденный грешник уходит от них «тощ», ничего при себе не имея.

Пс.7:6. Да поженет убо враг душу мою.


Слова эти имеют такой смысл: пусть впаду в руки диаволу, если я сделал что-либо из сказанного выше! И если сделал то или другое, то пусть не буду освобожден от греха прежде смерти.

Пс.7:7. Вознесися в концах враг твоих,


то есть, между сильными из врагов моих; потому что концы означают укpепления.

И востани Господи Боже мой, повелением, имже заповедал еси.

Этими словами ясно благовествует о богоявлении Спасителя.

Пс.7:8. И сонм людей обыдет Тя.


А этим ясно показывает веру в Него Церкви.

И о том на высоту обратися,

– о том, то есть, о сонме. А словом: «на высоту» – дает разуметь или честный крест, на который Христос вознес грехи наши, или восхождение на небо. Ибо «вниде.., да явится лицу Отчему о нас» (Евр.9:24).

Пс.7:9. Суди ми, Господи, по правде моей.

Снова просит спасти его от врагов, умоляя о милосердии тем, что ими сделано.

Пс.7:11. Спасающаго правыя сердцем.

Поелику знаешь Ты помышления сердца нашего, то и испрашиваю поэтому помощи.

Пс.7:12. Бог судитель праведен, и кpепок, и долготерпелив.

Этим изображает долготеpпение в Боге, Который, если не совсем прощает, то отлагает наказание наше.

Пс.7:14. Стрелы Своя сгараемым содела.


Стрелами называет наказание, а под «сгараемыми» разумеет достойных огня.

Пс.7:15. Се боле неправдою


– это враг жизни нашей.

Зачат болезнь, и роди беззаконие,


то есть, замыслил, и мысль свою привел в исполнение.

Пс.7:16. Ров изры, и ископа и.

Уготовав смерть Спасителю Христу, сам предается смерти.

Псалом 8


Пс.8:1. В конец, о точилех, псалом Давиду.

Сказано: в «конец», потому что заключающееся в псалме пророчество должно было прийти в исполнение при конце веков. Ибо псалом говорит о Христе и о Церквах по вочеловечении; так как и Единородный именуется виноградною лозою, и верные – рождием. Если же иудей усиливается утверждать, что псалом сказуется вообще о человеке; то и в сем случае да будет известно, что покорено все человеку, потому что имел вочеловечиться Сый во образе Божии. Древле в подзаконном служении было одно предточилие, то есть, жертвенник во храме; по призвании же язычников – точил много, и это суть Церкви, собирающие плоды преуспевающих в богочестии.

Пс.8:2. Господи Господь наш, яко чудно имя Твое по всей земли.


В изумление приводит Пророка ведение имени Божия, данное людям. Ибо уже не одним только живущим во Иудеи ведом Бог.

Пс.8:3. Из уст младенец и ссущих совершил еси хвалу,

то есть, из уст по Богу младенчествующих злобою. Это, как ясно написано в Евангелиях, сказал Спаситель, когда фарисеи заграждали уста благословляющим Его детям.

Враг Твоих ради, еже разрушити врага и местника.

Разумей или чувственного, или мысленного врага, или народ иудейский. Ибо иудеи гнали Христа как врага, и показывали вид, что делают это, ревнуя об Отце. Посему, чтобы лишить их всякого оправдания, Господь сказал: «ненавидяй Мене, и Отца Моего ненавидит» (Ин.15:23). «Врага и местника», то есть, или диавола, потому что он, понудив совершить грех наказывает согрешающих, представляя им пред очи тяжесть греха, – или народ иудейский, сего врага истины и местника, по мнимой его ревности о 3аконе.

Пс.8:4. Яко узрю небеса, дела перст Твоих.

Они негодуют на младенцев совершающих хвалу; а я – малое некое дело в Твоем создании – взираю на сие великое и прекрасное дело, то есть, на небеса.

Пс.8:5. Что есть человек, яко помниши его? Или сын человечь, яко посещаеши его?»
Пс.8:6. Умалил еси его малым чим от Ангел.


Поелику Павел ясно истолковал это о Спасителе нашем, то надлежит довольствоваться этим изъяснением.

Пс.8:7. Вся покорил еси под нозе его.


Бог, сказав: «сотворим человека по образу Нашему и по подобию», присовокупил: «и да обладает рыбами морскими», и прочим, подробно исчисленным (Быт.1:26), а за сим продолжает: «раститеся и множитеся, и наполните землю, и господствуйте ею» (Быт.1:28). Ибо разумной природе, как богоподобной, даровал господство над всем. И человек, прияв силу в образе Божием, также поставлен князем всего на земле, как и Бог есть Царь всяческих. Если вообще сказано:

поставил еси его над делы рукý Твоею,

а в другом месте говорит: «и дела рукý Твоею суть небеса» (Пс.101:26); то явствует, что поставил его и над небесами, и, не утаивая, уже называет пребывание на небесах отшедших отсюда с земли, когда по обетованию наследуют небесное царство. Говорит же и Павел: «наследницы убо Богу, снаследницы же Христу» (Рим.8:17) Так должно разуметь и следующее: «вся покорил еси под нозе его». Ныне покорил животных; но, поелику уготована человеку равноангельская жизнь на небе, то человек, и там поставленный «над делы рукý» Его, будет зрителем небес и всего, что на них. Блаженный же Павел истолковал, что и это исполнится на Спасителе в будущем веке. Посему говорит ему Отец: «седи о десную Мене, дóндеже положу враги Твоя подножие ног Твоих» (Евр.1:13).

Пс.8:8. Овцы и волы вся,


Этим дает разуметь уверовавших из израильтян.

еще же и скоты́ польски́я,


– этим означает язычников.

Пс.8:9. птицы небесныя,

то есть, превозносящихся житейским и людей самых неразумных, но высокомудренных.

Пс.8:10. Господи Господь наш, яко чудно имя Твое по всей земли.


Приведенный, как сказано, в изумление боговедением, открывшимся у людей, повторяет прежние слова, и тем усугубляет чудо.