В конец, о тайных сына, псалом Давиду, 9.
Исповемся Тебе, Господи, всем сердцем моим, повем вся чудеса Твоя. Возвеселюся и возрадуюся о Тебе, пою имени Твоему, Вышний. Внегда возвратитися врагу моему вспять, изнемогут и погибнут от лица Твоего. Яко сотворил еси суд мой, и прю мою, сел еси на Престоле, судяй правду. Запретил еси языком, и погибе нечестивый, имя его потребил еси в век и во век века. Врагу оскудеша оружия в конец, и грады разрушил еси, погибе память его с шумом. И Господь во век пребывает, уготова на суд Престол Свой, и Той судити имать вселенней в правду, судити имать людем в правоте. И бысть Господь прибежище убогому, помощник во благовремениих, в скорбех. И да уповают на Тя знающии имя Твое, яко не оставил еси взыскающих Тя, Господи. Пойте Господеви, живущему в Сионе, возвестите во языцех начинания Его. Яко взыскаяй крови их помяну, не забы звания убогих. Помилуй мя, Господи, виждь смирение мое от враг моих, возносяй мя от врат смертных. Яко да возвещу вся хвалы Твоя во вратех дщере Сиони, возрадуемся о спасении Твоем. Углебоша языцы в пагубе, юже сотвориша, в сети сей, юже скрыша, увязе нога их. Знаемь есть Господь судьбы творяй, в делех руку Своею увязе грешник. Да возвратятся грешницы во ад, вси языцы забывающии Бога. Яко не до конца забвен будет нищий, терпение убогих не погибнет до конца. Воскресни, Господи, да не крепится человек, да судятся языцы пред Тобою. Постави, Господи, законоположителя над ними, да разумеют языцы, яко человецы суть. Вскую, Господи, отстоя далече, презираеши во благовремениих, в скорбех? Внегда гордитися нечестивому, возгарается нищий, увязают в советех, яже помышляют. Яко хвалимь есть грешный в похотех души своея, и обидяй благословимь есть. Раздражи Господа грешный, по множеству гнева своего не взыщет: несть Бога пред ним. Оскверняются путие его на всякое время, отъемлются судьбы Твоя от лица его: всеми враги своими обладает. Рече бо в сердце своем: не подвижуся от рода в род без зла. Егоже клятвы уста его полна суть, и горести и льсти, под языком его труд и болезнь. Приседит в ловительстве с богатыми в тайных, еже убити неповиннаго, очи его на нищаго призираете. Ловит в тайне, яко лев во ограде своей, ло вит, еже восхитити нищаго, восхитити нищаго, внегда привлещи и в сети своей. Смирит его, преклонится и падет, внегда ему обладати убогими. Рече бо в сердце своем: забы Бог, отврати лице Свое, да не видит до конца. Воскресни, Господи, Боже мой, да вознесется рука Твоя, не забуди убогих Твоих до конца. Чесо ради прогнева нечестивый Бога? Рече бо в сердце своем: не взыщет. Видиши, яко Ты болезнь и ярость сматряеши, да предан будет в руце Твои, Тебе оставлен есть нищий, сиру Ты буди Помощник. Сокруши мышцу грешному и лукавому, взыщется грех его и не обрящется. Господь Царь во век и в век века, погибнете языцы от земли Его. Желание убогих услышал еси, Господи, уготованию сердца их внят ухо Твое. Суди сиру и смиренну, да не приложит ктому величатися человек на земли.
На русском языке:
Толкование Афанасия Великого:
Пс.9:1. В конец, о тайных сына, псалом Давиду.
В псалме этом изображает сокровенные дела Спасителя, – ибо многое совершено Им втайне. Таковы: рождение Его по плоти от Девы чрез Духа Святого, необыкновенные и чудодейственные силы, самая смерть, сошествие в ад и воскресение из мертвых. Ибо все это совершено Им втайне. Сокрыл Он это от князей мира сего. Пророк же от лица человечества входит с благодарением за все эти тайные дела, и говорит: «исповемся Тебе, Господи». Последнею же печатию тайных дел Спасителя были: Его смерть, все совершенное Им в аде, Его воскресение и вознесение.
Пс.9:2. Исповемся Тебе, Господи, всем сердцем моим...
Пс.9:4. Внегда возвратитися врагу моему вспять.
Объясняет, в чем состоит его исповедание. «Врагом» же называет смерть, обратившуюся вспять, то есть небытие.
Изнемогут и погибнут от лица Твоего.
Когда смерть обратится вспять, тогда ведена будет в бездействие и вся сопротивная сила. Ибо если истребляется «последний враг смерть» (1Кор.15:26), то явно, что еще прежде сего истреблены уже сопротивные силы.
Пс.9:5. Яко сотворил еси суд мой, и прю мою.
Представляет причину благодарения.
Сел еси на престоле
– объясняет Божие посещение в суде.
Пс.9:6. Запретил еси языком, и погибе нечестивый.
Очевидно, разумеет мысленных врагов.
Имя его потребил еси в век.
Говорит о мысленном змие или о диаволе. Поелику запрещение значит и исправление; то можно сказать, что, по исправлении язычников Апостолами, «погибе нечестивый», когда угасло и прекратилось на жертвеннике его курение тука. Ибо после того, как «запретил языком» и обратились они ко Господу, действовавший в них, когда были «сынами противления» (Еф.2:2), диавол погиб с идольскими храмами, которые, подобно городам, вмещали в себе множество привязанных к злочестию, и до того погибли, что не осталось и следа их. Можно толковать это и о последнем суде. Ибо тогда запретит Господь грешным и вконец погибнет диавол, сей в подлинном смысле «нечестивый». И города, по истреблении издревле обитавшего в них злочестия, приимут в себя назидание благочестия.
Пс.9:7. Врагу оскудеша оружия в конец.
Оружиями диавола называет сопротивные силы, которые придавали ему крепость. «Грады» суть сопротивные силы, которые подобно твердым, огражденным стенами городам содержали под властью своею уловленных их прелестью. Да и о каких говорить ему городах, кроме тех, о которых сказано в другом месте: «положил еси грады в персть, грады твердыя, еже пасти основаниям их» (Ис.25:2)? Явно, что это, по изъясненному выше, суть сопротивные силы.
Погибе память их с шумом
– погибель их стала гласною. Разумеет – или конечную погибель, или чрезмерность бедствий, или очевидность погибели.
Пс.9:10. И бысть Господь прибежище убогому,
то есть, народу нищему духовно. Давид часто называет себя убогим и нищим, хотя был и на царском престоле. Ибо знал, что всё человеческое бессильнее тени.
Помощник во благовремениих, в скорбех,
как и в другом месте сказано: «во время приятно послушах тебе» (Ис.49:8).
«Благовремениим» называет время скорби. Ибо хотя и всегда, даже в благоденствии, имеем нужду в помощи, однако же гораздо ощутительнее для нас пособие в скорби.
Пс.9:12. Пойте Господеви живущему в Сионе,
то есть, в небесном Иерусалиме.
Возвестите во языцех начинания Его.
Это говорит как бы Апостолам и проповедникам Евангелия. Какие же это начинания, показывает ниже.
Пс.9:13. Яко взыскаяй крови их помяну,
то есть, взыщет кровей, пролитых за Него, чтобы потребовать за них удовлетворения.
Не забы звания убогих.
Убогими называете опять обнищавших ради Него, которые, непрестанно обращаясь к Нему с молениями, просят об отмщении демонам за причиненные ими обиды.
Пс.9:14. Возносяй мя от врат смертных.
Для того воздвигаешь меня от земли смирения, чтобы сликовствовал я в небесном сионе.
Пс.9:15. Во вратех дщере Сиони»,
– в небесном Иерусалиме.
Возвещу
– вместо: буду воспевать долгое время.
Пс.9:17. Знаемь есть Господь судьбы творяй.
Ибо истинно праведен суд, по которому уготовавшие человеку смерть объяты ею. Ибо во время суда и те познают Судию, над кем будет суд.
Пс.9:20. Воскресни, Господи, да не крепится человек.
Молится, чтобы Единородный воссиял сущим на земле, и чтобы тот высокомудренный диавол, которого Давид в этом псалме называет «человеком», не подымал более бровей.
Да судятся язы́цы пред Тобою.
Молится о скорейшем призвании язычников ко спасению.
Пс.9:21. Постави, Господи, законоположителя над ними.
Кто же законоположитель, кроме Того, Кто ввел у нас закон Нового Завета?
Да разумеют язы́цы, яко человецы суть.
По чрезмерному демонскому обольщению обратились они в образ скотов, почему и сказано о них: «приложися скотом несмысленным, и уподобися им» (Пс.48:13).
В евр. библии начинается далее псалом 10.
Пс.9:22. Вскую, Господи, отстоя далече...
Молится, чтобы ускорено было призвание язычников, которое будет по прошествии долгого времени. Соделано же это высокомерием диавола.
Пс.9:23. Внегда гордитися нечестивому, возгарается нищий.
Высокомерие лукавого служит воспламенением нищему народу Твоему.
Увязают (вместо «увязнут».) в советех, яже помышляют.
Ибо сказано: «Ты запинаяй премудрым в коварстве их» (1Кор.3:19; ср. Иов.5:13).
Пс.9:24. Яко хвалимь есть грешный в похотех души своея.
Таково долготерпение, что, поелику нечестивые остаются ненаказанными, то некоторые из неразумных одобряют уже жизнь их.
Пс.9:25. Раздражи Господа грешный
Раздражил, издеваясь над сказанным в Писании о Промысле и суде Его. Ибо многие, слыша что-нибудь подобное сему, тотчас предаются смеху. А в связи с этим сказано:
по множеству гнева своего,
так что целое будет иметь такой смысл: грешник раздражил Господа, собирая себе множество гнева; потому что речение «своего» должно понимать о раздражившем. А присовокупленное потом: «не взыщет» – должно уже читать после знака препинания, так что выйдет следующий смысл: ужели, хотя грешник раздражает Бога, воспламеняя себе множество гнева, однако же Бог не взыщет? Читаемое после знака препинания может иметь и такой смысл: не взыщет ли и не воздаст ли ему Бог по гневу, какой собрал он себе в день гнева своего?
Несть Бога пред ним.
Утратив в душе страх Божий, постоянно живет он во грехе. Начало всякого лукавого дела – не думать о Боге судии.
Пс.9:26. Отъемлются судьбы Твоя от лица его.
Не хочет знать, что Ты – праведный Суд. Ибо кто не знает, что есть Бог, тот не знает, что есть Судия.
Всеми враги своими обладати будет.
Это подобно сказанному: «вселенную всю объиму рукою моею яко гнездо» (Ис.10:14). Из искушений одни касаются души, другие – тела, и иные – окружающего тело. И искушения, касающиеся души, называются нечистыми помыслами, которыми порождаются грехи и ложные учения. Искушения, относящиеся к телу»,» бывают причиною ударов, мучений, гонений, заключений в темницы и смерти. И искушения, касающиеся окружающего тело, состоят в ущербе денег и имущества, в потере детей, в утрате жен. Из этого явствует, что сатана над всяким праведником возобладал непременно посредством какого-либо из исчисленных искушений. Ибо один Христос «греха не сотвори, ни обретеся лесть во устех Его» (1Пет.2:22).
Пс.9:27. Рече бо в сердце своем: не подвижуся,
то есть, не впаду в заблуждение, не совращусь с пути в роды родов, потому что не потерплю ничего худого.
Пс.9:28. Егоже клятвы уста его полна суть.
Рассчитал, что благоденствие его будет постоянно; почему, уста его полны «горести и льсти», и уловляет нищих, чтобы убивать их в сетях своих. В сказанном же: «с богатыми», что иное разумеется, как не богатеющие злом? Ибо они содействуют отцу своему диаволу в кознях против нищих.
Пс.9:29. Приседит в ловительстве с богатыми.
Заседая в собраниях и сонмищах, уготовляет сети и козни невинным.
Пс.9:31. Преклонится и падет.
Когда диавол скажет: я победил, тогда падет и посрамится.
Пс.9:32. Рече бо в сердце своем: забы Бог.
Диавол говорит это не потому, что это действительно так, но с намерением нас обольстить, чтобы мы преткнулись мыслию, подумав, что Бог нерадит о делах человеческих.
Пс.9:33. Воскресни, Господи Боже мой.
Желает подвигнуть Божие коснение и Божию благость; потому что, пока не вознесена рука Божия на безумие нечестивых, они большей предаются дерзости.
Да вознесется рука Твоя.
Подними руку Твою, и научи их, что промышляешь об обидимых, и как бы восстав от сна, покажи, что Тобою посылаемое на них наказание выше их замыслов. И их накажи, но пощади обидимого, оскорбившись их дерзостями и хулами.
Пс.9:34. Чесо ради, – говорит, – прогнева нечестивый Бога? Рече бо в сердце своем: не взыщет.
Вот причина, почему и превозносится, и падает он.
Пс.9:35. Видиши, яко Ты болезнь и ярость смотряеши.
Все знаешь Ты, Господи, не скрыто от Тебя не только совершаемое на деле, но и приходящее в ум и мысль. В точности знаешь и болезни их, и ярость оскорбителей, и раздражение людей. Ибо в помыслы всякого проникаешь Ты, «испытуяй сердца и утробы» (Пс.7:10). И взирая на все это, долготерпишь, зная, что все под Твоею рукою и некуда бежать человеку.
Тебе оставлен есть нищий, сиру Ты буди помощник,
– то есть, от Тебя ожидает он помощи.
Пс.9:36. Сокруши мышцу грешному и лукавому,
– то есть, сокруши владычество врага.
Взыщется грех его и не обрящется,
– по причине самого греха. В целой же связи речь эта имеет такой смысл: если взыщешь грех лукавого, то не обрящется; потому что лукавый погибнет от греха. Обретаются спасаемые Богом, как например: «обретох Давида раба Моего» (Пс.88:21), и обретена «погибшая драхма» (Лк.15:9); потому что она погибла бы, если бы не была обретена, Погибающие же не обретаются во век; потому что Судия пребывает.
Пс.9:37. Господь Царь во век,
в будущем и новом веке.
Погибнете, язы́цы, от земли Его,
потому что в царствование Его ввергнуты будут во огнь вечный. Несправедливых людей называет «язычниками», как живущих не по закону, но сохраняющих в себе языческую и варварскую жестокость. Просит истребить их, говоря: «погибнете», и угрожая им конечною пагубою, чтобы и страждущие от их несправедливости нашли себе отдохновение, и сами они уцеломудрились.
Пс.9:38. Желание убогих услышал еси, Господи.
Ибо таково было их желание, таково было рвение сподобиться будущих благ.
Уготованию сердца их внят ухо Твое.
Ибо, на сие уготовляемые, готовы они сердцем все претерпеть. А уготованием сердца называется некое обещание, – душевные движения соглашать с Божией волей.
Пс.9:39. Суди сиру и смирену, да не приложит ктому...
Когда, говорит, сотворишь отмщение за нищих, тогда не приложит ктому величатися человек.
Исповемся Тебе, Господи, всем сердцем моим, повем вся чудеса Твоя. Возвеселюся и возрадуюся о Тебе, пою имени Твоему, Вышний. Внегда возвратитися врагу моему вспять, изнемогут и погибнут от лица Твоего. Яко сотворил еси суд мой, и прю мою, сел еси на Престоле, судяй правду. Запретил еси языком, и погибе нечестивый, имя его потребил еси в век и во век века. Врагу оскудеша оружия в конец, и грады разрушил еси, погибе память его с шумом. И Господь во век пребывает, уготова на суд Престол Свой, и Той судити имать вселенней в правду, судити имать людем в правоте. И бысть Господь прибежище убогому, помощник во благовремениих, в скорбех. И да уповают на Тя знающии имя Твое, яко не оставил еси взыскающих Тя, Господи. Пойте Господеви, живущему в Сионе, возвестите во языцех начинания Его. Яко взыскаяй крови их помяну, не забы звания убогих. Помилуй мя, Господи, виждь смирение мое от враг моих, возносяй мя от врат смертных. Яко да возвещу вся хвалы Твоя во вратех дщере Сиони, возрадуемся о спасении Твоем. Углебоша языцы в пагубе, юже сотвориша, в сети сей, юже скрыша, увязе нога их. Знаемь есть Господь судьбы творяй, в делех руку Своею увязе грешник. Да возвратятся грешницы во ад, вси языцы забывающии Бога. Яко не до конца забвен будет нищий, терпение убогих не погибнет до конца. Воскресни, Господи, да не крепится человек, да судятся языцы пред Тобою. Постави, Господи, законоположителя над ними, да разумеют языцы, яко человецы суть. Вскую, Господи, отстоя далече, презираеши во благовремениих, в скорбех? Внегда гордитися нечестивому, возгарается нищий, увязают в советех, яже помышляют. Яко хвалимь есть грешный в похотех души своея, и обидяй благословимь есть. Раздражи Господа грешный, по множеству гнева своего не взыщет: несть Бога пред ним. Оскверняются путие его на всякое время, отъемлются судьбы Твоя от лица его: всеми враги своими обладает. Рече бо в сердце своем: не подвижуся от рода в род без зла. Егоже клятвы уста его полна суть, и горести и льсти, под языком его труд и болезнь. Приседит в ловительстве с богатыми в тайных, еже убити неповиннаго, очи его на нищаго призираете. Ловит в тайне, яко лев во ограде своей, ло вит, еже восхитити нищаго, восхитити нищаго, внегда привлещи и в сети своей. Смирит его, преклонится и падет, внегда ему обладати убогими. Рече бо в сердце своем: забы Бог, отврати лице Свое, да не видит до конца. Воскресни, Господи, Боже мой, да вознесется рука Твоя, не забуди убогих Твоих до конца. Чесо ради прогнева нечестивый Бога? Рече бо в сердце своем: не взыщет. Видиши, яко Ты болезнь и ярость сматряеши, да предан будет в руце Твои, Тебе оставлен есть нищий, сиру Ты буди Помощник. Сокруши мышцу грешному и лукавому, взыщется грех его и не обрящется. Господь Царь во век и в век века, погибнете языцы от земли Его. Желание убогих услышал еси, Господи, уготованию сердца их внят ухо Твое. Суди сиру и смиренну, да не приложит ктому величатися человек на земли.
На русском языке:
Толкование Афанасия Великого:
Пс.9:1. В конец, о тайных сына, псалом Давиду.
В псалме этом изображает сокровенные дела Спасителя, – ибо многое совершено Им втайне. Таковы: рождение Его по плоти от Девы чрез Духа Святого, необыкновенные и чудодейственные силы, самая смерть, сошествие в ад и воскресение из мертвых. Ибо все это совершено Им втайне. Сокрыл Он это от князей мира сего. Пророк же от лица человечества входит с благодарением за все эти тайные дела, и говорит: «исповемся Тебе, Господи». Последнею же печатию тайных дел Спасителя были: Его смерть, все совершенное Им в аде, Его воскресение и вознесение.
Пс.9:2. Исповемся Тебе, Господи, всем сердцем моим...
Пс.9:4. Внегда возвратитися врагу моему вспять.
Объясняет, в чем состоит его исповедание. «Врагом» же называет смерть, обратившуюся вспять, то есть небытие.
Изнемогут и погибнут от лица Твоего.
Когда смерть обратится вспять, тогда ведена будет в бездействие и вся сопротивная сила. Ибо если истребляется «последний враг смерть» (1Кор.15:26), то явно, что еще прежде сего истреблены уже сопротивные силы.
Пс.9:5. Яко сотворил еси суд мой, и прю мою.
Представляет причину благодарения.
Сел еси на престоле
– объясняет Божие посещение в суде.
Пс.9:6. Запретил еси языком, и погибе нечестивый.
Очевидно, разумеет мысленных врагов.
Имя его потребил еси в век.
Говорит о мысленном змие или о диаволе. Поелику запрещение значит и исправление; то можно сказать, что, по исправлении язычников Апостолами, «погибе нечестивый», когда угасло и прекратилось на жертвеннике его курение тука. Ибо после того, как «запретил языком» и обратились они ко Господу, действовавший в них, когда были «сынами противления» (Еф.2:2), диавол погиб с идольскими храмами, которые, подобно городам, вмещали в себе множество привязанных к злочестию, и до того погибли, что не осталось и следа их. Можно толковать это и о последнем суде. Ибо тогда запретит Господь грешным и вконец погибнет диавол, сей в подлинном смысле «нечестивый». И города, по истреблении издревле обитавшего в них злочестия, приимут в себя назидание благочестия.
Пс.9:7. Врагу оскудеша оружия в конец.
Оружиями диавола называет сопротивные силы, которые придавали ему крепость. «Грады» суть сопротивные силы, которые подобно твердым, огражденным стенами городам содержали под властью своею уловленных их прелестью. Да и о каких говорить ему городах, кроме тех, о которых сказано в другом месте: «положил еси грады в персть, грады твердыя, еже пасти основаниям их» (Ис.25:2)? Явно, что это, по изъясненному выше, суть сопротивные силы.
Погибе память их с шумом
– погибель их стала гласною. Разумеет – или конечную погибель, или чрезмерность бедствий, или очевидность погибели.
Пс.9:10. И бысть Господь прибежище убогому,
то есть, народу нищему духовно. Давид часто называет себя убогим и нищим, хотя был и на царском престоле. Ибо знал, что всё человеческое бессильнее тени.
Помощник во благовремениих, в скорбех,
как и в другом месте сказано: «во время приятно послушах тебе» (Ис.49:8).
«Благовремениим» называет время скорби. Ибо хотя и всегда, даже в благоденствии, имеем нужду в помощи, однако же гораздо ощутительнее для нас пособие в скорби.
Пс.9:12. Пойте Господеви живущему в Сионе,
то есть, в небесном Иерусалиме.
Возвестите во языцех начинания Его.
Это говорит как бы Апостолам и проповедникам Евангелия. Какие же это начинания, показывает ниже.
Пс.9:13. Яко взыскаяй крови их помяну,
то есть, взыщет кровей, пролитых за Него, чтобы потребовать за них удовлетворения.
Не забы звания убогих.
Убогими называете опять обнищавших ради Него, которые, непрестанно обращаясь к Нему с молениями, просят об отмщении демонам за причиненные ими обиды.
Пс.9:14. Возносяй мя от врат смертных.
Для того воздвигаешь меня от земли смирения, чтобы сликовствовал я в небесном сионе.
Пс.9:15. Во вратех дщере Сиони»,
– в небесном Иерусалиме.
Возвещу
– вместо: буду воспевать долгое время.
Пс.9:17. Знаемь есть Господь судьбы творяй.
Ибо истинно праведен суд, по которому уготовавшие человеку смерть объяты ею. Ибо во время суда и те познают Судию, над кем будет суд.
Пс.9:20. Воскресни, Господи, да не крепится человек.
Молится, чтобы Единородный воссиял сущим на земле, и чтобы тот высокомудренный диавол, которого Давид в этом псалме называет «человеком», не подымал более бровей.
Да судятся язы́цы пред Тобою.
Молится о скорейшем призвании язычников ко спасению.
Пс.9:21. Постави, Господи, законоположителя над ними.
Кто же законоположитель, кроме Того, Кто ввел у нас закон Нового Завета?
Да разумеют язы́цы, яко человецы суть.
По чрезмерному демонскому обольщению обратились они в образ скотов, почему и сказано о них: «приложися скотом несмысленным, и уподобися им» (Пс.48:13).
В евр. библии начинается далее псалом 10.
Пс.9:22. Вскую, Господи, отстоя далече...
Молится, чтобы ускорено было призвание язычников, которое будет по прошествии долгого времени. Соделано же это высокомерием диавола.
Пс.9:23. Внегда гордитися нечестивому, возгарается нищий.
Высокомерие лукавого служит воспламенением нищему народу Твоему.
Увязают (вместо «увязнут».) в советех, яже помышляют.
Ибо сказано: «Ты запинаяй премудрым в коварстве их» (1Кор.3:19; ср. Иов.5:13).
Пс.9:24. Яко хвалимь есть грешный в похотех души своея.
Таково долготерпение, что, поелику нечестивые остаются ненаказанными, то некоторые из неразумных одобряют уже жизнь их.
Пс.9:25. Раздражи Господа грешный
Раздражил, издеваясь над сказанным в Писании о Промысле и суде Его. Ибо многие, слыша что-нибудь подобное сему, тотчас предаются смеху. А в связи с этим сказано:
по множеству гнева своего,
так что целое будет иметь такой смысл: грешник раздражил Господа, собирая себе множество гнева; потому что речение «своего» должно понимать о раздражившем. А присовокупленное потом: «не взыщет» – должно уже читать после знака препинания, так что выйдет следующий смысл: ужели, хотя грешник раздражает Бога, воспламеняя себе множество гнева, однако же Бог не взыщет? Читаемое после знака препинания может иметь и такой смысл: не взыщет ли и не воздаст ли ему Бог по гневу, какой собрал он себе в день гнева своего?
Несть Бога пред ним.
Утратив в душе страх Божий, постоянно живет он во грехе. Начало всякого лукавого дела – не думать о Боге судии.
Пс.9:26. Отъемлются судьбы Твоя от лица его.
Не хочет знать, что Ты – праведный Суд. Ибо кто не знает, что есть Бог, тот не знает, что есть Судия.
Всеми враги своими обладати будет.
Это подобно сказанному: «вселенную всю объиму рукою моею яко гнездо» (Ис.10:14). Из искушений одни касаются души, другие – тела, и иные – окружающего тело. И искушения, касающиеся души, называются нечистыми помыслами, которыми порождаются грехи и ложные учения. Искушения, относящиеся к телу»,» бывают причиною ударов, мучений, гонений, заключений в темницы и смерти. И искушения, касающиеся окружающего тело, состоят в ущербе денег и имущества, в потере детей, в утрате жен. Из этого явствует, что сатана над всяким праведником возобладал непременно посредством какого-либо из исчисленных искушений. Ибо один Христос «греха не сотвори, ни обретеся лесть во устех Его» (1Пет.2:22).
Пс.9:27. Рече бо в сердце своем: не подвижуся,
то есть, не впаду в заблуждение, не совращусь с пути в роды родов, потому что не потерплю ничего худого.
Пс.9:28. Егоже клятвы уста его полна суть.
Рассчитал, что благоденствие его будет постоянно; почему, уста его полны «горести и льсти», и уловляет нищих, чтобы убивать их в сетях своих. В сказанном же: «с богатыми», что иное разумеется, как не богатеющие злом? Ибо они содействуют отцу своему диаволу в кознях против нищих.
Пс.9:29. Приседит в ловительстве с богатыми.
Заседая в собраниях и сонмищах, уготовляет сети и козни невинным.
Пс.9:31. Преклонится и падет.
Когда диавол скажет: я победил, тогда падет и посрамится.
Пс.9:32. Рече бо в сердце своем: забы Бог.
Диавол говорит это не потому, что это действительно так, но с намерением нас обольстить, чтобы мы преткнулись мыслию, подумав, что Бог нерадит о делах человеческих.
Пс.9:33. Воскресни, Господи Боже мой.
Желает подвигнуть Божие коснение и Божию благость; потому что, пока не вознесена рука Божия на безумие нечестивых, они большей предаются дерзости.
Да вознесется рука Твоя.
Подними руку Твою, и научи их, что промышляешь об обидимых, и как бы восстав от сна, покажи, что Тобою посылаемое на них наказание выше их замыслов. И их накажи, но пощади обидимого, оскорбившись их дерзостями и хулами.
Пс.9:34. Чесо ради, – говорит, – прогнева нечестивый Бога? Рече бо в сердце своем: не взыщет.
Вот причина, почему и превозносится, и падает он.
Пс.9:35. Видиши, яко Ты болезнь и ярость смотряеши.
Все знаешь Ты, Господи, не скрыто от Тебя не только совершаемое на деле, но и приходящее в ум и мысль. В точности знаешь и болезни их, и ярость оскорбителей, и раздражение людей. Ибо в помыслы всякого проникаешь Ты, «испытуяй сердца и утробы» (Пс.7:10). И взирая на все это, долготерпишь, зная, что все под Твоею рукою и некуда бежать человеку.
Тебе оставлен есть нищий, сиру Ты буди помощник,
– то есть, от Тебя ожидает он помощи.
Пс.9:36. Сокруши мышцу грешному и лукавому,
– то есть, сокруши владычество врага.
Взыщется грех его и не обрящется,
– по причине самого греха. В целой же связи речь эта имеет такой смысл: если взыщешь грех лукавого, то не обрящется; потому что лукавый погибнет от греха. Обретаются спасаемые Богом, как например: «обретох Давида раба Моего» (Пс.88:21), и обретена «погибшая драхма» (Лк.15:9); потому что она погибла бы, если бы не была обретена, Погибающие же не обретаются во век; потому что Судия пребывает.
Пс.9:37. Господь Царь во век,
в будущем и новом веке.
Погибнете, язы́цы, от земли Его,
потому что в царствование Его ввергнуты будут во огнь вечный. Несправедливых людей называет «язычниками», как живущих не по закону, но сохраняющих в себе языческую и варварскую жестокость. Просит истребить их, говоря: «погибнете», и угрожая им конечною пагубою, чтобы и страждущие от их несправедливости нашли себе отдохновение, и сами они уцеломудрились.
Пс.9:38. Желание убогих услышал еси, Господи.
Ибо таково было их желание, таково было рвение сподобиться будущих благ.
Уготованию сердца их внят ухо Твое.
Ибо, на сие уготовляемые, готовы они сердцем все претерпеть. А уготованием сердца называется некое обещание, – душевные движения соглашать с Божией волей.
Пс.9:39. Суди сиру и смирену, да не приложит ктому...
Когда, говорит, сотворишь отмщение за нищих, тогда не приложит ктому величатися человек.