Священник Василий Куценко
12 июля Святая Церковь совершает общий праздник в честь апостолов Петра и Павла. В песнопениях они именуются первоверховными. Первоверховный — значит первенствующий, первый из верховных. Интересно то, что оба первоверховных апостола были совершенно разными, можно сказать, даже совершенно противоположными друг другу людьми. И именно таких людей соединил Христос.
И простой рыбак…
Давайте зададимся вопросом: почему Христос избирает в ученики именно рыбаков — простых и безыскусных людей? Ведь были в то время и образованные фарисеи — знатоки Писания и строгие исполнители закона Моисеева. Можно было подыскать учеников и среди выходцев из диаспоры иудеев, живших вне Палестины, приобщившихся к высокой греческой культуре и образованию. Или привлечь самих римлян или греков — их не так уж мало было в тогдашней Палестине, причем некоторые из них сами хотели видеть Христа и говорить с Ним (см.: Ин. 12, 21). Но Господь выбирает Себе самых «неожиданных» во всех отношениях учеников.
Галилейские рыбаки были одними из самых бедных людей. Все, что у них было — это только сети и лодки. Сети нужно было чистить и чинить после каждого трудового дня. Своих первых учеников Господь как раз и застал за рыбной ловлей и починкой сетей: Проходя же близ моря Галилейского, Он увидел двух братьев: Симона, называемого Петром, и Андрея, брата его, закидывающих сети в море… и говорит им: идите за Мною, и Я сделаю вас ловцами человеков… Идя далее, увидел Он других двух братьев, Иакова Зеведеева и Иоанна, брата его, в лодке с Зеведеем, отцом их, починивающих сети свои, и призвал их (Мф. 4, 18–19, 21). Но не только Петр и Андрей, Иаков и Иоанн были потомственными рыбаками. Фома, Нафанаил и другие благовестники спасения (см.: Ин. 21, 2) точно так же, наверное, с самых юных лет приучались к нелегкому труду рыбака. В море часто выходили ночью, после этого приходилось разбирать рыбу и делать еще много чего. И хорошо, если улов был удачным. Но ведь было и так, что рыбаки могли трудиться всю ночь и ничего не поймать. А это означало, что рыбацкая семья могла остаться в этот день голодной. Поэтому жизнь рыбака и его близких зависела от спокойного моря, прочности сетей и, самое главное, веры.
В Евангелии от Луки можно прочитать повествование о чудесном, в полном смысле этого слова, улове. Христос после проповеди на Генисаретском озере просит Петра отплыть на глубокое место и закинуть сеть. Ученик отвечает Учителю: Наставник! мы трудились всю ночь и ничего не поймали, но по слову Твоему закину сеть (Лк. 5, 5). Что можно ожидать после неудачной ночной ловли? Ничего. Петр — опытный рыбак — знает это, но не спорит с Учителем. Это видели стоявшие на берегу люди. Возможно, ктото думал про себя: зачем Он просит учеников еще раз выйти на лов, разве Он не видит, что сети пусты, и рыбаки утомились после ночного труда? Господь знал и видел. Но просьба Христа не преследовала цели проверить покорность учеников через бессмысленную, как казалось, работу. Этой просьбой Господь укрепляет веру тех, кого Он призвал: они поймали великое множество рыбы, и даже сеть у них прорывалась (Лк. 5, 6).
Но почему именно сейчас Христос вершит это чудо, разве не мог Он помочь рыбакам ночью? Но каждое чудо Спасителя — это не просто явление чегото сверхъестественного и необычного. Чудесный улов рыбы можно назвать откровением Господа для учеников. После этого Христос говорит Петру: Не бойся; отныне будешь ловить человеков (Лк. 5, 10).
Как простые рыбаки, не всегда удачные в своем повседневном деле, могли стать ловцами людей, обращать их к вере в Своего Учителя? Не силой своих познаний или личных талантов и качеств. Но только благодатной силой Божией. Когда уже ничто не предвещало успешной ловли, сети начинают прорываться от множества рыб. Как вы сейчас в самый неподходящий для ловли дневной час вытащили полную сеть, точно так же вы пройдете с сетью проповеди весь мир, — вот что говорит Господь ученикам этим чудом.
…и ученый муж
Апостол Павел не был рыбаком. Выражаясь современным языком, он был молодым, перспективным человеком, перед которым простиралось поприще успешной деятельности законооучителя, всеми уважаемого и успешного человека. Родился он в крупном городе Тарс, в семье фарисея, происходившего из колена Вениаминова — из него же происходил и первый израильский царь Саул. Еврейское имя апостола Павла — Савл (то же самое, что и Саул), дано было ему, видимо, в честь великого родственника. Но отец Савла был еще и римским гражданином — это было очень почетное звание, и далеко не каждый мог похвастать этим. Поэтому у Савла было еще одно имя, римское — Павел, в переводе с латинского языка означающее «маленький».
Фарисей должен был стать знатоком закона Моисеева, знать Священное Писание, уметь объяснить его простому народу. А все эти навыки приобретали с годами длительной учебы у признанных наставников. Павел учился у знаменитого в то время иерусалимского учителя Гамалиила. Но нужно отметить то, что будущий апостол приобщился и к мирской мудрости. В посланиях апостола Павла к разным христианским Церквам можно увидеть риторические приемы, разработанные древнегреческими ораторами, и знание античной литературы, философии. Видимо, еще во время жизни в родном Тарсе он получил и светское образование. В то время Тарс мог похвастать своими школами и учителями, уступая в этом лишь таким центрам культуры, науки и образованности, как Афины и Александрия.
Как мы знаем из книги Деяний апостольских, молодой Павел не был христианином, напротив, он относился к последователям осужденного на распятие Христа с ненавистью. Молодой фарисей считал, что, преследуя приверженцев нового учения, он защищает веру своих отцов, защищает свой народ от уклонения от той веры, которую Бог дал через пророка Моисея. Но Господь нашел путь к сердцу ревнителя отеческих законов. Жестокий гонитель стал ревностным проповедником.
Очень интересно то, что апостол Павел, обошедший с проповедью огромное количество городов тогдашней Римской империи, был невысокого роста — вероятно, значение римского имени отражало его внешние данные. Но еще апостол Павел довольно часто болел, и скорбь о физических немощах нашла свое отражение в одном из посланий: И чтобы я не превозносился чрезвычайностью откровений, дано мне жало в плоть, ангел сатаны, удручать меня, чтобы я не превозносился (2 Кор. 12, 7).
Пример веры и любви
Вот таких людей — простого рыбака и ученого ревнителя иудейского закона — соединил Господь. Каждый из них пришел ко Христу своим путем. Апостол Петр был с Господом с самого первого дня Его выхода на проповедь. Слышал и видел все, что говорил и делал Иисус Христос. Именно Петр произнес в ответ на вопрос Христа ученикам: «За кого вы почитаете Меня?» — слова, ставшие главным исповеданием христианской веры: Ты — Христос, Сын Бога Живаго (Мф. 16, 16). Господь Иисус Христос отвечает Петру: Не плоть и кровь открыли это тебе, но Отец Мой, Сущий на небесах (Мф. 16, 17). Именно Петр обещал Господу следовать за Ним до конца и вместе умереть (см.: Мф. 26, 33, 35), но в самый важный момент трижды отрекся — не на допросе и не под пыткой. Отрекся, просто греясь у костра. Уже после Воскресения из мертвых Господь трижды задаст Петру вопрос: Любишь ли ты Меня? (Ин. 21, 15–17).
Апостол Павел не был с Господом. И не хотел быть с теми, кто верил во Христа. Павел как бы заранее отверг Распятого и ненавидел Его учеников. Но вскоре возлюбил прежде Гонимого им такой любовью, что пренебрег всем и даже самим собой, чтобы как можно больше людей услышали слово проповеди: Но что для меня было преимуществом, то ради Христа я почел тщетою (Флп. 3, 7).
Если посмотреть обычным человеческим взглядом, то можно увидеть в каждом из первоверховных апостолов и достоинства, и недостатки. Но не за совокупности «плюсов» и «минусов» прославляет Церковь святых Петра и Павла. Прославляет — за обилие благодати Божией, которая действовала в каждом из них, помогая преодолеть самих себя. Поэтому жизнь святых апостолов Петра и Павла — это прежде всего пример для каждого из нас. Пример веры и любви. Пример непостижимых путей Божиих, на которых рыбаки становятся ловцами людей, а гонитель сам решает отдать свою жизнь ради дела проповеди Евангелия.