11 августа 2024 года исполняется 20 лет со дня возобновления празднования Рождества Святителя Николая Чудотворца в нашей Церкви.
20 лет назад Святейший Патриарх Алексий 2 благословил возобновить совершение праздника в честь Рождества Святителя Николая Чудотворца, временно оставив вопрос о его совершении на усмотрение настоятеля и приходского совета. К сожалению, кажется, никто не заметил этой даты, да и процесс обретения этим праздником статуса общецерковного, как будто, не движется.
В богослужебных минеях и ежегодно выпускаемых богослужебных указаниях указывается под 29 июля (11 августа) праздник в честь Рождества Святителя Николая Чудотворца и отмечается, что этот праздник издревле отмечается Восточной Православной Церковью. При этом в качестве богослужебных текстов указаны только тропарь и кондак. Можно подумать, что полная служба празднику отсутствует. Однако это не совсем так. Две службы Рождеству Николая Чудотворца были опубликованы в статье Светланы Черкасовой еще в 51 и 52 выпусках альманаха "Альфа и Омега" за 2008 год и перепечатаны на известном сайте "Православие и мир" в январе 2021 года.
Первая служба, Новгородская, сохранилась в двух списках, принадлежавших РГБ и относящихся к 17 веку. Вторая сохранилась в одной рукописи Вятского кафедрального собора, относящейся к началу 18 века и хранящейся в ОР БАН. Первая служба неполная. Оригинальными в ней являются только стихиры Великой вечерни, остальное же последование было из службы 6/19 декабря. Вторая служба — полная, содержащая стихиры малой вечерни, Великой вечерни с литией, седальны, канон, стихиры на хвалитех — все необходимое для совершения богослужения по чину великого праздника. Только паремии и синаксарий взяты из службы 6/19 декабря. Службы эти вполне соответствуют тем канонам, по которому пишутся богослужебные последования нашей Цееркви. Так что составление новой службы не требуется, можно вполне ограничиться редактированием существующих.
Как видим, службы эти бытовали в местах наибольшего почитания Свт. Николая в Новгороде и Вятке. В Новгороде произошло одно из первых чудес Святителя Николая на русской земле — исцеление князя Мстислава от продолжительного расслабления в результате молитвы перед Липенским образом Свт. Николая, а в 16 веке (вероятно, и позже) существовал монастырь в честь Рождества Святителя Николая. В Вятской же земле, накануне Куликовской битвы, был явлен самый почитаемый образ Святителя Николая Чудотворца — Великорецкий, память принесения которого в Москву в 1555 году при государе Иоанне Грозном и Святителе Московском Макарии отмечается тоже 29 июля ст. ст. Есть предположение, что тогда же по благословению Святителя Макария была составлена служба Рождеству Николая Чудотворца, дошедшая до нас в более поздних списках.
Трудно сказать, было ли празднование в честь Рождества Святителя Николая повсеместное. Во всяком случае, в екатерининские времена, когда секуляризовывались монастырские земли, существенно сокращалось и число монастырей через введение "штатов", уменьшалось и число праздников. Так был исключен из месяцесловов и день Рождества Святителя Николая.
Почитание Святителя Николая Чудотворца на Руси в русских землях всегда было исключительно велико. Фактически он действительно старший среди всех святых. Его почитание превышает и почитание апостолов, включая первоверховных, и всех мучеников, и всех других великих святителей и преподобных. Это место Святителя Николая трудно объяснить рационально. И, тем не менее, это факт. 20-ЗО страниц занимают самые пространные жития Святителя, и целые тома включают описания его посмертных чудес. Он как бы наш современник, подобно Божией Матери, не оставивший наш мир по своем Успении.
И, действительно, число храмов, воздвигнутых в нашей земле в честь Николая Чудотворца намного превосходит число храмов, воздвигнутых в честь других святых и уступает только количеству храмов, воздвигнутых в честь Божией Матери. Кажется, только Николай Чудотворец из всех святых имеет такое количество явленных чудотворных икон.
Корсунский, Липенский, Улейминский, Зарайский, Великорецкий, Мценский, Можайский, Гостунский, Угрешский, Перервинский, Мясницкий, — всех чудотворных образов Святителя Николая не перечесть. Разве это не знак того, что место Святителя Николая в сонме святых сразу за Божьей Матерью?
Нельзя сказать, что исключительное почитание Святителя Николая Чудотворца возникло только на Руси. Нет, оно пришло к нам из Византии. Из Византии пришло к нам еженедельное воспоминание Святителя Николая в текстах Октоиха, которые мы восприняли от греков почти без изменений. В четверг каждого гласа Октоиха положены стихиры и канон Николаю Чудотворцу вместе с последованием в честь апостолов. Если мы вспомним, что из всех святых, кроме Святителя Николая, только Иоанну Предтече посвящены особые последования каждого гласа Октоиха, Предтече, которого мы празднуем не только Рождество, но даже и Зачатие, то не дает ли это определенные основания и для празднования Рождества Святителя Николая?
Из Византии к нам пришло и замечательное сказание, которое находится во всех пространных житиях Святителя и которое определяет место Святителя, как по отношению к Господу и Его Матери, так и по отношению к другим святым. Приводим это сказание с небольшими сокращениями:
"Однажды, в полночь, великий Николай, архиепископ Мирский,явился в видении некоему благочестивому старцу, нищелюбивому и страннолюбивому, именем Феофану, и сказал:
— Пробудись, Феофан, встань и иди к иконописцу Аггею и вели ему написать три большие иконы: Спаса нашего Иисуса Христа Господа, сотворившего небо и землю и создавшего человека, Пречистой Госпожи Богородицы, и молитвенника за род христианский, Николая, Архиепископа Мирского, ибо мне подобает явиться в Константинополе. Написав эти три иконы, представь их патриарху и всему собору.
Сказав сие, святый стал невидим.
Пробудившись от сна, боголюбивый тот муж Феофан устрашился видения, тотчас отправился к иконописцу Аггею и упросил написать его три великие иконы: Христа, Пречистой Богородицы и Святителя Николая. Изволением милостивого Спаса, Пречистой Его Матери и Святителя Николая, Аггей вскоре написал иконы. Тот взял их, поставил в горнице и сказал жене: "Сотворим трапезу в доме своем и помолимся о своих прегрешениях". Затем он пошел к патриарху и просил его и весь собор, чтобы он благословил дом его и вкусил брашен и питий. Патриарх согласился и пришел с собором в дом Феофана и войдя в горницу, увидел в ней три большие иконы.
Подойдя к первой иконе, патриарх сказал: "Слава Тебе, Христе Боже, создавшему всю тварь. Достойно было написать образ сей". Затем, подойдя ко второй иконе, сказал: "Хорошо, что написан и сей образ Пресвятой Богородицы, молитвенницы за весь мир". Подойдя к третьей иконе, патриарх сказал: "Это образ Николая, архиепископа Мирского. Не следовало бы изображать его на такой же великой иконе. Ибо он был сын простых людей, Феофана и Нонны, происходивших из поселян".
Призвав хозяина дома, патриарх повелел ему вынести образ Святителя, сказав: "Неудобно ему стоять в ряд со Христом и Пречистою".
Благочестивый муж Феофан вынеся с великой печалью икону Святого Николая из горницы, поставил ее в клети на почетном месте и избрав из собора, клирошанина, именем Каллиста, упросил его стать перед иконою и величать Святого Николая. Прославив Бога и Пречмстую, патриарх сел за стол с собором своим и была трапеза. После нее патриарх встал, возвеличил Бога и Пречистую и, выпив вина, веселился со всем собором своим. Каллист же в это время славил и величал великого Святителя Николая.
Но вот не достало вина, а патриарх с собором хотели еще пить и веселиться. И сказал один из собравшихся: "Феофан, принеси еще вина патриарху и сделай пир приятным". Тот отвечал: "Нет больше вина, господин мой, и на рынке уже не торгуют, и купить его негде". Но тут вспомнил о святом Николае, явившемуся ему в видении. Тайно войдя в клеть, он пал перед образом Святителя и говорил со слезами: "О святый Николай! рождение твое чудно и житие свято. Молю тебя, яви ныне чудо у меня худого, прибавь мне вина". Сказав сие и благословившись, он пошел туда, где стояли пустые сосуды из-под вина и — о дивное чудо! — они оказались полными. Взяв вино с радостью, Феофан принес его к пирующим. Патриарх, отведав вина, сказал: "Не пивал я доселе такого вина". Феофан в ответ на это промолчал. В веселии патриарх и собор удалились в дом при Святой Софии.
Утром к патриарху пришел некий вельможа, проживавший на близлежащем острове, и молил Патриарха, чтобы он поехал к нему, ибо единственная его дочь одержима бесом, и прочел над ее главой Святое Евангелие. Патриарх согласился, вошёл со всем собором в корабль и отплыл. Когда они вышли в открытое море, внезапно поднялась буря, корабль опрокинулся и все упали в воду, вопия и моля Бога, Пресвятую Богородицу и святого Николая о спасении. Тогда корабль вдруг также внезапно выпрямился, как прежде опрокинулся,и все смогли войти в него.
Утопая, патриарх Афанасий, вспомнил свой грех перед Святителем и возопил о прощении. Тогда Святой Николай, идя по морю, подошел к патриарху и взял его за руку со словами: "Афанасий, или тебе понадобилась в бездне морской помощь от меня, происходящего из простых людей? " Он же едва в состоянии открыть уста свои, истомленный, плача, простонал: "О Святый Николай, святитель великий, скорый на помощь, не поминай моего злого высокоумия, избавь меня от напрасной сей смерти в пучине морской, и я буду славить тебя все дни жизни моей". Тогда святый Николай взял патриарха из воды, и поставил его на корабль со словами: "Ты спасен, иди опять на служение свое в Константинополь". Сказав сие, Святой стал невидим.
А патриарх, как бы пробудившись от сна, спросил: "Где я, братья?" "На своем корабле, господин, и все мы невредимы", — ответили ему. Заплакал патриарх и сказал: "Братия, согрешил я перед святым Николаем, — воистину велик он; ходит по морю, как по суше, взял меня за руку и поставил на корабль; поистине, он скор на помощь всем, призывающим его с верой".
Прибыв в Царьград, патриарх со всем собором пришел в церковь Святой Софии и тотчас послал за Феофаном, веля принести ему ту чудную икону Святителя. Когда Феофан принес ее, патриарх пал перед ней ниц и со слезами сказал: "Согрешил я, о Святой Николай, прости меня грешного". Сказав это, он, поддерживаемый соборянами, с великой честью отнёс икону в храм Святой Софии. На другой день он заложил в Константинополе храм в честь Святителя Николая. Когда храм был готов, патриарх освятил его в день памяти Святителя Николая и благословил устроить при нем монастырь И многие приходили туда; слепые, хромые и прокаженные. Прикоснувшись к той иконе Святителя Николая, все они уходили здоровыми, славя Бога и Его великого Угодника".
Это сказание помещается обычно в качестве первого посмертного чуда Святителя Николая, а оно утверждает нелепую и абсурдную для школьного богословия мысль о едва ли не равночестности Святителя Николая о Господом и Его Пречистой Матерью. Ведь патриарх, в принципе, был прав, когда счел неуместным воздаяние такого же почитания Святителю, как Господу и Богородице. Прав с точки зрения догматики, утверждающей, что домостроительство нашего спасения завершилось Вознесением Господа нашего Иисуса Христа на небо. При таком понимании, конечно, мы закономерно празднуем Рождество трех главных лиц, послуживших домостроительству нашего спасения — самого Господа, Его Пречистой Матери и Иоанна Предтечи.
Но завершившись в Господе, это домостроительство каким-то образом совершается в каждом из нас, и как бы то ни было, главным помощником для нас в этом стал Святой Николай, о чем говорят тома, описывающие его посмертные чудеса. В суровые времена средневековья, когда Христос, стал восприниматься в первую очередь, как грозный Судия и Мздовоздаятель, милостивый образ Христа стал восприниматься через посредство Богоматери и Святитителя Николая. В Евангельском образе Христа присутствуют, как милостивые, так и грозные черты, и соединение их представляет одну из труднейших проблем богословия и благочестия.
Но ведь и Николай, как совершенный образ Христа, является не только образом кротости. Многие не хотят верить, что Святитель Николай мог дать пощечину Арию, но тогда можно усомниться и в том, что Христос мог бичом изгнать торгующих из храма.
Но трудно усомниться, что именно Христос дал такую славу своему Великому Угоднику, которую он имеет во всем православном мире, хотя о нем и не говорится в Писании. Ведь когда мы произносит слово "Чудотворец" или "Угодник", мы почти всегда разумеем именно Святителя Николая, хотя чудотворцев и угодников Божьих в истории Церкви было множество.
Из Византии мы приняли и акафист Святителю, который считается третьим образцом этого жанра, после акафиста Богородице и Иисусу Сладчайшему.
Правда, с момента перенесения мощей Святителя из Мир в Бари, почитание Угодника в Византии стало, по-видимому, постепенно ослабляться, зато стало необыкновенно расцветать в русских землях. И выражением этого чрезвычайного почитания является и установление празднования в честь Рождества Святителя Николая Чудотворца, хотя некоторые считают, что оно праздновалось уже в Ликии и сопредельных областях, когда там почивали мощи Святителя.
Хотя с точки зрения догматики, абсолютной нелепостью является простонародное представление (возможно, впрочем, имеющее корни в вышеприведенном житийном сказании),что лицами Троицы являются Христос, Божья Матерь и Святитель Николай, какую-то истину оно все-таки, по-видимому, выражает. Истины веры не всегда можно исчерпать формулами догматического богословия. Совершенно особое место Святителя Николая среди всех святых, почитаемых Церковью, является непреложным фактом для православного благочестия на протяжении многих столетий, хотя до сих пор не уяснено и не объяснено с точки зрения богословия. Может быть, возобновление общецерковного празднования Рождества Святителя Николая могло бы положить начало такому уяснению.
Конечно, сейчас, когда в нашей Церкви появилось такое огромное количество новопрославленных святых, все богословские и богослужебные инстанции до предела загружены составлением и утверждением богослужебных последований в их честь, и до редактирования последования в честь Рождества Святителя Николая (а требуется, подчеркнем еще раз, не написание, а только редактирование) просто не доходят руки.
Но если мы вспомним, что Иоанну Предтече в нашем богослужебном круге посвящено не менее семи последований, а Святителю Николаю Чудотворцу в лучшем случае не более пяти, причем полные последования имеют только два праздника — Преставление и Перенесение мощей, то возобновление полноценного празднования в честь Рождества Святителя нельзя признать излишним. Тем более, что август — это нередко время засух и лесных пожаров. Святитель Николай всегда воспринимался нашим народом, вместе с Ильей Пророком, избавителем от бездождия. Как вспоминают очевидцы, в 2010 году, когда значительная часть России страдала от сильнейшей засухи и подвергалась катастрофическим лесным пожарам, достигавших во многих случаях до населённых пунктов, именно 11 августа пошли первые интенсивные дожди. И поэтому тоже празднование в честь Рождества Святителя в это время представляется вполне уместным.
В переводе имя "Николай" означает "победитель народов". Победа Святителя Николая — это победа любви, в которой так нуждаются современные народы. Все народы исторической Руси всегда объединяло особенное почитание Святителя Николая. Сейчас, когда внешние силы стремятся разделить, навеки поссорить и, таким образом, в конец погубить наш некогда единый народ, нам особенно нужна усиленная молитва к нашему общему любимому святому, бессчетное число раз являвшему свое заступление над нашим народом, чтобы и сегодня он явил бы над нами свое всесильное заступление. И торжественное празднование в честь Рождества Святителя, усиленные моления в этот день, могли бы способствовать привлечению этой благодатный помощи Святителя Николая.