Галина Ломако

Иоанн Кронштадский вошел в сознание народа как простой и добрый пастырь. Почему же ему так верили, шли за ним, почитали? Да потому, что во всех его действиях была абсолютная любовь, правдивость и искренность. Отец Иоанн достиг высшей степени правдивости, которая только и приводит нас к Богу: «Блажении чисти сердцем, яко тии Бога узрят» (Мф.5.8). Он имел духовную близость ко всем людям, это сказывалось в одинаковом сострадании к каждому «Люби всякого человека, несмотря на его прегрешения. Грехи грехами, а основа в человеке одна – образ Божий». Подобно своему Архипастырю, распятому на кресте, он сам шел «искать заблудших овец» - пристрастившихся к алкоголю, картам, блуду и другим порокам. Именно в Кронштадте впервые появились «общества трезвости».

Премудрость Божия вразумила о. Иоанна устроить на благотворительные пожертвования замечательное учреждение - «Дом Трудолюбия» со школой, мастерскими, церковью и приютом, больницей, где способные трудиться могли сами себе зарабатывать на хлеб и ночлег. Открытие этого учреждения, послужило хорошим примером для благотворителей, и к 1917 году в Российской империи существовало порядка ста подобных учреждений. Вместе ростом популярности, текли к о. Иоанну и огромные суммы денег на благотворительность. По самому минимальному подсчету, через его руки проходило в год не менее одного миллиона рублей (сумма по тому времени громадная!). О размерах их можно судить только приблизительно, ибо, получая деньги, о. Иоанн тотчас же все раздавал. Он говорил «у Бога нет эллинов или иудеев. У меня своих денег нет, Мне жертвуют и я жертвую».

Более 25 лет посвятил о. Иоанн педагогическим трудам в уездном училище и кронштадтской гимназии. К этой должности пастырь относился очень серьёзно, как к служению: «к преподаванию Закона Божия, – считал батюшка,- надо приготовиться ничем ни меньше, как и к совершению Таинства, ибо обучение есть тоже Божие таинство». Его уроки превращались в живые беседы пастыря-отца со своими детьми. Он в доступных выражениях доносил до детей Слово Божье, и у о. Иоанна не было неспособных учеников. Дети обожали о. Иоанна, а за детьми потянулись родители, и заполнялись храмы и возрождались души.

А Андреевский собор Кронштадта, где в течение 53 лет служил св. пр. Иоанн Кронштадский с конца 19 века стал общероссийской исповедальней. Тысячи людей ежедневно приезжали в Андреевский собор, и не стыдясь и не стесняясь обнажали на общей исповеди свои заблудшие, грешные души - «не молимся, ругаемся, сердимся, гневливы, злы»,– и тому подобное, неслось из всех уголков храма. А о. Иоанна стоял молча, скрестивши руки на груди, стоял как посредник между небесным Судией и кающимися грешниками, как земной судия совестей человеческих. Кончена служба (заутреня или ранняя обедня).

У отца Иоанна 10 – 15 визитов в Кронштадте, несколько встреч, потом 10-15 молебнов, поездка в Петербург, несколько исповедников, несколько десятков визитеров, сотни две писем, которые надо все прочитать, а на некоторые ответить, сотни две «поминаний» о страдающих и больных, просящих молитв о. Иоанна. А завтра опять то же и т. п. и т. д. изо дня в день, из года в год. Так жить и трудиться можно было, конечно, только при наличии сверхъестественной благодатной помощи Божьей! Вот уж истинно, сила Божья в немощи человеческой совершается.

По молитве о. Иоанна действительно совершалось и теперь, по его блаженной кончине, продолжает совершаться множество дивных чудес. Излечивались молитвою и возложением его священнических рук самые тяжкие болезни, когда медицина терялась в своей беспомощности. Исцеления совершались как наедине, так и при большом стечении народа, а весьма часто и заочно. Достаточно было иногда написать письмо о. Иоанну или послать телеграмму, чтобы чудо исцеления совершилось. О. Иоанн исцелял силою своей молитвы не только русских православных людей, но и мусульман, и евреев, и обращавшихся к нему из-за границы иностранцев. Нередко благодаря таким исцелениям те люди или их потомки становились православными.

Хочется привести хоть один пример: в г. Витебске, праведный Иоанн исцелил от опухоли шеи смертельно больную женщину-еврейку. “Я знаю, Вы другой веры, но Вы так глубоко верите Богу, что Он поможет Вам” - сказал он ей. Рассказ об этом чуде стал семейным преданием. Впоследствии внук этой женщины, Александр Мень, стал православным священником.

Для отца Иоанна, служение Богу и служение ближнему были неразделимы. Для него не существовало понятия “личная жизнь”. Была “жизнь во Христе”. “Я священник, значит, я принадлежу другим, а не себе”, - говорил он. Великий дар чудотворения естественно был наградой о. Иоанну за его великие подвиги – молитвенные труды, пост и самоотверженные дела любви к Богу и ближним.

Преподобный Иустин (Попович) пишет о нем: «Нам, православным, не нужно возвращаться на две тысячи лет назад, чтобы увидеть Евангельские чудеса. Вот они рядом с нами: Кронштадский апостол творит Евангельские чудеса на наших глазах, исцеляя на расстоянии смертельно больных и прокаженных, изгоняя нечистых духов. Свидетели этого здесь среди нас. Чудотворная сила Кронштадского молитвенника сродни апостольской».

Святый праведный Иоанн Кронштадский моли Бога о нас.