Протоиерей Александр Зелененко
Сейчас мы слышали и соучаствовали в евангельском повествовании о последних часах и мгновениях жизни Господа нашего Иисуса Христа на земле:
* о тайном замысле озлобленных иудеев и их синедриона - об убийстве Спасителя;
* о Его Тайной вечери с учениками (установление Евхаристии);
* о Его духовно-молитвенных страданиях в Гефсиманском саду;
* о гнусном Иудином предательстве и целовании;
* о допросе на суде еврейского синедриона, у Анны, Каиафы, Ирода и Пилата;
* о Его избиениях и поношениях, бичевании и глумлениях...
* о Его позорной крестной смерти и погребении...
Всё это было добровольно принято Спасителем нашим ради нас и той величайшей любви, которую имел и имеет Он к роду человеческому.
Как в райском саду было положено начало греху человеческому, так и в Гефсиманском саду - начало нашего искупления. Чаша греховности человеческой была переполнена до краев, и правда и правосудие Божие требовало наказания виновных. Господь же нашу вину (за грехи всего человеческого мира) взял на Себя, испив эту смертоносную чашу до дна.
Сын Божий Своими страданиями вместил страдания всего человечества, приняв вину всех грешников на Себя одного, и как ответ на мировую скорбь - вольная смерть на Кресте. И без любви Божией к нам не было бы Креста, а без Креста Христова - нашего искупления и спасения.
Именно через крестные страдания до смерти и бездны ада Господь наш Иисус Христос извлёк наш род из глубочайшей бездны падения и богоудалённости. Богооставленность, которую испытал Он на кресте, как меру отпадения через грехи всего человечества от Бога.
То, что мы слышали сегодня из уст евангелиста, то, что лицезрели духовно - есть самое великое свершение Божественной Любви к нам и всему роду человеческому.
И самое великое беззаконие из всех дел человеческих - богоубийство (начало невинное: вкушение запретного плода, затем - братоубийство, и вот результат - богоубийство).
На Божью Правду, Его всепрощающую, всепобеждающую и распинающуюся Любовь человечество ответило Богоубийством, которому предшествовала зависть, предательство, клевета, избиение, оплевание, заушенние, бичевание, осмеяние и прочие глумления и поношения - вот результат дьявольских извращений человеческого естества, вот проделки падшей твари по наущению дьявола!
И всё это молча, безропотно, терпеливо, с молитвой о врагах переносит Господь, Божественный Учитель и Страдалец.
Из божественной сострадающей и жертвенной Любви всё делается, чтобы плодом этого делания была жизнь вечная, для которой человек сотворг. Ибо только через жертвенную Любовь утверждается на земле Добро, Истина и Красота.
И вот что Сам Сын Божий изрекает для других как непреложный закон, как новую Заповедь: "Любите друг друга...", "Вы друзи Мои, аще творите..."
И Он Сам первый и исполняет Своё Слово о жертвенной Любви: "Кто душу свою положит за други своя, тот обретёт её" для жизни вечной. Кто же будет стремиться сберечь её для себя из самоугодия - тот потеряет её.
Как же мы далеки сегодня от истинного понимания и от исполнения этих слов Христовых...
Мы довольно часто видим, что всякое страдание вне Христа, вне веры в Него, без подкрепления Духом Его, озлобляет человека, замыкает в себе, делает его нелюдимым, жалким, ропщущим на свою долю и даже на Бога, который неведом сим людям.
И только в свете Христовых страданий мы начинаем улавливать и понимать суть и смысл страданий вообще.
А он в том, что страдания есть своего рода искупительная наша жертва Богу за грехи, угодная лишь в том случае, если приносится безропотно, в терпении, долготерпении, и как результат смирения.
Смирившаяся перед волей Божией душа получает благодать, преобразующую её Творческой Силой по образу Создателя, делая её всё более очищенной и совершенной.
Пока душа живёт в гордостном своеволии - она как окаменевшая глина, потерявшая богоподобную гармонию и красоту. Смирившаяся же и послушная воле Божией как мягкая, податливая глина в руках Творца, во власти и силе Которого придать ей совершенный вид и благодатное содержание.
Своими страданиями Христос привлекает нас к Себе, пробуждая в нас со-страдание, которое есть признак духовной жизни и любви. Ибо началом любви и милосердия в нас является со-страдание. Из полноты сострадания роду человеческому Бог и посылает нам Сына Своего, подъемлющего грехи мира и пригвоздившего их ко Кресту. Он истинный наш примиритель, и вероятно, благодаря этой жертве, о всех и за вся принесенной, мир ещё стоит до сих пор.
Апостол Павел, не стоявший у Креста, но до глубины души осознавшей свое окаянство перед Господом после призвания его, говорил, что Христос по воскресении Своем являлся многим. "Явился и мне, как некоему извергу, гнавшему Церковь Христову...". Истинным плодом покаяния Павла был титанический труд на благо Церкви Христовой. Своими четырнадцатью посланиями он учит нас о том, как идти по жизни путём веры. Он более, чем кто другой, осознал ту пользу для человека и человечества, которую дает нам Христос, испивая чашу искупительных страданий, говоря: "Я сораспялся Христу"; "Я раны Господа моего Иисуса Христа на теле моем ношу" (Гал. 6:17); "Для меня жизнь - Христос, а смерть - приобретение", ибо он знал, что сораспинаясь здесь Христу, человек будет соцарствовать с Ним в вечности. "Как Он умер за всех нас, так и мы должны жить для Него, с Ним и во славу Его". И далее он говорит: "Я решил ничего не знать кроме Христа, и притом распятого" (за нас) - эта сердечная впечатлённость и памятование о страданиях распятого за нас Спасителя, есть основа богоугодной жизни и нашего спасения.
Как Господь взял крест наших грехов - и донёс до конца - так и нам необходимо нести крест христианской жизни, пребывая в верности до конца Тому, Кто умер за нас. Если мы на эту Божественную любовь откликнемся и ответим своею любовью, то исполним и жизнь по Христу. А что это за жизнь? А это жизнь, когда во всех её проявлениях мы будем сообразны Ему: в мыслях, чувствах, словах и делах своих, предпочитая Его всем, всему, всегда и во всём. Аминь!