Протоиерей Николай Голубцов


протоиерей Николай Голубцов

Беседа перед исповедью 15/28.III 1956 г.

Сейчас идет вторая седмица Великого Поста. В это воскресенье мы праздновали Торжество Православия, для того, чтобы каждый из нас вспомнил, что он – член Святой Соборной и Апостольской церкви и поэтому должен исповедовать ее учение. Это учение вкратце изложено в Символе веры, который был составлен на Вселенских Соборах. Каждый христианин должен знать Символ веры и повторять его как можно чаще.

Учение церкви о Святой Троице содержится и в самой короткой нашей молитве - «Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа». Этой молитвой надо молиться перед началом каждого дела, и тогда с тобой будет вся Святая Троица.

В каждом деле ты должен надеяться не на себя, не на свои силы, а на помощь Святой Троицы. Если ты находишься на работе, то произнеси эту молитву мысленно, если дома, то перекрестись и произнеси ее вслух. Мы не только на работе, но и всегда находимся в присутствии Господа, Святой Троицы. Если ты всегда будешь помнить об этом, то будешь испытывать страх Божий, который удержит тебя от дурных поступков. Когда ты нарушаешь волю Божию, Господь видит это и велит своему ангелу записать этот твой дурной поступок. Подумайте, как много таких дурных поступков накапливается в течение человеческой жизни! Как много может записать человек даже за один день, если будет все время писать, а ведь ангел все время записывает наши поступки. Человек находится в бездействии только во время сна. Но и тогда душа его бдит и продолжает думать о том, что он делал днем. Если это были добрые дела, душа получает от них отраду во время сна, если же человек делал днем дурные дела, например, поссорился с кем-нибудь, то душа и во сне думает, как бы отомстить этому человеку. И когда он утром встает, душа его уже составила план мести, хотя сам человек, может быть, еще этого не сознает. Вот почему Господь повелевает нам мириться со своим братом до наступления вечера.

Пост требует отказа от скоромной пищи. Зачем это нужно? Разве душа наша различает постную и скоромную пищу? Душа не различает, а тело различает. Постная пища укрепляет наше тело, а мясная – расслабляет. Мясная пища содержит вещества, вызывающие ожирение сердца и других органов, и, если ее употреблять непрерывно, отравляет организм. Посмотрите на борцов: перед соревнованием они не употребляют мясной пищи, а питаются овощами. Поэтому и святые, которые совсем не употребляли мяса, жили до девяноста – ста лет.

Церковь никогда не посоветует вам того, что для вас вредно, она советует только то, что полезно для души и тела. Да и постных дней установлено только два в неделю. Поэтому разумная мать всегда так готовит пищу, чтобы в эти дни не употреблять мяса. Вы скажете: «Мясо дешевле и всегда легче приготовить», но что для нас дороже – здоровье ваших детей или какие-то иные выгоды?

Уместно и несколько сокращать количество пищи. Святитель Феофан Затворник употреблял только одно яйцо и стакан молока в день, а посмотрите, сколько книг он написал! И пост не помешал ему это делать.