Протоиерей Артемий Владимиров: Кто хочет, тот всегда найдёт возможность посетить храм
«У кого в душе мир – тому и на каторге рай», – гласит русская пословица. Вспомним одно из произведений Фёдора Михайловича Достоевского. Он описывает, как каторжане, скованные цепями, на Пасху, восчувствовав благодать Господню, с детства будучи приобщены Матери-Церкви, наизусть поют пасхальную стихиру: «Да воскреснет Бог и расточатся врази Его».
«Адам был в раю, и в Адаме был рай», – сказал некогда великий русский проповедник святитель Иннокентий Херсонский. «На всяком месте да благословит душа моя Господа».
Христианин, который не по имени таков, а по жизни, призван само сердце сделать походной церковью. И действительно, в уединении ли, среди людей, на месте твоих будничных трудов или в кругу семьи – Бог всегда с тобой и в тебе.
И благодать Его неотлучно пребывает с нами, а значит – необходимо стараться на всяком месте и во всякую секунду нашего бытии изнутри, умом и сердцем, взывать ко Господу: «Господи Иисусе Христе Сыне Божий, помилуй мя грешнаго!» И петь на Пасху: «Христос воскресе из мертвых, смертию смерть поправ, и сущим во гробех живот даровав!»
Просто повторять, как это делают дети, призывая мать или отца: «Христос воскресе! Воистину воскресе!» И тогда пространство вокруг нас будет озарено божественной благодатью в точном соответствии со словами преподобного Серафима: «Стяжи пасхальный мир Христов – и тысячи вокруг тебя спасутся».
Но как бы ни был занят человек, он всегда может найти такие вечерние службы, поучаствовать в которых ему никто не запретит.
Даже если ты – космонавт, который вращается на околоземной орбите, то можешь по планшету смотреть службу из храма Христа Спасителя и духом участвовать в ней. А если ты всего лишь монтажник или высотник, или врач в реанимации, поищи, какие у тебя выдадутся свободные окошки на Страстной или Светлой седмице.
Ну как не посетить на Страстной седмице в четверг вечером ту службу, когда все собираются перед Распятием, водружённым посреди храма и, зажегши свечи, слушают мерное чтение священником отрывков из Страстных Евангелий?
Ну как после двенадцатого Евангелия горящую свечу или лампаду не унести домой с тем, чтобы, на притолоке копотью изобразив крестик, оградить жилище от нечистой силы?
Светлая седмица – это ежедневное утреннее и вечернее богослужение. На Пасху на вечерней службе священники меняют облачение с красного на белое, потом на зелёное и на жёлтое. И всё это – для того, чтобы мы вспоминали, как воскресший Христос всякий раз по-новому, неузнаваемым, являлся то Марии Магдалине, то запершимся в Сионской горнице апостолам, а то и большому кругу апостолов на Галилейской горе. И нужно постараться обязательно ухватить за краешек эту пасхальную радость.
Думаю, тот, кто хочет, в России всегда найдёт возможность оставить на рабочем столе какую-нибудь надпись: «Ушёл на базу» или «санитарный день», «библиотечный день», — и уйти в храм. Знаете ли, кто ищет, тот должен быть кузнецом собственного счастья.
Протоиерей Алексий Уминский: Прожить Страстную максимально честно
Если не получается ходить на службы в Страстную неделю, то как пытаться ее прожить?
Максимально честно, максимально серьезно. Бывают такие случаи, когда человек не может по каким-то причинам – работают люди, например. Часто случается что-то совершенно неожиданное для многих на Страстной неделе, болеют люди на Страстной неделе. Но все-таки внутреннее переживание этих дней может быть нами очень глубоко воспринято.
Я знаю одну замечательную историю, которая произошла с близкой подругой моей знакомой, которая очень хотела пойти на Страстной неделе на службу Двенадцати Евангелий, а у нее ничего не получалось. Она так просила Бога, чтобы Он дал ей возможность пойти, а не получалось. Что-то поменялось, ее вызвали на какое-то собеседование по поводу новой работы, все это затянулось, она не смогла, не успела. И так глубоко переживала, с таким чувством потери и страдания, что не смогла быть на службе Двенадцати Евангелий, она пришла к себе в четверг вечером домой, и вдруг случайно заметила, что верба с позапрошлого года, которая стояла у нее в вазочке без воды, распустилась.
Протоиерей Владимир Новицкий: Пасха должна пребывать в нашем сердце
Я думаю, что всё-таки Пасху надо ждать, пребывать в ожидании этого события. Помнить, что осталось, может быть, несколько дней до Пасхи, что надо дождаться этого, что нужно подготовиться к этому, что это очень серьезно. И надо что-то в себе изменить, пересмотреть свою жизнью, может быть, освободить свое сердце от всего лишнего, наносного, ненужного, чтоб туда вошел Господь. Чтоб эта Пасха была не только внешняя, чтоб эта Пасха была внутри, в сердцем нашем.
Посмотрите, что у нас в сердце? Ведь часто мы страдаем такими болезнями, проблемами как рассеянность: рассеянность внимания, рассеянность души в целом, рассеянность в сердце. Потом пристрастия всевозможные тоже нас мучают и заполняют нашу душу. И многозаботливость, конечно.
Многозаботливость – это одно из главных зол, как ни странно. Господь говорит: «Не отягощайте сердца ваши пьянством, чревоугодием и многими заботами века сего». Видите, многозаботливость Господь ставит на один ряд с пьянством. Казалось бы, пьянство – такой страшный грех, а многозаботливость не такая страшная слабость, потому что действительно забот-то немало у людей: есть родные, близкие, есть работа, есть обязанности, которые мы должны выполнять.
Но если мы эти обязанности, если мы нашу работу, если мы нашу мирскую жизнь ставим на первое место, тогда в душе не остается места для Христа, тогда мы живем земляной жизнью, землей. И тогда мы ничуть не выше пьяницы.
Может, даже хуже, потому что пьяниц-то еще все обвиняют, они смиряются, они чувствуют, что они больные люди, и ни на что не претендуют и понимают свою немощь. А мы думаем, что мы чего-то еще и делаем, что мы хорошие, что мы люди полезные, нужные и так далее, и так далее. А на самом деле, в нас пустота внутри, у нас всё в заботах века сего.
Вот когда мы убираем эти заботы… Не то, что мы их не выполняем, нет. Мы просто ставим на первое место другое. Очень важно, чтобы была правильная шкала ценностей, цель жизни: для чего мы живем, до чего мы доживем, в конце концов, что мы хотим от жизни, для чего мы трудимся, что самое главное? Самое главное всё-таки – это богоугождение по вере Господа Иисуса Христа. Важнее этого ничего нет.
Когда Господь станет на первое место, когда мы каждый раз усилием веры будем ставить Его на первое место, тогда мы победим многозаботливость, потому что тогда лишние заботы мы просто брать на себя не будем, а будем делать то, что необходимо.
И тогда сердце освободится, очистится, и тогда мы сможем вобрать в себя благодать Божию, которую Господь обильно и без меры нам дает, тогда мы можем принять Христа в себе, быть со Христом. И хорошо на Страстной седмице об этом подумать, именно так подготовиться к Пасхе и так вступить в пасхальный период. Помимо чтения Евангелия, конечно, помимо молитвы, это само собой разумеющееся.