Пост есть добровольное воздержание от наслаждения принимаемой пищи. Пост называется добровольным воздержанием потому, что можно воздерживаться от желаемой пищи по нужде, по причине болезни, по тщеславию - такого рода пост происходит не от благого произволения, но от других причин.
Пост слагается из трех составляющих: времени, количества и качества.
Первая составляющая поста определяется временем принятия пищи, то есть о совершенном оставлении безвременного употребления пищи и пития. В Ветхом Завете, как это можно видеть в Священном Писании,для постящихся назначаемо было время употребления пищи один раз вечером.
Святитель Епифаний Кипрский в кратком своем поучении пишет о посте: неможным и непривыкшим к постному подвигу можно поститься (кроме субботних и воскресных дней) даже до девятого часа дня. В оный же час Он освободился от всех трудов Своих и страданий смертию.
Вторая составляющая поста определяется количеством употребляемой пищи. Пребывающему в посте следует употреблять пищи столько, сколько требуется ее для укрепления изнемогающей плоти и восстановления сил, а не для пресыщения. Потребности трудящихся и нетрудящихся бывают различны, силы у разных людей неодинаковы, поэтому Святая Церковь не определила для всех одинаковой меры при употреблении постной пищи.
Третья составляющая состоит в качестве пищи. Различают 5 степеней физического поста:
- отказ от мяса
- отказ от молочного
- отказ от рыбы
- отказ от масла
- лишение себя пищи вообще на какие-то сроки
На последние степени поста могут идти лишь здоровые люди. Сила и действенность поста может оцениваться по силе лишения и жертвы.
Не только формальная замена скоромного стола на постный составляет истинный пост: можно есть изысканные блюда и из постной пищи и таким образом удовлетворять свое сластолюбие. Но кающемуся в своих грехах неприлично есть постом сладко и обильно даже постные блюда. Если человек встает из-за стола с вкусными постными блюдами с чувством полного желудка, то можно сказать, что поста нет.
Пост не имеет общей меры, он зависит от состояния здоровья, возраста, условий жизни, но надо обязательно задеть за живое свое плотоугодие и сластолюбие. В настоящее время уставы о посте, которые в старину строго выполнялись благочестивыми православными семьями, кажутся недостижимыми.
Приведем церковный устав Великого Поста, обязательность которого в равной мере распространялась как на инока, так и на мирянина.
- Полагается полное неядение в течение целого дня понедельника и вторника первой седмицы и пятницы Страстной седмицы. Лишь для более слабых возможно вкушение пищи во вторник вечером первой седмицы.
- В остальные дни Великого Поста, кроме суббот и воскресений, полагается сухоядение (хлеб, овощи) и лишь однажды в день.
- Только в субботы и воскресения полагается вареная пища с постным маслом.
- Вино разрешается только в дни церковных воспоминаний.
- Рыба полагается только на Благовещение Пресвятой Богородицы и Вербное воскресение.
В быту старинной русской православной семьи видно строгое выполнение постных дней и постов. В настоященее время Церковь рекомендует как известный минимум, лишь переход постом на постную пищу в согласии с ее указаниями для каждого из постов и постных дней. Выполнение этой нормы для здоровых людей считается обязательным. "Кто может, тот должен". Надо помнить, что пост необходим не Господу, а нам для спасения нашей души.