И.С. Гладышева

Обычай ставить свечи в храмах пришел в Россию из Византии, но возник он еще в ветхозаветные времена. В Моисеевой скинии светильники составляли необходимую принадлежность священнослужения: зажигались вечером пред Господом и служили символом водительства Божия, того, что Закон Божий есть светильник человеку в его жизни.



Господь наш Иисус Христос говорил: «Я свет миру» (Ин. 8,12). Поэтому с апостольских времен, с первых веков христианства при богослужении всегда возжигали свечи. «Никогда не совершается у нас богослужения без светильников,— говорил учитель Церкви Тертуллиан,— но мы употребляем их не для того только, чтобы разгонять мрак ночи,— Литургия совершается у нас при свете дневном; но для того, чтобы изобразить чрез это Христа — свет несотворенный, без которого мы и среди полдня блуждали бы во тьме».

Постепенно вырабатывались правила возжигания свечей в храмах. Сначала горящая свеча предшествовала выносу Евангелия, а во время чтения его зажигали все свечи. Впоследствии стали ставить свечи и перед другими священными предметами, перед гробами мучеников, перед иконами. Обычай ставить свечи дошел до наших дней. Свеча сопровождает христианина на протяжении всей церковной жизни: от Крещения до отпевания. Этот обычай так привычен для нас, что, ставя свечу, многие не задумываются, а что означает это действие?

Свеча, зажигаемая перед иконой, является символом молитвы, знаком духовного устремления к Богу. Воск, из которого изготовлена свеча, по словам блаженного Симеона Солунского (ХV в.), означает чистоту и нескверность людей, его приносящих. Мягкость и податливость воска говорят о нашей готовности послушания Богу. Горение свечи означает превращение человека в новую тварь действием огня Божественной любви. Свеча — это свидетельство веры, причастности человека к Божественному свету. Она выражает пламень нашей любви к Господу, Матери Божией, Ангелам и святым. Нельзя ставить свечу формально, с холодным сердцем. Внешнее действие сопровождается внутренним — молитвой. Молящийся человек часто не может найти слов, чтобы точно передать свое состояние, выразить все, что он хочет сказать Господу, особенно когда он находится в окружении других людей. И здесь помогает ему свеча, пламя которой является символом этого невыразимого до конца в словах молитвенного чувства.

Каждый день в храме можно наблюдать такую сцену: идет служба, а несколько человек с растерянным выражением на лицах и пучками свечей в руках бродят по храму, время от времени спрашивая постоянных прихожан, куда, кому и сколько свечей поставить.

Если человек хочет поставить свечи, нужно приходить до начала службы, чтобы своим беспокойным поведением не создавать беспорядок и не нарушать благочиние в храме. Особенно это относится к праздничным и воскресным дням, когда на богослужение собирается много людей и трудно пройти туда, куда хочется поставить свечу. Следует просто передать ее впередистоящим и сказать, к какой иконе ее поставить. Сколько свечей ставить — зависит от желания верующего. Обычно, в первую очередь, ставятся свечи к праздничной иконе, лежащей на аналое посреди церкви, и чтимой храмовой иконе. О здравии родных и близких молятся, ставя свечи к иконам Спасителя, Божией Матери или святых, которым Господь даровал особую благодать исцелять болезни и помогать нам в различных нуждах. Принято ставить свечи святому, имя которого носит человек. О упокоении усопших следует поставить свечу на канун — особый прямоугольный подсвечник с Распятием.

Если в храме продаются и восковые, и парафиновые свечи, лучше выбрать восковую. Воск имеет символическое значение, а кроме того копоть от горящих парафиновых свечей вредит иконам и фрескам.

Подойдя к подсвечнику, нужно зажечь свечу от других свечей или от лампады на подсвечнике, затем поставить ее на свободное место (или, если все места заняты, просто положить рядом — ее обязательно поставят на освободившееся место). После этого следует два раза перекреститься, приложиться к святыне, еще раз перекреститься и поклониться.

Свечи, которые верующие покупают в храме, имеют еще одно очень важное духовное значение: они являются добровольной жертвой человека Богу и Церкви. Так повелось исстари: сначала верующие сами жертвовали воск на свечи, потом производство и продажа свечей стали одной из статей доходов монастырей и храмов. Средства, вырученные от продажи свечей, расходуются на содержание, ремонт и украшение храма, на содержание хора, воскресной школы, на жалованье священнослужителей и работников. Поэтому свечи надо приобретать только в том храме, куда человек пришел молиться. Приносить с собой свечи, купленные за стенами храма, и ставить их перед иконами нельзя.

Поскольку уровень благосостояния у верующих различен, то и пожертвовать они могут разные средства. Дорогая большая свеча вовсе не благодатнее маленькой. Лучше со смирением поставить маленькую и горячо помолиться, чем с ропотом и сожалением — дорогую. И помнить при этом, что самое главное — это горение верующего сердца. Если нет в нас горячей любви и благоговения, то свечи не имеют никакого значения, жертва наша напрасна.