Священномученик Антипа (I в. по Р.Х.) был одним из учеников святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова. Он возглавлял епископскую кафедру в городе Пергам в Малой Азии. Господь поставил его на это служение, видя величие его духа, и дал ему дар противостоять начальнику духов злобы поднебесной.
Ко времени появления святого Антипы в Пергаме, этот город являлся третьим по величине после Рима и Александрии. Пергам славился своей великолепной архитектурой, библиотекой, музеем скульптуры, научными школами и крупнейшим центром театрального искусства.
Пергамский алтарь — алтарь Зевса — одно из грандиозных сооружений Древнего мира. В библиотеке Пергама во множестве хранились рукописи по медицине, ведь город считался центром медицинской науки и врачевания. Горожане возвели за стенами города лечебницу и украсили ее надписью: «Во имя богов, смерти вход запрещен». Больные принимали ванны в отделанных бронзой бассейнах, пили целебные воды, а руки искусных массажистов и благовонные притирания возвращали силу ослабевшим мускулам. В здравнице можно было отдохнуть в тени галерей, сидя на каменных скамьях или прислонившись к колонне. Под сводами здесь были скрыты особые рупоры, и через них доносились голоса невидимых врачей-психотерапевтов. Они убеждали больных забыть свои недуги, не думать о горестях и физических страданиях, подавлять болезнь силой собственного духа.
В центре города стоял языческий храм Артемиды — богини охоты, известной своим коварством, которую более других богов почитали местные жители.
С приходом в Пергаму епископа Антипы бесы не смогли выдержать его духовной силы и бежали вон из града. Молитва старца жгла их словно огонь и гнала прочь, а его пламенное слово и святость жизни обращали ко Христу множество язычников. Жители Пергама перестали приносить жертвы в языческие храмы. Не имея ни силы, ни власти искусить святого, бесы стали являться волхвам и жрецам, жалуясь на начальника христиан.
Разгневанные язычники схватили святого и привели на капище. «Не ты ли тот Антипа, который ни одному из богов не дает насытиться туком жертвенным? Из-за тебя боги оставили наш город и не хотят более охранять его! Подчинись нашим законам или подвергнешься достойному наказанию», — потребовал правитель. «Если ваши боги не могут сами наказать за причиненное им оскорбление, и признав себя побежденными от одного старика, сами ищут вашей помощи, то как могут охранять город?» — ответил Антипа.
В ярости языческие жрецы повлекли святого мужа в храм Артемиды и бросили в раскаленного медного вола, в котором приносили жертвы. Святой Антипа долго молился в раскаленном воле, а затем мирно почил, как бы уснув. Христиане взяли святые мощи его и с честью погребли их в Пергаме, и от них истекло миро, исцелявшее все болезни.
Быв победителем бесов еще при жизни, святой Антипа и сегодня имеет особую благодать охранять от заблуждений и покрывать от бесовских искушений последних времен. Прибегая к священномученику Антипе, как скорому помощнику в скорбях и болезнях, верующие неизменно получают утешение и исцеление. Имеет он и особую благодать помогать страждущим от зубных болезней.