11 декабря наша Церковь молитвенно чтит память священномученика митрополита Серафима Чичагова.
11 декабря 1937 года митрополит Серафим был расстрелян на Бутовском полигоне по приговору суда, вменившего ему в вину « проведение глубоко законспирированной контрреволюционной церковной деятельности». Архиерейским Собором Русской Православной Церкви в феврале 1997 года митрополит Серафим причислен к лику святых.
Имя святителя Серафима неразрывно связано с составлением «Летописи Серафимо-Дивеевского монастыря и прославлением в 1903 году преподобного Серафима Саровского. Он также является автором акафиста святому преподобному Серафиму Саровскому.
Потомок знатного дворянского рода, воспитанник Пажеского корпуса и Михайловской артиллерийской академии, храбрый офицер, награжденный за боевые заслуги многочисленными орденами и саблей с дарственной надписью императора Александра II, Леонид Михайлович Чичагов в 1890 году оставил военную службу. В феврале 1893 году он по совету своего духовника о. Иоанна Сергиева (Кронштадтского) принял духовный сан. Рукоположение в сан священника состоялось в синодальном храме Двунадесяти апостолов в Кремле, там о. Леонид служил в течение 3-х лет. На свои средства он отреставрировал храм. При храме по инициативе о. Леонида было образовано общество Белого креста, оказывающее помощь детям офицеров. С февраля 1896 года о. Леонид служил в храме Николая Чудотворца в Старом Ваганькове. И вновь на его средства были проведены реставрационные работы. Обладая талантом живописца, о. Леонид принимал участие в росписи храма.
Овдовев о. Леонид Чичагов 14.08.1898 года принял монашеский постриг с именем Серафим, а в 1899 году он был возведен в сан архимандрита и назначен настоятелем Суздальского Спасо-Евфимиевского монастыря. Трудами архимандрита Серафима в монастыре были проведены реставрационные работы, были отремонтированы помещения арестантского отделения для лиц духовного звания и организована библиотека. Архимандритом Серафимом было написано житие святого преподобного Евфимия.
С 1904 по 1905 год архимандрит Серафим являлся настоятелем Воскресенского Ново-Иерусалимского монастыря. Всего за год его молитвами и трудами были проведены реставрационные работы, построена гостиница, отремонтирован водопровод, проведено обновление музея, организована библиотека. Большое внимание о. Серафим уделял церковному пению, приглашая в певчие людей, обладающих хорошими вокальными данными.
В апреле 1905 года в Успенском Соборе Московского Кремля архимандрит Серафим был хиротонисан в епископа Сухумского. С февраля 1906 года владыка нес послушание епископа Орловского и Севского, а с сентября 1908 года – епископа Кишиневского и Хотинского. Во всех местах служения владыка Серафим организовывал церковно-приходские советы, распространял духовную литературу, ратуя о духовном возрождении России. Он призывал духовенство « чутко прислушиваться к назревшим вопросам времени, освящая их яркими лучами Христова учения и в этом освящении удовлетворять естественной пытливости наших прихожан, ожидающих от нас естественного руководства в духовной жизни».
В мае 1912 года владыка Серафим был возведен в сан архиепископа. С марта 1914 года он стал архиепископом Тверским и Кашинским. Во время Первой Мировой войны владыка активно занимался организацией госпиталей, санитарных поездов, оказывал помощь беженцам и раненым.
В феврале 1916 года он был назначен членом Государственного Совета от монашествующего духовенства.
После февральской революции владыка подвергся гонениям. В апреле 1917 года его уволили с Тверской кафедры как «церковного мракобеса и черносотенного монархиста» и через несколько месяцев выслали из Тверской губернии. Спасая владыку от преследований, Святейший Патриарх Тихон назначил его на Варшавскую кафедру, но выехать туда владыка не смог. До конца 1921 года архиепископ Серафим пребывал в Черниговском скиту Свято - Троицкой Сергиевой Лавры. В начале 1922 года он был возведен в сан митрополита, но вскоре его арестовали и отправили отбывать наказание в лагеря. После отбытия наказания он был выслан из Москвы и до 1928 года проживал в Воскресенском Феодоровском монастыре близ Шуи. В феврале 1928 года его назначили митрополитом Ленинградским и Гдовским. Владыке пришлось противостоять обновленцам и иосифлянам, стать свидетелем закрытия и разрушения храмов в его родном городе, наряду с другими священниками терпеть притеснения. В это из Ленинграда высылались монашествующие, сам владыка был вынужден жить в Тихвине, так как ему отказали в городской прописке. Осенью 1933 года он был отправлен на покой. Последнюю Божественную Литургию он отслужил в октябре 1933 года в Спасо-Преображенском соборе, прихожанином, старостой и ктитором которого он был до принятия священного сана.
Последние годы жизни до своего ареста владыка провел в Подмосковье. На момент ареста ему исполнился 81 год. Он был тяжело болен и прикован к постели. В тюрьму его доставили на машине « Скорой помощи». Ни болезни, ни арест не сломили сильного духом митрополита Серафима. Его вера во Христа была сильнее смерти: « Вы из истории хорошо знаете, что и раньше были гонения на христианство, но чем они кончались, торжеством христианства. Так будет и с этим гонением - оно тоже кончится, и православная церковь вновь будет восстановлена, и православная вера восторжествует».
Священномученик митрополит Серафим был наделен множеством талантов, которые он проявил во Славу Божию. Он самостоятельно изучил богословие и народную медицину, развил данные ему Богом дарования ученого, художника и музыканта. Для укрепления нас в вере остались его труды: « Летопись Серафимо-Дивеевского монастыря», « О возрождении приходской жизни», « Медицинские беседы», « Что является основой каждой науки», « Доблести русских воинов». Остались его музыкальные духовные произведения и написанные им иконы. Две из них находятся в храме во имя святого пророка Илии в Обыденном переулке в Москве. Они подарены храму внучкой митрополита Варварой, принявшей в монашестве имя Серафима и ставшей игуменьей Новодевичьего монастыря в Москве (почила в 2000 году).
Священномучениче Серафиме, моли Бога о нас!