Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

Святая великомученица Ирина жила в те времена, когда Свет истинной веры Христовой, благодаря миссионерскому проповедническому служению апостолов, распространялся по всему миру, и воссиял среди людей, погрязших во тьме идолопоклонства. Однако это было время, когда люди верующие во Христа, только за одно имя «христианин» подвергались гонениям, но желая быть верным Господу и Спасителю нашему принимали мученическую смерть за святую веру Христову.

Повествование о жизни и обстоятельствах обращения в веру Христову святой великомученицы Ирины, память которой празднует Русская Православная Церковь 5 (18) мая, изложено в сборнике житий святых на каждый день (Четьи-Минеи) святителя Димитрия, митрополита Ростовского и Ярославского. [Димитрий Ростовский, свт. День пятый. Страдание святой великомученицы Ирины // Жития святых на русском языке, изложенные по руководству Четьих-Миней св. Димитрия Ростовского. Кн. 9. – М.: Московская Синодальная тип., 1908. С. 187–206.]

В городе Магеддоне [город во Фракии, расположен на берегу Эгейского моря] в доме языческого князя, по имени Ликиний, и его жены Ликинии родилась дочь, которую назвали Пенелопой. Когда ей исполнилось 6 лет, родители заметили, что она своей красотой, своим прекрасным лицом затмевала всех своих сверстниц. Вот тогда князь Ликиний, желая сохранить ее девственную чистоту и красоту, построил для нее далеко за городом дворец со множеством богато украшенных комнат, где она жила вместе с тринадцатью прекрасными девушками и воспитывалась вдали от развлечений городской жизни, под руководством благочестивой наставницы по имени Кария и почтенного старца Апелиана, о котором отец Пенелопы не знал, что он тайный христианин и исповедует веру Христову. Древние язычники, не в пример сегодняшнему христианскому и постхристианскому миру, берегли честь и имя своих дочерей. И нам бы этому поучиться. В связи с этим, вспоминается старинная русская пословица, которую родители часто говорили своим дочерям: «Береги платье снову, а честь смолоду».

Апелиан должен был ежедневно посещать его дочь и обучать её книжной премудрости. В загородном дворце Ликиний поставил, будучи язычником, своих золотых идолов, которые должны были охранять его дочь ночью и днем, как самую драгоценную жемчужину.

Пенелопа возрастала изо дня в день во всех добродетелях, свойственных истинным христианам, и таким образом почва её души была, по промыслу Божию, совершенно приготовлена для восприятия «семени благого». Так незаметно протекли еще 6 лет, и когда ей исполнилось 12 лет и три месяца, отец начал задумываться, кому из знатных княжеских сыновей отдать её в жёны. Но Господь Бог, по Своему усмотрению, промышлял о ней совсем другое. Пришла пора, чтобы в её чистой душе просиял Свет Христов, а внешним поводом к тому послужило такое чудесное и знаменательное, по промыслу Божию, событие.

Однажды, в ту комнату, где находилась Пенелопа со своей наставницею, через окно, обращенное на восток, влетел голубь и опустил на стол масличную веточку. Вслед за этим влетел орел, из клюва которого упал перед Пенелопой венок из прекрасных цветов, и, наконец в другое окно влетел ворон и выпустил из клюва маленькую змею. Удивляясь такому необычному явлению, Пенелопа и её наставница ждали прихода старца Апелиана, чтобы поведать ему о случившемся.

Старец, обладая даром прозорливости, после некоего размышления сказал, обращаясь к Пенелопе: «Голубь, означает кротость, чистоту твоей души и девическое целомудрие. Масличная веточка знаменует Божию Благодать, которая сообщится тебе через святое крещение. Царственная птица – орел знаменует собой то, что ты будешь царствовать над страстями и возвысишься над всем земным своим устремлением к Богу. Венец из цветов означает воздаяние, которым увенчает тебя Господь за твои подвиги. Ворон со змеей – враг рода человеческого, стремящейся нанести тебе скорбь, печаль и гонения. Царь наш Небесный хочет обручить тебя в невесту Себе, и ты должна будешь претерпеть за Его Имя множество страданий».

Родившаяся в язычестве, она стала расспрашивать старца, кто же этот Царь Небесный и по мере того, как старец рассказывал ей о Христе, сердце Пенелопы воспламенялось любовью ко Христу, Спасителю рода человеческого.

Вскоре во дворец к Пенелопе пришел её отец, князь Ликиний, с княгиней и придворными. Он возжелал поговорить с ней о её браке. Пенелопа, на вопрос отца, за кого бы она хотела выйти замуж, попросила его дать ей семь дней на размышление, чтобы потом ответить ему на этот вопрос. Ликиний исполнил её желание. Когда отец и вся его свита ушли, она обратилась к бездушным золотым идолам и спросила, как ей поступить и что сказать отцу, но немые идолы молчали. Вечером, готовясь ко сну, Пенелопа повернула своё лицо на восток и, глядя на небо, обратилась к невидимому Богу в надежде получить от Него ответ, как ей быть. Она задремала и во сне увидела Ангела Божия который возвестил ей о том, что скоро к ней придет человек Божий по имени Тимофей [ученик, спутник и сподвижник апостола Павла, который был рукоположен им в первого епископа Ефесской Церкви]. От него она примет святое крещение и будет с тех пор называться не Пенелопой, а Ириной [в переводе с греческого «Мир»].

Слово «мир» является одним из ключевых слов в Священном Писании, с которым Господь очень часто обращался к Своим ученикам, говоря: «Мир оставляю вам, мир Мой даю вам…» (Ин 14:27). Эти же слова «мир всем» очень часто повторяет священник за каждым богослужением, обращаясь не только к тем, кто стоит в храме, но и ко всему человечеству, а диакон, произнося первое прошение на мирной (великой) ектении, громогласно возглашает: «Миром Господу помолимся». Этот призыв Церкви Христовой учит нас иметь не только «мир с собой», но и «мир с другими».

Вот этого «мира» нам сегодня не хватает во всей вселенной, но главное то, что «мира» нет внутри человеческой души. Человечество постоянно враждует с собой и друг с другом. Еще апостол Павел говорил: «Доброго, которого хочу, не делаю, злое, которого не хочу, делаю… Бедный я человек! кто избавит меня от сего тела смерти» (Рим 7:19, 24).

Пенелопа проснулась и ощутила огромную радость, теперь она с нетерпением ждала прихода человека Божьего Тимофея, который в скором времени пришел к ней и крестил Пенелопу во имя Отца, и Сына, и Святого Духа. При крещении Тимофей, дав ей новое имя – Ирина, уневестил её Христу, и заповедал до конца жизни хранить в целомудрии свое девство. Наставил её в учении христианском, предрек ей страдания за имя Христово, но воодушевил твердо стоять на спасительном пути, на который поставил её Господь. Тогда же апостол Тимофей крестил наставницу её Карию и всех служанок, благословил Ирину и всех ее сверстниц и, поручив их благодати Божией, покинул дворец.

Когда через семь дней отец и мать вместе со свитой пришли во дворец и заговорили с ней о браке, она отказалась выходить замуж. Её отказ являлся прямым противлением воли родителей, т.е. это был вызов против всех социальных устоев. Ирина воспротивилась желанию родителей выдать её замуж, мотивируя тем, что она теперь невеста Христова, она познала Бога Истинного и теперь будет жить, исповедуя веру Христову. Княгиня, мать Ирины, будучи тайной христианкой, обрадовалась дивной перемене в душе дочери, но отец был возмущен, сердце его ожесточилось против нее, но после некоторых событий, которые произошли с ним, вразумился, исправился и умер как христианин.

Дальнейшая жизнь Ирины была жизнью великомученицы, проповедницы, терпеливой страдалицы. Она, принявшая святую истинную веру, сделалась верною последовательницею Евангельских учений и обильно насаждала это учение в разных местах, обходя многие города Фракийские и обратив ко Христу огромное количество язычников.

За исповедание веры во Христа, и отказ поклониться идолам святая подвергалась мучениям от шести правителей разных городов, в том числе и от своего родного отца. Стойкая в вере она сочетала в себе Любовь ко Христу и к людям с храбростью воина, прощая своих обидчиков, воскрешая и исцеляя их. Некоторые из её мучителей, правителей тех или иных городов, увидев силу молитвы святой ко Христу, Который всегда укреплял ее, призывая святую Ирину не бояться, ибо Он всегда был с ней, принимали крещение вместе с жителями, которые были подвластны им. Страдания её, которым она подвергалась от гонителей веры Христовой, сопровождались бесчисленными знамениями и чудесами. Обилие чудес, которые совершались при ее страшных мучениях делают её подобной первомученице Фекле равноапостольной.

Христианская Церковь хвалится многими святыми девами, которых называет Невестами Христовыми. Они были так сильно уязвлены Божественной любовью, что не хотели выходить замуж и делить свое сердце между земным женихом и Женихом Небесным, Которого они полюбили однажды и навсегда.

Как повествует житие великомученицы Ирины, она не была убита руками человеческими. В конце своем земной жизни Ирина отправилась на свою родину, в город Маггедон. Её отец к этому времени перешел в другой мир, она оплакала его смерть, непрестанно молясь о нем Богу. Некоторое время она оставалась в этом городе, живя вместе с матерью, а потом чудесным образом оказалась в городе Ефесе [большом городе в Малой Азии, месте проповеди апостола Павла и местом проведения III Вселенского собора в 431 году], где она, проповедуя веру Христову, творила многие чудеса, исцеляла от разных болезней и многих язычников обратила к истинному Богу, к вере Христовой. Спустя некоторое время в этот город пришел, посланный Богом, старец Апелиан, увидя его, она очень обрадовалась, ибо почувствовала приближение смерти. И вот наступил день, когда святая Ирина, взяв старца Апелиана и несколько благочестивых мужей, пошла за город и, найдя в скале новый пустой гроб, вошла в него и сказала старцу Апелиану, чтобы они закрыли камнем вход в пещеру и, чтобы никто не смел открыть пещеру раньше четвертого дня. Когда Апелиан на четвертый день с людьми пришел ко гробу, он не нашел тела святой великомученицы Ирины. Когда старец увидел, что гроб был пуст, подумал, что Господь призвал святую в Царство Небесное. Так завершился подвиг и земные страдания святой великомученицы Ирины.

Радуйся, Ирино, невеста Христова преславная! Аминь.

ИСПОЛЬЗОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА

1) Библия. Книги Священного Писания Ветхого и Нового Завета. – М.: РБО, 2013. – 2047 с.

2) Димитрий Ростовский, свт. День пятый. Страдание святой великомученицы Ирины // Жития святых на русском языке, изложенные по руководству Четьих-Миней св. Димитрия Ростовского. Кн. 9. – М.: Московская Синодальная тип., 1908. С. 187–206.

Ирина Ивановна Иванова