В царствование нечестивого Максимиана[1] на Востоке, в Илиополе[2], жил человек знатного рода, богатый и знаменитый по имени Диоскор, по происхождению и по вероисповеданию язычник. У этого Диоскора родилась дочь, названная Варварой. Мать Варвары скончалась, когда дочери не исполнилось и отроческих лет. По смерти жены Диоскор всю свою любовь сосредоточил на дочери, которую берег, как зеницу ока, ибо, кроме нее, не было у него больше детей. Когда Варвара повзрослела, лицо ее стало настолько прекрасным, что во всей той местности не было девицы, равной ей по красоте. Тогда Диоскор соорудил для нее высокий и искусно устроенный замок, а в замке устроил роскошные палаты. В них он затворил дочь свою, приставил к ней надежных воспитательниц и служанок. Диоскор построил замок, желая скрыть красоту Варвары от простых и незнатных людей, ибо он полагал, что они недостойны любоваться несказанной красотой Варвары. Уединенная и оторванная от света и общества людей, от благ и развлечений шумного мира, юная дева находила себе единственное утешение в созерцании красот природы, чудно открывавшейся с высокой башни, и в размышлении по поводу всего виденного.

Так, совершенно естественно, она привыкла жить своею внутреннею жизнью, своими мыслями и мучительным постоянным стремлением к разрешению важных и глубоких вопросов. В этом стремлении чувствовалась какая-то неудовлетворенность окружающею ее жизнью: взглядами, обычаями и воззрениями и вообще всем складом жизни ее язычника-отца и ему подобных людей. Созерцая с высоты башни своего замка горние и дольные создания Божьи, взирая на небо, наблюдая сияние солнца, течение луны и красоту звезд, она спрашивала живших с нею наставниц: “Кто сотворил это?”

Любуясь красотой покрытых зеленью полей, рощ и садов, орошаемых источниками и реками, окруженных холмами и горами, Варвара вновь спрашивала: “Чьею рукою все это создано?”

Ей отвечали: “Все это создали боги”.

Девица спросила: “Какие боги?”

Наставницы отвечали ей: “Те боги – золотые, серебряные и деревянные, которых чтит твой отец и имеет в своем дворце и которым он поклоняется, - они создали все то, что перед твоими очами”.

Девица усомнилась в истинности такого ответа и стала про себя рассуждать:

“Боги, которых почитает мой отец, творения рук человеческих: золотых и серебряных сделал мастер золотых дел, каменных - каменосечец, деревянных - резчик по дереву. Как же эти сделанные боги могли создать такое пресветлое высокое небо и такую красоту земную, когда сами не могут даже пошевельнуться?”

Желая постичь истину, она часто, и днем, и ночью, взирала на небо, стараясь по творению узнать Творца. Однажды, когда она долго смотрела на небо и была объята сильным желанием узнать, кто сотворил такую прекрасную высоту, ширь и светлость неба, внезапно в сердце ее воссиял свет Божественной благодати и открыл умственные очи ее к познанию неведомого для нее Единого Невидимого и Непостижимого Бога, премудро создавшего небо и землю. Она рассуждала так:

“Един должен быть такой Бог, Которого создала не рука человеческая, но Сам Он, имеющий собственное бытие, создал все: простер широту неба, утвердил основания земли и просвещает свыше всю вселенную лучами солнца, сиянием луны и блистанием звезд, а внизу украшает землю множеством деревьев и цветов и напояет ее реками и источниками. Един должен быть Бог, Который все содержит, всему дает жизнь и обо всем промышляет”.

Так отроковица Варвара училась по творению познавать Творца; и сбылись на ней слова Давида: “размышляю о всех делах Твоих, рассуждаю о делах рук Твоих” (Пс.142, 5). Эти мысли породили в сердце Варвары огонь любви к Творцу и распалили ее душу пламенным стремлением к Богу. Думая об этом днем и ночью, Варвара лишилась покоя, желая лишь одного – ближе и яснее узнать о Боге и Создателе всего.

Среди людей, бывших около нее, Варвара не могла найти себе наставника, который открыл бы ей тайны святой веры и наставил ее на путь спасения; ибо отец ее Диоскор окружил ее бдительной стражей, и никому нельзя было к ней входить, кроме приставленных отцом советниц и рабынь, не знавших ничего о том Боге, Которого теперь познала и почитала юная дева. Но Сам Премудрейший Учитель и Наставник, Дух Святой, внутренним вдохновением невидимо поучал ее тайнам благодати Своей и сообщал уму ее познание истины. И жила девица в своей башне, “как одинокая птица на кровле” (Пс. 101, 8), размышляя о небесном, а не о земном; ибо сердце ее не прилеплялось ни к чему земному, не любила она ни золота, ни дорогих жемчугов, ни драгоценных камней, ни нарядных одежд, ни каких-либо девических украшений, никогда она не помышляла о браке, но вся мысль ее была обращена к Единому Богу, и сердце наполнено любовью к Нему.

Когда пришло время выдать отроковицу замуж, многие богатые, благородные и знатные юноши, услышав о дивной красоте Варвары, просили у Диоскора. ее руки. И Диоскор стал говорить Варваре о браке. Называя тех знатных юношей, которые желали бы иметь ее своей женой, отец спрашивал, с кем из них она пожелала бы обручиться. Целомудренная девица, стыдясь не только даже слушать, но и подумать о браке, покраснела; она всячески отказывала отцу в его желании выдать ее замуж, ибо считала большим для себя лишением дать увянуть цвету своей чистоты и девства. Но сколько ни упрашивал Диоскор свою дочь, он так и не смог заставить ее подчиниться его воле. После многих возражений Варвара неожиданно для Диоскора заявила: “Отец мой, если ты еще станешь говорить об этом и будешь принуждать меня к обручению, я убью себя, и ты лишишься своего единственного детища”.

Услышав это, Диоскор пришел в ужас и не смел больше принуждать дочь к браку. Придет время, надеялся Диоскор, когда она сама одумается и пожелает выйти замуж: лучше будет обручить ее по доброй воле, ненасильно. После этого он замыслил отправиться по делам в далекий путь, полагая, что Варвара без него будет скучать, а когда он возвратится, то ему легче будет убедить ее послушаться его повеления и совета. Перед отъездом Диоскор приказал построить при находившейся в саду купальне роскошную баню, а в бане сделал два окна, обращенные на юг. Приставленным же к дочери лицам он приказал не препятствовать ей свободно выходить из замка, когда она захочет, и делать все, как ей будет угодно. Варвара, думал Диоскор, познакомившись с другими людьми и увиден, как многие из девиц после обручения вступили в брак, сама пожелает выйти замуж.

Когда Диоскор отправился в путь, Варвара, пользуясь разрешением отца свободно выходить из дома и беспрепятственно беседовать, с кем хочет, познакомилась с христианскими девицами и от них услыхала Имя Иисуса Христа. Она возрадовалась духом и старалась побольше узнать от них о Боге. Новые подруги поведали Варваре все известное им о Христе: о воплощении Его от Пречистой Девы Марии, о Его вольном страдании и воскресении, также о будущем суде и нескончаемом блаженстве благочестивых христиан в Царстве Небесном. Слушая обо всем этом, Варвара ощущала сладость в сердце, пламенела любовью ко Христу и желала принять крещение.

В то время по воле Божьей пришел из Александрии в Илиополь некий пресвитер под видом купца. Узнав о нем, Варвара пригласила его к себе и тайно научилась от него вере и познанию Единого Творца и Вседержителя Господа нашего Иисуса Христа, чего издавна горячо желала. Пресвитер крестил ее во Имя Отца и Сына и Святого Духа и, наставив Варвару, удалился в свою страну. Просвещенная святым крещением, Варвара воспламенела еще большей любовью к Богу и подвизалась в посте и молитве день и ночь, служа Господу своему. Ему же уневестилась, дав обет сохранять в непорочности свое девство, бесценный бисер и украшение христианки.

Пользуясь предоставленной отцом свободой, Варвара однажды вышла из своего замка в роскошный сад, где в то время, по приказанию отца, строилась баня. Гуляя по саду, она подошла посмотреть на постройку и, увидев в бане два окна, спросила рабочих: “Зачем вы устроили только два окна? Не лучше ли сделать три окна? Тогда и стена будет красивее, и баня светлее”.

Работники отвечали: “Твой отец велел нам построить баню с двумя окнами, выходящими на южную сторону”.

Но Варвара настоятельно требовала сделать в бане три окна (в честь Святой Троицы). И когда работники не хотели перекладывать окна, боясь ее отца, она сказала им: “Я заступлюсь за вас перед отцом и отвечу за все: а вы сделайте то, что я приказываю”.

Тогда рабочие по ее желанию сделали в бане третье окно. Была там, как сказано, купальня, при которой баня и строилась. Купальня эта была ограждена тесаными мраморными камнями. Святая Варвара, придя однажды к этой купальне и воззрев на восток, начертала перстом на мраморе изображение святого креста, которое так ясно отпечаталось на камне, словно высечено было железом. Кроме того возле бани, также на камне, запечатлелся и след ее девической ноги: из следа этого стала истекать вода, и впоследствии здесь было много исцелений у приходивших с верою[3].

Прохаживаясь однажды по палатам своего отца, святая Варвара увидела его богов, бездушных идолов, стоявших на почетном месте, и глубоко вздохнула о погибели душ тех людей, которые служат идолам. Затем она оплевала лица идолов, говоря: “Да будут подобны вам все, кто вам поклоняется и от вас, бездушных, ожидает помощи!”

Затем Варвара поднялась на башню своего замка и там, по обычаю своему, предалась молитве, посту и богомыслию.

Между тем отец ее возвратился из путешествия. Осматривая домашние постройки, он подошел к вновь выстроенной бане и, увидев в ее стене три окна, начал с гневом бранить слуг и рабочих, ибо они ослушались его приказания. Те отвечали: “Не наша была на то воля, но – твоей дочери Варвары: она нам приказала устроить три окна, хотя мы того не желали”.

Диоскор тотчас призвал Варвару и спросил ее: “Зачем ты велела устроить в бане третье окно?”

Она отвечала: “Три лучше, чем два; ибо ты, отец мой, приказал сделать два окна в соответствии, как мне думается, двум светилам небесным, солнцу и луне[4], чтобы они освещали баню: а я велела сделать и третье, во образ Троичного Света[5], Света неприступного, неизреченного, незаходимого н немерцающего, способного просветить всякого человека, приходящего в мир”.

Отец смутился, услышав поистине удивительные, но для него новые и непонятные слова дочери. Приведя ее к тому месту купальни, где был изображен на камне перстом святой Варвары крест, которого он еще не рассмотрел, Диоскор стал спрашивать ее: “Что такое ты говоришь? Каким образом свет трех окон просвещает всякого человека?”

Святая отвечала: “Выслушай внимательно, отец мой, и пойми меня: Отец, Сын и Святой Дух, Три Лица Единого в Троице Бога, живущего в неприступном свете, просвещают и оживляют всякое дыхание. Для того я и велела устроить в бане три окна: одно из них будет изображать Отца, другое Сына, третье - Духа Святого, так чтобы и сами стены прославляли Имя Святой Троицы”.

Затем, указав рукою на крест, изображенный на мраморе, она сказала: “Я также изобразила и знамение Сына Божия: для спасения людей Он воплотился от Пречистой Девы по благоволению Отца и содействию Святого Духа и добровольно пострадал на кресте, изображение которого ты видишь. Я начертала знамение креста для того, чтобы здесь сила крестная отгоняла всю силу бесовскую”.

Это и многое другое говорила еще премудрая дева жестокосердому своему отцу о Святой Троице, о воплощении и страдании Христовом, о силе креста и прочих тайнах святой веры, чем привела его в страшную ярость.

Диоскор воспылал гневом и, забыв естественную любовь к дочери, извлек свой меч и хотел ударить ее, но она обратилась в бегство. С мечом в руках Диоскор погнался за ней, как волк за овцою. Когда он уже настигал непорочную агницу Христову, неожиданно путь их оказался загороженным каменной горой. Святая не знала, как спастись от руки отца или – лучше сказать – мучителя своего. Но имея твердую и непоколебимую надежду на благодатную помощь свыше, она мысленно обратилась с пламенной молитвой к Единому Защитнику всех гонимых. И молитва ее не осталась тщетной. Богу угодно было явить дивное и преславное чудо! Гора, рассеченная непостижимым образом, образовала проход, в котором и скрылась Святая Варвара, после чего гора приняла опять свой обыкновенный вид, дав святой свободный путь на верх горы. Поднявшись на гору, она спряталась там в пещере. Жестокий и упорный Диоскор, не видя перед собою бегущей дочери, удивился. Недоумевая, каким образом она скрылась, он долгое время старательно искал ее. Обходя гору и разыскивая Варвару, он увидал на горе двух пастухов, пасущих стада овец. Пастухи эти видели, как святая Варвара поднялась на гору и скрылась в пещере. Подойдя к ним, Диоскор спросил, не видали ли они бежавшей девицы. Один из пастухов, человек сострадательный, увидев Диоскора сильно разгневанным, не захотел выдать девицу и сказал: “Я не видал ее”.

Но другой молча указал рукой на то место, где скрылась святая. Диоскор устремился туда, а пастуха, который выдал святую, постигла на том же месте казнь Божия: сам он превратился в каменный столп, а овцы его – в саранчу.

Найдя в пещере свою дочь, Диоскор стал безжалостно бить ее; бросив Варвару на землю, он топтал ее ногами и, схватив за полосы, потащил к своему дому. Затем Диоскор заключил дочь в тесном, темном помещении, запер двери и окна, приложил печать, поставил стражу и морил заключенную голодом и томил жаждой. После этого Диоскор отправился к правителю той страны, Мартиану, и рассказал ему все о своей дочери и поведал, что она отвергает их богов и верует в Распятого. Диоскор просил правителя под угрозой различных мучений склонить Варвару к вере отца. Затем он вывел святую из заключения, привел к правителю и отдал святую в его руки, говоря: “Я отрекаюсь от нее, потому что она отвергает наших богов, и если она не обратится к ним снова и не поклонится им со мною вместе, то не будет мне дочерью, а я не буду ей отцом: мучай ее, державный правитель, как будет угодно твоей воле”.

Увидев перед собой девицу, правитель удивился необычайной се красоте и стал говорить с ней кротко и ласково, восхваляя ее красоту и благородство. Он увещевал Варвару не отступать от древних отеческих законов и не противиться воле отца, но поклониться богам и во всем слушаться своего родителя, дабы не лишиться права получить в наследство все его имение. Но святая Варвара, изобличив мудрой речью тщету языческих богов, исповедовала и прославляла Имя Иисуса Христа и отрекалась от всей суеты земной, богатства и мирских утех, стремясь к благам небесным. Правитель все еще продолжал убеждать ее не бесчестить своего рода и не губить прекрасной и цветущей юности своей. Наконец он сказал ей: “Пожалей себя, прекрасная дева, и поспеши с усердием принести вместе с нами жертву богам, ибо я милосерд к тебе и хочу пощадить тебя, не желая предать такую красоту на муки и раны, если же не послушаешься меня и не покоришься, то заставишь меня, хотя бы против моей воли, жестоко тебя мучить”.

Святая Варвара отвечала: “Я всегда приношу Богу моему жертву хвалы и хочу сама быть Ему жертвою, ибо Он един есть Истинный Бог, Творец неба и земли и всего, что на них; а твои боги – бессильны что-либо создать. Они сами - дело рук человеческих. Как говорит пророк Божий: “идолы - серебро и золото, дело рук человеческих” (Пс. 113, 12). “Ибо все боги народов – идолы, а Господь небеса сотворил” (Пс. 95, 5). Эти пророческие слова я признаю и верую в Единого Бога, Создателя всего, ваши же боги ложны, и напрасна ваша надежда на них”.

Разгневанный такими словами святой Варвары правитель тотчас повелел обнажить ее. Это первое мучение – стоять нагою, перед глазами многих мужей, без стыда разглядывающих обнаженное тело девственницы, было для чистой и целомудренной девицы страданием более тяжким, чем сами раны. Затем мучитель велел положить ее на землю и долгое время сильно бить воловьими жилами. Кровь ручьями струилась из ран святой мученицы. Прекратив по приказанию правителя бичевание, мучители стали, усиливая ее страдания, тереть раны святой девы власяницей и острыми черепками. Однако все эти мучения, устремившиеся сильнее бури и ветра на храм юного и слабого девического тела, не поколебали крепкой в вере мученицы Варвары, ибо вера была основана на незыблемой твердыне – Христе Господе, ради Коего она с радостью терпела такие тяжкие страдания.

Затем правитель велел заключить ее в темницу, пока не придумает для нее самых жестоких мучений. Еле живая от тяжких истязаний, святая Варвара со слезами молилась в темнице Христу Богу не оставить ее в таких тяжких страданиях и говорила словами Давида: “Не оставь меня, Господи, Боже мой! Не удаляйся от меня; поспеши на помощь мне, Господи, Спаситель мой!” (Пс. 37, 22-23). И Господь услышал се молитву. В полночь внезапно озарил ее великий свет; трепет вместе с радостью ощутила святая в сердце своем: к ней приближался ее Нетленный Жених. Сам Царь Небесный явился ей в неизреченной славе. О. сколь великою и неизреченною радостью исполнилось сердце, когда святая увидела Его! Господь же, с любовью взирая на нее, сказал ей: “Дерзай, невеста Моя, и не бойся, ибо Я с тобою; Я охраняю тебя; Я знаю подвиг твой и облегчаю твои болезни; за твои страдания Я уготовляю тебе в Моем небесном чертоге вечную награду; итак претерпи до конца, чтобы вскоре насладиться вечными благами в Царствии Моем!”

Внимая словам Господа Христа, святая Варвара, как воск от огня, таяла от желания соединиться с Богом и, как река во время разлива, была преисполнена любовью к Нему. Утешив возлюбленную невесту Свою Варвару, Христос исцелил ее от ран, и не осталось и следа их на ее святом теле. После того Он стал невидим, оставив ее в неизреченной духовной радости. И пребывала святая Варвара в темнице, как бы на небе, пылая, подобно серафимам, любовью к Богу, славословя Его сердцем и устами и воздавая благодарение Господу за то, что Он не презрел, но посетил рабу Свою, страдающую ради Господа своего.

Жила в том городе некая женщина по имени Иулиания, верующая во Христа и богобоязненная. С той поры, как святая Варвара была схвачена мучителями, Иулиания следила за нею издалека, видела ее мучения и удивлялась тому, что Варвара презрела богатство, славу и все блага и утехи мира и не пощадила своей красоты и юности ради одного Христа Господа. Когда святая была брошена в темницу, Иулиания приникла к окну темницы и, увидев чудесное исцеление святой Варвары, пожелала и сама пострадать за Него и стала приготовляться к такому подвигу, молясь Подвигоположнику Иисусу Христу, чтобы Он послал ей терпение в страданиях.

С наступлением дня святая Варвара была выведена из темницы на нечестивый суд, для нового истязания; Иулиания издали следила за нею. Когда святая Варвара стала перед правителем, все с изумлением увидели, что святая совершенно здорова, светла лицом и еще более прекрасна, чем прежде, а на теле ее нет никаких следов от ран. При виде этого, правитель сказал: “Вот видишь, девица, как заботятся о тебе наши боги? Вчера ты была жестоко истерзана и изнемогала от страданий, а ныне они совершенно тебя исцелили и даровали тебе здравие. Будь же благодарна за такое их благодеяние – поклонись им и принеси жертвы”.

Святая отвечала: “Ты говоришь, правитель, будто исцелили меня твои боги, которые сами слепы, немы и бесчувственны. Они не могут даровать ни слепым прозрения, ни немым слова, ни глухим - слуха, ни хромым - способность ходить, они не могут исцелять больных, ни воскрешать мертвых, так как они сами творение рук человеческих; как же могли они исцелить меня, и за что им поклониться? Исцелил меня Иисус Христос. Бог мой, Который врачует всякие болезни и мертвым подает жизнь; Ему и с благодарностью поклоняюсь и себя приношу Ему в жертву. Но ум твой ослеплен, и ты не можешь видеть Сего Божественного Целителя и недостоин того”.

Такая речь святой мученицы привела правителя в ярость: он приказал повесить ее на дереве, строгать тело святой железными когтями, опалять свечами ребра и бить по голове молотом. Святая Варвара претерпела мужественно все эти страдания. От таких мучений невозможно было бы остаться в живых не только ей, юной отроковице, но даже и сильному мужу: но агницу Христову укрепляла невидимо сила Божия.

В толпе народа, смотревшего на мучения святой Варвары, стояла Иулиания. Взирая на великое страдание святой Варвары, Иулиания не могла сдержать себя от слез и сильно плакала. Исполнившись ревности, она возвысила голос и начала открыто обличать немилосердного правителя в бесчеловечном мучительстве и хулить языческих богов. Тотчас она была схвачена и на вопрос о том, какой она веры, объявила себя христианкой. Тогда правитель повелел мучить ее так же, как Варвару.

Иулиания была повешена вместе с Варварой, и ее строгали железными гребнями. А святая великомученица Варвара, видя это и испытывая сама мучения, устремив взор свой к небу, молилась: “Боже, испытующий сердца человеческие, Ты знаешь, я всю себя принесла Тебе в жертву и отдала себя во власть Твоей всесильной Десницы, стремясь к Тебе и любя Твои святые заповеди. Не оставь меня, Господи, но, милостиво воззрев на меня и на страдающую со мной Иулианию, укрепи нас обеих и дай нам теперь силы совершить подвиг: “дух бодр, плоть же немощна” (Мф. 26, 41; Мк. 14, 38)”.

Так молилась святая, и для мужественного перенесения страданий небесная помощь невидимо подавалась мученицам. А мучитель приготовил им новые страдания, повелев отрезать у обеих сосцы. Когда это было исполнено и страдание мучениц усилилось, святая Варвара, снова возведя очи к Врачу и Целителю своему, возопила: “Не отвергни нас от лица Твоего, Христе, и Духа Твоего Святаго не отними от нас. Дай нам радость спасения Твоего и Духом владычественным утверди нас в молитве Твоей (Пс. 50, 13-14)”.

После таких мучений правитель велел отвести святую Иулианию в темницу, а святую Варвару, для большего посрамления, водить нагою по городу, с издевательствами и побоями. Святая дева Варвара, покрываясь стыдом, как бы одеждой, возопила к Господу: “Боже, одевающий небо облаками и землю мглою, как пеленами, повивающий (Иов. 38, 9), Ты Сам, о Царь, покрой наготу мою и сделай так, чтобы очи нечестивых не видели тела моего и чтобы не до конца была осмеяна раба Твоя!”

Христос, взиравший свыше со всеми Своими святыми ангелами на подвиг рабы Своей, тотчас поспешил к ней на помощь и послал к ней светлого ангела со световидной одеждой, который покрыл наготу святой мученицы. И нечестивые не могли уже больше видеть обнаженного тела мученицы, и она снова была приведена к мучителю. После нее водили по городу также нагою святую Иулианию. Наконец, Мартиан, видя, что не может отвратить их от любви ко Христу и склонить к идолопоклонству, осудил обеих на усечение мечом.

Диоскор, жестокосердый отец Варвары, был так ожесточен дьяволом, что не только не скорбел при виде великих мучений своей дочери, но и не постыдился быть ее палачом. Схватив свою дочь и держа в руке обнаженный меч, Диоскор повлек ее к месту казни, которое было назначено за городом, на горе, а один из воинов вел за ними святую Иулианию. Когда они шли, святая Варвара так молилась Богу: “Безначальный Боже, простерший небо, как покров, и основавший на водах землю, повелевающий солнцу Своему восходить над злыми и добрыми и посылающий дождь на праведных и неправедных (Пс. 103, 2 и 135, 6; Мф. 5, 45), услышь и ныне молящуюся Тебе рабу Твою, услышь, о Царь, и подай благодать Свою всякому человеку, который будет вспоминать меня и мои страдания; да не приблизится к нему внезапная болезнь и да не похитит его внезапная смерть, ибо Ты знаешь, Господи, мы – плоть и кровь и творение пречистых рук Твоих”.

Когда она так молилась, послышался с неба голос, призывавший ее с Иулианией в горние селения и обещавший ей исполнение просимого. И шли на смерть обе мученицы, Варвара и Иулиания, с великой радостью, желая скорее разлучиться с телом и предстать перед Господом. Дойдя до назначенного места, агница Христова Варвара склонила под меч свою голову и была усечена руками немилосердного своего отца, и исполнилось сказанное в Писании: “Предаст же брат брата на смерть, и отец – сына” (Мф. 10, 21; Мк. 13, 12). Святую же Иулианию обезглавил воин. Так совершили святые Варвара и Иулиания свой подвиг[6]. Святые души их радостно отошли к своему Жениху - Христу, встреченные ангелами и с любовью принятые Всевышним Владыкою. Диоскора и правителя Мартиана внезапно постигла кара Божия. Тотчас по совершении казни разразилась страшная гроза и ударами молний были убиты оба мучителя: Диоскор – в то время, когда сходил с горы, где совершил бесчеловечный поступок, а Мартиан – в его доме. После удара молний и самого праха от них не осталось на земле.

В том городе жил один благочестивый человек по имени Галентиан. Взяв честные мощи святых мучениц, он принес их в город, похоронил с подобающей честью и устроил над ними церковь, в которой много было исцелений от мощей святых мучениц, молитвами и благодатью Отца и Сына и Святого Духа, Единого в Троице Бога, Ему же слава во веки. Аминь.

О честных мощах святой великомученицы Варвары

Еще в древности в VI веке мощи святой великомученицы Варвары были перенесены из Илиополя в Царьград и находились там около шести столетий. В 1108 году мощи великомученицы были перенесены из Царьграда в наше преславное отечество, в город Киев. В те годы русские князья жили в любви и единомыслии с православными греческими царями и брали себе в супруги их сестер и дочерей[7].

Благодаря таким близким, дружеским отношениям между греческими и русскими правителями Русь и получила из Греции бесценный дар – целебные мощи святой великомученицы Варвары, как об этом повествует в 1670 году настоятель Киевского Михайловского Златоверхого монастыря[8] иеромонах Феодосий Сафонович[9].

Первой супругой великого князя Киевского Святополка Изяславича[10], нареченного во святом крещении Михаилом, была греческая царевна Варвара, дочь византийского императора Алексия Комнена[11]. Перед своим отъездом из Царьграда в Россию царевна Варвара упросила своего отца даровать ей мощи святой великомученицы Варвары, которые и привезла с собою в Киев.

Муж ее, великий князь Михаил, выстроив в 1108 году в Киеве каменную церковь во имя святого архистратига Михаила, заступника своего, с почестями положил в ней святые мощи великомученицы.

Во время нашествия на русскую землю татарского хана Батыя[12] мощи святой великомученицы были сокрыты церковнослужителями в тайном месте под ступенями каменной лестницы, ведшей на верх храма. После нашествия честные мощи по благоизволению Божью были обретены, вынуты из-под спуда и открыто положены с почестями в том же храме.

В 1644 году при великом ревнителе православия, киевском митрополите Петре Могила[13], Киев посетил канцлер польского королевства Георгий Осолинский. Придя в церковь Михайловского монастыря для поклонения честным мощам великомученицы Варвары, он рассказал следующее: “Я питаю глубокую веру в помощь святой великомученицы Варвары, ибо многие свидетельствуют: тот, кто вручает себя ее заступничеству, не умрет без покаяния и причастия Божественных Тайн. Я был в Риме и в западных странах и везде спрашивал, где находятся мощи святой великомученицы Варвары, на Западе или на Востоке. Мне сказали, что на Западе нет мощей святой великомученицы, нет их также и на Востоке, как утверждают побывавшие там, но пребывают ее святые мощи в России. Ныне верую, именно здесь, в Киеве, находятся истинные мощи святой великомученицы Варвары”.

Поклонившись с усердною молитвою святым мощам и приложившись к ним, канцлер просил дать ему часть святых мощей. Ради его великой веры ему была дана часть перста правой руки святой великомученицы, которую он и принял с великою благодарностью.

В те же времена при митрополите Петре Могила отсутствующая при нетленном теле левая рука святой Варвары, находившаяся долгое время в Греции, была перенесена в Польшу переселившимся туда греком доктором Мозелем, происходившим из царского рода Кантакузенов, который был учителем врачебной науки. Перенесенная им рука была положена в сооруженной им каменной монастырской церкви в честь Воздвижения креста Господня, в городе Луцке на Украине.

В 1650 году, при митрополите Киевском Сильвестре Коссове[14], литовский гетман князь Януш Радзивилл взял приступом город Киев. По его требованию ему были даны две части мощей от перстов и от ребра святой великомученицы Варвары. Часть от перстов великомученицы гетман отдал своей жене, княгине Марии, благочестивой дочери молдовлахийского господаря Василия. Когда же Мария скончалась, то хранившаяся у нее часть мощей досталась киевскому митрополиту Иосифу Тукальскому[15] и была принесена им в город Канев, находящийся на реке Днепр недалеко от Киева, а после его смерти была перенесена в город Батурин[16], где эти перста пребывали в монастыре святого Николая Чудотворца и, благоговейно почитаемые, источали чудесные исцеления. Другую же часть от ребра великомученицы тот же князь Радзивилл послал в дар Виленскому католическому епископу Георгию Тишкевичу, исполняя его усердную просьбу. Приняв этот дар, епископ хранил в своих покоях в богато украшенном ковчеге. Спустя некоторое время дом епископа сгорел, но ковчег с частью мощей святой великомученицы Варвары остался невредим. Узнав об этом, все пришли в великое изумление и прославили Бога и святую великомученицу Варвару. В 1656 году Киев посетил Антиохийский патриарх Макарий[17]. С великою верою и любовью и со слезами он поклонился честным мощам святой великомученицы и поведал следующее: “В моей патриархии, недалеко от Антиохии, есть город Илиополь, в котором пострадала святая великомученица Варвара. Когда я там расспрашивал о ее святых мощах, то мне сказали: с глубокой древности их нет не только в Илиополе, но и в другом каком-либо месте на Востоке, ибо они пребывают в Русской земле. Ныне несомненно верую – здесь почивают истинные мощи святой великомученицы”.

Патриарх просил дать ему часть от этих святых мощей. Его просьба была исполнена Киевским митрополитом Сильвестром, и патриарх принял часть святых мощей с великой радостью и благодарением.

Более восьми столетий мощи святой Варвары почивали в Михайловском Златоверхом монастыре[18]. Сначала они покоились в кипарисовом гробе, потом же в серебряной, позолоченной раке, устроенной на средства гетмана Мазепы. Затем драгоценная гробница и величественная над нею сень были сооружены на средства графини Анны Алексеевны Орловой-Чесменской. Эта гробница была замечательной чеканной работы. На ней рельефно изображались страдания великомученицы, а по углам располагались четыре литых ангела. На верхней части гробницы изображена сама святая Варвара во весь рост. В числе лампад, находящихся над гробницей, средняя была из чистого золота, с кистью из жемчуга и бриллиантов – дар императрицы Екатерины II.

Чудеса, совершенные от мощей святой великомученицы Варвары

Много чудес и исцелений от святых мощей великомученицы совершилось в Михайловском Златоверхом монастыре. Чудотворения сильнее громких труб свидетельствуют всему миру о истинности мощей и благодатной силе, через них действующей.

Архиепископ Черниговский Лазарь Баранович[19], проповедуя в 1640 году в праздник святой великомученицы Варвары при честных ее мощах, с глубокой благодарностью и умилением поведал о чуде своего исцеления от тяжкой болезни святыми мощами. Впоследствии прославляя это чудо, он написал о нем в своей книге “Труды праздничные”, напечатанной в 1674 году, следующее: “Одержимый тяжкою болезнью, я не обращался к врачам, но прибег с мольбою к мощам святой великомученицы Варвары, с верою пил воду, в которой была омочена рука великомученицы, и чаша этой воды была мне во спасение”.

Настоятель Свято-Михайловского монастыря, иеромонах Феодосий, повествует: в 1655 году, когда он по благословению Киевского митрополита Сильвестра Коссова, принял начальство над обителью, пришел в монастырь гражданин Слуцкий и принес сделанную из серебра руку, которую просил повесить при мощах святой великомученицы Варвары и рассказал следующее: “Рука моя была поражена тяжкой болезнью, и так была скорчена, что я не мог даже разогнуть ее. Страдая этой неисцелимою болезнью, я вспомнил о чудесах, проистекающих от честных мощей святой великомученицы Варвары. Я помолился святой великомученице об исцелении моей руки и дал обет идти на поклонение к ее святым мощам. И вот, помощью святой Варвары, скорченная рука моя исцелилась; я же, исполняя свой обет, пришел сюда с благодарением и в память об исцелении моей руки принес к святым мощам эту серебряную руку”.

Во время междоусобной войны (1660 год) иеромонах Феодосий глубоко скорбел об опасностях для жизни братии и скудости монастыря. Однажды во время сна он увидел себя стоящим при мощах святой великомученицы Варвары и ее раку, наполненную елеем. Святая великомученица сказала Феодосию: “Не смущайся, я с вами”.

Проснувшись, он стал размышлять о бывшем ему видении и, вспомнив, что в Священном Писании елей означает милость, сказал себе: “Рака, наполненная елеем, в которой я видел лежащую великомученицу, является знамением того, что по ее святым молитвам в монастыре не будет больше скудости и бедствий”.

Так и случилось впоследствии.

В 1666 году, рождественским постом, в который и празднуется память святой великомученицы, два воина по имени Андрей и Феодор задумали похитить находившееся на мощах великомученицы драгоценное украшение. Придя ночью в монастырь, они взломали южные двери Михайловской церкви и устремились к мощам святой Варвары. Когда они приблизились к ее честной раке, внезапно ударил страшный гром, и от раки святой на них посыпались огненные искры. В страхе воры упали на землю, как мертвые, и один из них тотчас же оглох, а другой сошел с ума. Придя немного в себя, оглохший, познав на себе кару Божью и святой великомученицы, ничего не взяв вывел своего обезумевшего товарища из церкви, затворил церковные двери и возвратился домой.

Через семь дней это чудо с сокрушением сердца исповедал оглохший воин перед иеромонахом Симеоном, придя в Михайловскую церковь вместе со своим товарищем. Духовник наставил их принести истинное покаяние и отпустил их с надеждой на помощь и исцеление от святой великомученицы. После того Симеон, приступая к совершению божественной литургии, перед святым алтарем поведал о случившемся настоятелю монастыря Феодосию.

В 1670 году киевлянин по имени Иоанн[20], ставший впоследствии бурмистром, заболел горячкой. Долго страдая этим недугом, он вспомнил о святой великомученице Варваре, подающей чудесные исцеления от своих честных мощей. Не имея силы из-за болезни встать с постели и дойти до церкви, он с верою в исцеление послал человека в Михайловский монастырь, прося, чтобы ему дали воды, возливаемой на раку святой Варвары. Этот Иоанн лежал в страшном жару, язык его ссохся. Домашние советовали ему выпить чего-нибудь, дабы охладить жар. Но он отвечал: “Хотя бы мне пришлось и умереть, я не буду пить ничего до тех пор, пока не будет принесена вода от раки святой великомученицы”.

Так велика была вера его к святой великомученице. Когда же была принесена от ее святых мощей вода, Иоанн принял ее с радостью и, с верою помолившись, выпил. Тотчас же он крепко уснул, тогда как прежде совершенно не мог спать. И вот во сне он увидал, будто бы он в церкви святого архистратига Михаила, и прекрасная девица говорит ему: “Знаешь ли ты, кто я?”

Когда он ответил, что не знает, девица сказала: “Знай же, я – мученица Варвара. Есть люди, которые не веруют, что в Михайловском монастыре почивают нетленные мои мощи. Убедись теперь сам в истинности моих мощей и проповедуй всем, чтобы они веровали этому; в знак же этого отныне будь здрав”.

Сказав так, она возлегла в своей стоящей на украшенном месте раке, а Иоанн тотчас же проснувшись, почувствовал себя совершенно здоровым и как бы никогда не болевшим. Возблагодарив Бога и святую Варвару, он поведал всем о чудесном своем исцелении с помощью святой великомученицы.

К вышеприведенным чудесам по молитвенному предстательству святой Варвары следует дополнить рассказом о чудесах более позднего времени. Так, по чудесному заступлению великомученицы в 1710 году во время более десяти месяцев свирепствовавшей и страшно опустошавшей Киев и всю Малороссию чумы, - смертоносная язва не коснулась Златоверхого Свято-Михайловского монастыря, где почивали мощи святой Варвары, и ни один из иноков обители не умер от этой болезни, хотя ворота монастыря и были постоянно открыты для всех желающих молитвенного утешения. То же благодеяние и чудесное заступление было явлено святою великомученицею Варварой и в 1770 году, при вторично опустошившей Южную Россию чуме и несколько раз в наше время при холерных эпидемиях.

Неисчислимы чудеса от честных мощей святой великомученицы Варвары, бывшие как в Свято-Мнхайловском монастыре, так и в других местах[21], многовековой опыт миллионов людей обращаться к ней как к предстательнице перед Богом свидетельствуют об особой благодати, данной святой великомученице Варваре спасать от неожиданной и напрасной смерти, от мора и других внезапных бедствий. Перед своей мученической кончиной святая Варвара испросила и получила от Бога эту особую благодать избавлять от внезапной болезни и печальной смерти всякого человека, который будет молитвенно призывать ее имя и вспоминать страдания, принятые ею ради Господа нашего Иисуса Христа, дивного в святых Своих. И нам теперь эта благодать обильно подается через святую Варвару как из неиссякаемого источника Бога нашего, Которому слава, честь и поклонение и ныне и присно и по веки веков. Аминь.

Тропарь великомученице, глас 8-й:

Варвару святую почтим: вражия бо сети сокруши и, яко птица, избавися от них, помощию и оружием Креста, всечестная.

Кондак, глас 4-й:

В Троице благочестно певаемому последовавши Богу, страстотерпице, идольския притупила еси чтилища; посреде же подвига страдальчествующи, Варваро, мучителей прещения не устрашилася еси, мужемудренная, велегласно поющи присно: Троицу чту, Едино Божество.

Молитва святой великомученице Варваре:

Святая славная и всехвальная великомученице Христова Варваро! Предстояще пред святою твоею иконою, страдания твоя мученическая и в них Самаго страстоположника Христа, давшаго тебе не точию еже в Него веровати, но и еже по Нем страдати, похвалами ублажающе, молим тя, известная желания нашего ходатаице: моли с нами и о нас умоляемаго от Своего благоутробия Бога, да милостивно услышит нас, просящих Его благостыню, и не отставит от нас вся ко спасению и житию нуждная прошения, и дарует христианскую кончину животу нашему безболезненну, непостыдну, мирну, Божественных Таин причастну, и всем на всяцем месте, во всяцей скорби и обстоянии требующим Его человеколюбия и помощи великую Свою подаст милость, да благодатию Божиею и твоим теплым предстательством, душею и телом всегда здравии пребывающе, славим дивнаго во святых Своих Бога Израилева, не удаляющаго помощи Своея от нас, всегда, ныне и присно и во веки веков. Аминь.




Примечания:

[1] Максимиан Галерий, зять и соправитель императора Диоклитиана в восточной половине Римской империи и затем его преемник с 305 по 311 год.

[2] Город Илиополь Финикийский находился к северу от Палестины, в Келесирии, в глубокой древности был главным местом почитания языческого финикийского бога Ваала и центральным пунктом для всего восточного язычества, но в конце IV века стал крупным центром христианства; впоследствии город этот был постепенно разрушен.

[3] И баня с тремя окнами, и мраморный камень при источнике с изображением креста, и след ноги святой Варвары - все это сохранилось в целости до времен Симеона Метафраста, который после Иоанна Дамаскина описал страдания этой святой мученицы. В своей истории он говорит об этом так: “До сего дня существует этот источник, исцеляющий всякие болезни у христолюбивых людей; если бы кто захотел сравнить его со струями Иордана, или источником Силоамским, или с Вифездою, тот не погрешил бы против истины, ибо и в этом источнике так же много чудес совершает сила Христова”.

[4] Финикияне особенно боготворили светила небесные. Главными божествами своими они признавали Ваала или Молоха, в лице которого боготворили солнце, и Астарту, в лице которой боготворили луну.

[5] Разумеются Три Ипостаси или Лица Единого, в Троице славимого Бога.

[6] Блаженная кончина святой великомученицы Варвары и Иулиании последовала в 306 году.

[7] Так святой равноапостольный князь Владимир взял себе в жены царевну Анну, сестру греческих императоров Василия и Константина Мономаха, от которой у него родился сын Владимир Мономах, впоследствии великий князь Киевский.

[8] Михайловский Златоверхий мужской монастырь по древнему преданию построен на том самом месте, где стоял главный идол Перун. По первым летописным сказаниям он основан в 1107 году великим князем Киевским Святополком Изяславичем.

[9] Иеромонах Феодосий Сафонович - учитель и проповедник Киевский, с 1665 года игумен Златоверхого Михайловского монастыря.

[10] Святополк Изяславич - внук Ярослава Мудрого и правнук святого равноапостольного князя Владимира - княжил в великом княжестве Киевском с 1093 по 1114 год.

[11] Алексий I Комнен, византийский император, царствовал с 1081 по 1118 год.

[12] Нашествие Батыя было в середине XIII века.

[13] Петр Могила, знаменитый поборник Православия, был митрополитом Киевским с 1631 по 1646 год; известен своею борьбою за православие с католиками и униатами, устройством Киево-братской школы, изданием богослужебных и душеполезных книг, своими проповедями и другими сочинениями.

[14] Сильвестр Коссов - митрополит Киевский - святительствовал в Киеве с1647 по 1657 год.

[15] Иосиф Нелюбович Тукальский - с 1663 года митрополит Киевский, известный поборник Православия; впоследствии заточен был поляками в Чигирине.

[16] Батурин - город Черниговской губернии.

[17] Макарий, патриарх Антиохийский с 1648 по 1672 год.

[18] Ныне мощи святой великомученицы Варвары находятся во Владимирском соборе в Киеве.

[19] Лазарь Баранович - архиепископ Черниговский с 1647 по 1693 год, деятель Русской Церкви, известный своей полемикой с иезуитами и другими сочинениями, а также своей проповеднической деятельностью.

[20] Иоанн - младший брат настоятеля Свято-Михайловского монастыря иеромонаха Феодосия.

[21] Католики кроме дара святой спасать от внезапной и насильственной смерти верят еще в дар святой великомученицы спасать от бури на море и от огня на суше; святая Варвара также почитается католиками покровительницей артиллерии.